Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Проекты катеров, лодок, яхт для самостоятельной постройки


 Пластмассовая мини-яхта «Калан»

Пластмассовая 
мини-яхта «Калан». Яхта своими руками

Основные данные яхты:
Длина наибольшая, м 4,3
Длина по КВЛ, м 3,9
Ширина наибольшая, м 1,9
Высота надводного борта, м:  
в носу 0,65
минимальная 0,49
Осадка по КВЛ, м 0,65
Водоизмещение - при осадке по КВЛ, м³ 0,76
Вес порожнем, кг 400
Вес балласта, кг 180
Площадь парусности фактическая, м 11,2
Подвесной мотор, л. с. 2—5
Максимальная вместимость, чел. 4

Лет двадцать назад вряд ли отнеслись бы серьезно к конструктору, который взялся построить яхту своими руками, длиной всего 4 метра, но с каютой, камбузом, двумя спальными местами, самоотливным кокпитом. Сразу же ему задали бы множество язвительных вопросов, например - о способности столь малого судна противостоять хотя бы свежему ветру, о его остойчивости, наконец, о самой возможности поместиться в каюте двум взрослым людям.

Сейчас, очевидно, таких вопросов будет меньше. Современные материалы и в первую очередь - стеклопластик - позволяют создавать мореходные, безопасные и достаточно комфортабельные яхты самых малых размерений. Вспомним, например, о переходе Вильяма Веритая в 1955 г. через Атлантический океан на яхточке длиной всего в 3,6 м. В 1968 г. другой замечательный американский яхтсмен Вильям Виллис пытался пересечь Атлантику на пластмассовом суденышке еще меньшей длины - 3,36 м; и хотя ветерану океанских плаваний не суждено было завершить свой замысел, его «Малютка» была найдена (всего в 360 милях от конечной цели путешествия) на плаву и в таком состоянии, что, откачав из нее воду, путешественник мог бы продолжить свой путь.

Разумеется, лодки Веритая и Виллиса были специально спроектированы для тяжелых трансокеанских переходов в одиночку: снабжены массивным фальшкилем, площадь парусности урезана до размеров «носового платка» (на яхте Веритая, например, было всего 10 м парусов при 260-килограммовом фальшкиле), корпуса глухо запалублены. Но можно привести немало примеров серийной постройки достаточно мореходных мини-яхт длиной 4-5 м, широко используемых для семейных путешествий в прибрежных водах Франции, Англии и Японии. Десятки таких яхточек можно видеть на трейлерах за легковыми автомобилями, выбирающимися в предвыходные вечера - из Парижа или, скажем, Лиона к портовым городам Бискайского залива, Средиземного моря, Ла-Манша. Транспортабельность и невысокая стоимость делают мини-яхты весьма популярными среди западных яхтсменов, обладающих средним достатком.

На наш взгляд, наладить производство подобных судов можно было бы на любом из заводов, выпускающих сейчас мотолодки из стеклопластика. Думается, постройка мини-яхт оказалась бы, к тому же, более рентабельной и вот почему. Корпус глиссирующей мотолодки должен выдерживать довольно сильные удары, неизбежные при ходе со скоростью 35-40 км/час (ведь сила удара прямо пропорциональна квадрату скорости!). Уже поэтому конструкция из стеклопластика получается довольно мощной - тяжелой, с большим расходом дорогостоящих стеклоткани и смолы. Как правило, пластмассовые лодки оказываются (при равных размерениях) на 15 - 20% тяжелее и на 20 - 30% дороже лодок из алюминиевых сплавов; соответственно ниже получается скорость (при равной нагрузке), больше расход горючего на пройденный километр. Так что пластиковые лодки с трудом конкурируют с металлическими и не случайно именно конструкторы пластмассовых судов усиленно ратуют за скорейшее освоение более мощных, чем выпускаемые сегодня, 40- и 60-сильных моторов.

Конструкция корпуса яхты, плавающей в водоизмещающем режиме, благодаря своеобразным округлым обводам, дающим эффект «яичной скорлупы», и меньшим ударным нагрузкам может быть выполнена относительно более легкой - с меньшим расходом материалов и, следовательно, менее дорогой. Следует еще учесть, что производственные мощности нашего пластмассового судостроения пока что позволяют выпускать суда лишь сравнительно небольшими сериями, размер которых, очевидно, на первых порах можно считать соответствующим имеющемуся спросу на мини-яхты.

Предлагаемый здесь проект рассчитан на самостоятельную постройку любителями. Именно поэтому заводским конструкторам он может показаться излишне сложным и трудоемким. Однако упрощение конструкции обычно становится возможным главным образом за счет применения более сложной оснастки и специального оборудования, делать и приобретать которые любителю (или даже группе любителей, строящих несколько одинаковых яхт) не имеет смысла.

Общее расположение яхты
Общее расположение яхты


В избранное