Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как заработать 15 миллионов латов без инвестиционных вложений!!!


Ну-ка, посмотрим, что за очередная афера? Скажет читатель… и будет прав.

Да -  афера. А как еще привлечь предпринимателя к статье, посвященной анализу финансовой деятельности. Разве он будет читать статью под названием – «Экономика должна быть экономной» или «Финансовый анализ – современные методы управлением предприятия»? Те, кто такие статьи хочет читать, давно уже обзавелись соответствующей литературой, записались на финансовые форумы и надев очки анализируют, теоретизируют, вычисляют и прогнозируют. Но, не к ним обращена эта статья. А к тем, кто зарабатывает, управляет, обеспечивает, в общем к ВАМ УВАЖАЕМЫЕ ДИРЕКТОРА и СОБСТВЕННИКИ!

Ну и зачем мне это надо? … дцать лет работаю без ваших бумажек и прекрасно все получается, и доказательство тому, что я выжил в кризис, а Иванов, который все считал что-то,  выискивал,  просчитывал где сейчас?

А затем, что финансовые данные сродни знакам дорожного движения – мало их знать и вызубрить все вопросы экзамена по теории, надо иметь солидную практику вождения и интуитивно чувствовать потоки движения и прочая, и прочая, и прочая. Но! Не имея представления о смысле расставленных столбиков:

а) сложно сориентироваться в незнакомой или спорной ситуации;

б) надо платить людям, которые разбираются в них слишком хорошо (привет работникам дорожной полиции:); 

в) можно попасть на встречную полосу движения;

г) проезжающие рядом видят в вас известное приспособление для подогревания воды;

д) в конце концов, можно просто заблудиться или поехать окружным путем.

 

К тому же, дорогие предприниматели, все вы давно уже оплатили  необходимые для анализа данные в виде балансов, деклараций и прочих непонятных бумажек, которые вам изредка приносит на подпись бухгалтер (а может и не носит уже – электронно сдает за вашей подписью, а вы и не знаете?). Так что денежных затрат это не потребует, а потребует минут двадцать в месяц на прочтение статей и немного практики.

Ну-ка, Марь Иванна, принесите-ка мне баланс. Начнем-с.

Цифры, цифры…

Хоть бы график какой…. Что это такое? Нет. Лучше я пойду денег зарабатывать. А балансами пускай бухгалтер занимается…

Стойте, подождите! Все не так страшно. Баланс это просто перечень. С левой стороны записано, что вы имеете, а с правой - откуда вы все это взяли. Два столбика – в этом году и в прошлом  И все.

Посмотрим на левую сторону, там, где написано Aktīvi. Здесь перечислено все, чем владеет ваше предприятие, в порядке – чем выше, тем сложнее это превратить в наличные. А в самом низу разумеется сами Они -  ради чего трудимся. Посмотрите, прочувствуйте как у вас всего много! А теперь переведите взгляд на левую сторону (Pasīvi)– чье это? Чем больше денег в верхней части листа, тем больше это все ваше, ну а пониже расположено то, что  когда то придется отдавать.

Проверьте, что вам есть чем оплатить обязательства, которые наступят раньше всего – поделите свои оперативные средства (Apgrozāmie līdzekļi) на текущие обязательства (Īstermiņa kreditori). Что получилось? Тютелька в тютельку или даже чуть не хватает – задумайтесь - вы можете остаться без средств для закупки или не рассчитаться с кредиторами (может, следует позвонить поставщикам заранее - договориться об отсрочке, съездить в банк за овердрафтом – вот где ваш – предпринимательский выход – предупрежден, значит вооружен). Если результат получился больше единицы – порадуйтесь, а потом опять задумайтесь, а что собственно эти излишки делают в балансе предприятия, если они должны лежать в вашем кармане в виде прибыли? Надо проанализировать, может там есть безнадежные долги или неликвидные запасы, или, просто, пора притормозить с закупками. О том, как провести такой анализ мы поговорим в другой раз. А теперь еще раз порадуйтесь – вы только что рассчитали коэффициент текущей ликвидности и проанализировали платежеспособность предприятия! Кстати, по секрету - это первое на что смотрят банки, страховщики и тому подобные кредиторы.

Сравните, как изменился этот показатель по сравнению с прошлым годом? Почему? Как поправить? К кому обратиться?

А теперь задайте мне мой любимый вопрос. Так, прибыль у меня есть, показатель этот, как вы там его обозвали. ликвидности -о-го-го, а денег нет. Нет денег! Ни у зачем мне после этого ваша бухгалтерия?

Деньги есть. Но они в дырах – в финансовых дырах.

 Все просто. Если вам должны отдать через 3 месяца, да еще и тогда не отдают, а сами вы должны рассчитаться «вчера», то тогда, ну и что, что вы продали с триста процентной наценкой и на долгосрочной основе работаете с о-очень крупной сетью по продаже всего-на-свете. Денежки-то и прибыль ваша и сама сумма долга у них. Не у вас.

Проверим. Возьмем баланс. Который, вроде, как уже стал более симпатичен и расчет прибыли и убытков, который в отличие от баланса был хорошим знакомым и до этого, потому, что именно там находятся две цифры. которые интересуют любого предпринимателя – «Ну и сколько прибыли получилось?», «А сколько налога надо будет заплатить?».

Поделим нетто оборот (Neto apgrozījums)  на сумму запасов (Krājumi) – это указывает сколько раз за год оборачиваются запасы на предприятии. Если вы 365 поделите на результат вычислений, то получите более привычный вид показателя в днях – т.е. сколько в среднем лежит ваш товар на складе до его продажи покупателю. Подойдите к процессу вычисления творчески. Если вы торгуете елочными игрушками или лыжами и весь товар закупили 15 декабря, то среднее количество запасов придется скорректировать, например, взяв  сумму запасов на начало каждого месяца(квартала) и поделив на 12 (4), а может вы просто в курсе, что в конце года прикупили большую партию ну-очень-дешевого-и-качественного товара, и это нестандартная ситуация. В общем. Ваша задача взять среднее количество запасов и вычислить продолжительность его нахождения на балансе вашего предприятия в этом качестве.

Проделайте ту же операцию с дебиторской задолженностью – ответьте на вопрос – на сколько в среднем  я даю отсрочку по платежам своим покупателям?

Сложите два полученных результата. А теперь поделите сумму трех строчек расчета прибыли и убытков – „Pārdotas produkcijas ražošanas izmaksas”, „Pārdošanas izmaksas”  u „Administrācijas izmaksas” на сумму уже известных нам текущих обязательств (Īstermiņa kreditori). Как часто вам надо рассчитываться с кредиторами? Сколько в среднем вам дают отсрочку по платежам?

Сравните сумму дней, пока товар полежал на складах (полках в магазине) и пока с вами рассчитались покупатели со сроком отсрочки по платежам. Каково?

Сравните эти показатели за разные годы. Что поменялось? - С вами лучше/хуже рассчитываются покупатели? Товар уходит быстрее/«завис»? Кредиторы стали требовать рассчитываться заранее или дают отсрочку? Сравните эти показатели с показателем того года, который вы считали самым лучшим годом в своей деятельности. Проверьте. При существующих условиях расчета на рынке, сколько вы можете позволить себе давать отсрочку по платежу и к какой должны стремиться получить от поставщика, чтобы прибыль не складировалась на полках и вашими деньгами не оперировали « дяди». А что можно сделать, чтобы этого достичь?  Можно ли отдать товар дешевле и получить прибыль меньше. Но не в расчете прибыли и убытков. А в кармане (на счете).

Используйте расчет творчески! Просчитайте, что именно у вас оборачивается слишком медленно (быстро) какая именно группа товара, дебиторов, вид поставщика. Сравните данные с предыдущим годом, с лучшим годом, с другим видом товара.

А теперь внимание! Возьмите из базы данных регистра предприятий балансы ваших ближайших конкурентов (тех на которые вы считаете, что можно равняться). И посмотрите, как у них обстоят дела с коэффициентами деловой активности (а именно эти коэффициенты мы сейчас с вами и просчитали). А как им удается оборачивать запасы и рассчитываться с кредиторами? Есть разница? Действуйте.

Еще этот коэффициент поможет вам оценить ваших покупателей. В самом деле, если партнер оборачивает свои запасы месяцами и требует от вас отсрочку на 60-90 дней, подумайте. а надо ли вам его спонсировать?

Не забывайте также о том, что и вас могут так оценивать потенциальные кредиторы! Как вы выглядите?

 

О красоте.

Что еще можно подсмотреть в балансе партнеров? Да много что, главное помнить: баланс дает общее представление о состоянии  предприятия, как гороскоп о характере человека. Но если подходить к вопросу без фанатизма («Я  с вами не работаю, у вас коэффициент ликвидности меньше единицы»), то можно смотреть следующее:

1.      Посмотрите динамику нетто оборота в расчете прибыли и убытков – какие тенденции, к увеличению. к уменьшению?  А также сравните соотношения наценки (Bruto peļņa vai zaudējumi) к нетто обороту в разных годах. Это даст общее представление о продажах – приходилось ли продавать со скидками, привело ли уменьшение наценки к увеличению оборота?

2.      Обратите внимание как изменились расходы на административную деятельность (Administrācijas izmaksas) и расходы на продвижение товара  (Pārdošanas izmaksas). Как это отразилось на оборотах предприятия?

3.      Посмотрите, сколько процентов составляет соотношение прибыли к собственному капиталу предприятия. (PAŠU KAPITĀLS). Насколько этот процент больше ставки по депозиту, который предлагают банки?

4.      Сколько процентов (Procentu maksājumi u.tml. izmaksas) по кредитам выплачивает предприятие и сколько в балансе есть кредитов банковским учреждениям (Aizņēmumi no kredītiestādēm). Задумайтесь, свободно ли партнер расплачивается по кредиту при существующей прибыли, ведь если банк предъявит свои требования, то он скорее всего будет первым (вряд ли он не обеспечил свои требования), потом работники, потом государство, а хватит ли вам получить по требованию?

Пожалуй достаточно. Конечно, существует еще много индикаторов, коэффициентов и формул. Можно анализировать балансы днями, месяцами и неделями, но мы-то своей задачей ставили  не аналитические выкладки, а выявление сигналов, пищи для размышлений и дальнейшего ДЕЙСТВИЯ.

Поэтому, возьмите, пожалуйста, сейчас лист бумаги и поделите его на две части. С левой стороны запишите все плюсы, которые вы заметили, читая свои документы. Оторвите и сохраните этот лист и перечитывайте его перед всякими переговорами – это ваша гордость, сильные стороны и мотив для партнеров  для заключения выгодных сделок. На оставшемся обрывке запишите все, что вызвало ваши сомнения и… требуйте дополнительную информацию. Очень важно занять взвешенную позицию и не делать скоропалительных выводов, но и не оставлять сомнения не разрешенными. В следующих публикациях мы рассмотрим типичные проблемы, а пока вы можете обратиться к ответственному специалисту за пояснениями и дополнительной информацией.

Возьмите еще один лист бумаги, и опять поделите его  на две части.

Запишите с правой стороны то,  что вы заметили привлекательного  в документах ваших партнеров. Задайте себе вопросы – а как бы я смог такого добиться? Как я мог бы использовать это для нужд своего предприятия?

Запишите с левой стороны листа неприятные открытия о своих партнерах. Позвоните. Обсудите на встрече возможные угрозы сотрудничеству, примите меры про обеспечению рисков. Не делайте скоропалительных выводов. Но и не оставляйте ситуацию на самотек.

Удачного вам пути! До новых встреч!

 

Юстина Худенко,

экономист


В избранное