Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

МотоПлуг.RU

  Все выпуски  

МотоПлуг.RU


МотоПлуг.RU – Дом, Сад, Огород.

- Собрать мотоплуг, мотоблок или самодельный трактор с нашими советами проще.
Рубрики
Архивы
Разделы объявлений

Запрягите плуг в лебедку.

марта 4, 2010 | Автор: Кузьма

Лебедка, работающая в паре с плугом, не новость. Особенно для владельцев небольших земельных участков, на которых эти довольно-таки простые и надежные конструкции отличнейшим образом уже успели зарекомендовать себя. Компоновка МЛП (без якоря)

В отличие от мини-трактора лебедка не уплотняет почву. И не буксует, как мотоблок. А практически вся тяговая мощность мотора здесь уходит на полезную работу — вспашку земли-кормилицы буксируемым плугом. Сама же лебедка надежно удерживается на месте за счет якоря, лапы которого, имея вид штыковых лопат, легко заглубляются в грунт.

Пахоту ведут вдвоем, прокладывая борозду за бороздой. Причем напарником, в обязанности которого входит возврат плуга н началу борозды, может быть и 10-летний ребе-нон. Высокое качество вспашки гарантировано даже на крайне неудобных участках (косогоры с профилем типа «стиральная доена») и тяжелых почвах.

Предлагаемый самодельный плуг-эпектролебедка (см. илп.) имеет ряд дополнительных преимуществ, связанных с относительной дешевизной электроэнергии, легкостью приобретения и большим сроком (свыше 30 лет) безотказной работы электродвигателя, простотой запуска и эксплуатации всей конструкции. Рычаг включения скорости редуктора располагается в непосредственной близости от блока с электрооборудованием (конденсаторы, магнитный пускатель, кнопки «Пуск» и «Стоп»). Рядом — моток кабеля на катушке. Так что электролебедка может быть поставлена на якорь в любом месте земельного участка на расстоянии до 100 м от подключения ее к электросети (при большей длине кабеля возрастают потери в линии). А имеющийся в конструкции выносной пульт с кнопкой «Стоп» позволяет осуществлять управление, вести пахоту, работая даже в паре с инвалидом.

При попадании валуна или корней деревьев под плуг усилие на канате резко возрастает. И когда оно становится максимально допустимым (330 нгс), электродвигатель лебедки останавливается, предупреждая разрыв каната (а равно — и поломку механизма цепной передачи). Рама электролебедки

И еще одна особенность. Благодаря модульной конструкции с электролебедки в случае надобности легко можно снять двигатель, блок с электрооборудованием (достаточно для этого открутить 4 болта М10) и, установив их на электрораспиловочный станок, заняться заготовкой дров, рейки, бруса и т.п. Переставив эти же узлы-блоки на траворезку, получаем ценный, богатый витаминами корм для скота и птицы. Ну а сменив плуг на буксируемый культиватор-окучник, ту же электролебедку можно использовать не только для прополки-окучивания, обработки междурядий, но и, скажем, для копки картофеля.

Кинематика? У предлагаемой самодельной конструкции она настолько элементарна (следовательно — надежна), что вряд ли способна вызвать у кого-либо трудности при своем «воплощении в металл». С вала электродвигателя вращающий момент передается (для этого служит втулочная муфта) на редуктор (взят от мопеда «Рига» с последующей небольшой доработкой). А оттуда (благодаря цепной передаче с шагом-12,7 мм) — на барабан с наматываемым на последний 10-мм капроновым канатом, н нонцу которого подсоединен буксируемый плуг или культиватор-окучник (он же картофелекопатель).

В основе рамы — сварная конструкция из отрезков стального уголка 34x50 мм с трубчатым лонжероном и кронштейнами для крепления электродвигателя, редуктора и барабана. Причем направляющая наката, изготавливаемая из соответствующим образом изогнутого отрезка стальной водогазопроводной трубы 22x3, приваривается уже после установки барабана. А в кронштейнах последнего предусмотрены расточные отверстия под вал с возможностью некоторого перемещения вала для обеспечения должного натяжения приводной роликовой цепи ПР-12,7.

Конструкция якоря тоже сварная (см. рис.). Для крепления ее к раме электролебедки (с возможностью поворота на осях-болтах) служат отверстия 0 10 мм. «Лапы» у якоря затачивают, чтобы потом, при «качающемся» попеременном нажиме то правой, то левой ногой, они легко, как штык у лопаты, врезались в землю, обеспечивая надежную фиксацию электролебедки в нужном месте участка.
Сварным выполнен и барабан. Для установки его на валу служат подшипники с защитными шайбами или с уплотнением (номер     80204     либо,     соответственно, 180204). Корпуса — самодельные, выточенные из стальных заготовок (СтЗ). Справа к барабану приваривают звездочку (2=64, 1=12,7). Хотя последняя может иметь и число зубьев, равное 66,— по соображениям технологии (заготовка хорошо устанавливается в трехкулачковый патрон токарного станка). Принципиальная электрическая схема подключения трехфазного асинхронного двигателя электролебедки в однофазную сеть.

Буксируемый плуг во многом похож на конструкцию, опубликованную в № 6'90. В месте ожидаемого максимального изгибающего момента приварены стальные прутки диаметром 16 мм. В отличие от плуга-самохода предлагаемая автором конструкция снабжена двумя рукоятками, выполненными, как и стойка-грядиль, из трубы 22x3 — стальной водогазопроводной. Лемех-отвал представляет собой единую, вырезанную из стального корпуса газового баллона криволинейную поверхность. Так что необходимость в специальной пластине из твердого сплава для лемеха отпала сама собой. А угол атаки в 6°, найденный экспериментально, во многом способствовал росту эксплуатационных качеств плуга.

В роли бороздкого и полевого колес могут, естественно, выступать не только готовые, взятые, скажем, от списанной сельхозтехники, но и самодельные. Первое в таком случае сваривают из 5-мм листовой стали, а второе — из листа СтЗ толщиной 1,5 мм. Существенно массу плуга они не ∙изменят. И последняя вряд ли выйдет за предел 16 кг.

Как уже отмечалось ранее, электродвигатель соединяется с редуктором муфтой, допускающей нарушение соосности до трех градусов. В роли штифта используется болт М8, вставляемый в отверстие, которое высверливается в муфт в заодно с валом редуктора. На болт навинчивают гайку, которую затем стопорят как корончатую.

В случае отсутствия долбежного станка паз в муфте под шпонку электродвигателя Выполняют с помощью... сверла диаметром 6 мм и вспомогательной металлической пробки. Последнюю потом удаляют, а образовавшийся в муфте паз доводят до требуемого профиля четырехгранным напильником.

Что касается редуктора от мопеда «Рига», то перед установкой в конструкцию электролебедки он подвергается доработке, с устранением всех лишних, не передающих крутящий момент частей. Удаляют, в частности, кикстартер, а отверстие от него закрывают резиновой или алюминиевой пробкой с прессовой посадкой. У муфты сцепления ведущий и ведомый диски сваривают друг с другом. Лишние диски сцепления выбрасывают. У блока шестерен все зубья шестерни второй передачи срезают. Это позволяет существенно упростить управление. Ведь на рычаге включения передач остаются лишь «О» и вместо коленвала лучше выточить новый вал. Но можно воспользоваться и тем, который есть,— из-за трудностей при изготовлении в «домашних» условиях шлицов для крепления ведущего диена муфты сцепления. Но тогда придется прежний коленвал тщательно отбалансировать. Как?

Срезав шатун, рядом с валом последнего приваривают балансировочную массу, в качестве которой могут успешно выступать обрезки стальной 8-мм проволоки. Затем, снимая на наждачном круге избыточную массу, добиваются безразличного положения коленвала, уложенного, например, на строго горизонтальные линейки.

Укладывается на линейки коленвал местами подшипников. Делают это аккуратно, достигая должной статической балансировки. Динамическая же выполняется «на глазок». При этом стараются снимать избыточную массу относительно опор подшипников симметрично, чтобы поперечный (изгибающий вал) момент был при вращении минимальный.

Как показывает практика, после такой (в основном статической) балансировки вибраций при работе у редуктора (да и у всей электролебедки в целом) не наблюдается. Но это, конечно же, отнюдь не исключает применение и другого редуктора. Особенно быстроходного, с червячной парой в алюминиевом корпусе. Только вот каждый ли самодельщик сумеет достать такой? Не проще ли здесь ограничиться старым, «бросовым» — от того же видавшего виды мопеда «Рига».

Включение трехфазного электродвигателя в однофазную сеть для самодельщиков обычно особых трудностей не составляет. В нашем конкретном случае это — типовой «треугольник» с фазосдвигающими конденсаторами. Причем емкость Ср, выраженную в микрофарадах, можно брать в 60 раз большую, чем мощность электродвигателя в кВт. Величина же пускового конденсатора определяется как утроенная емкость рабочего, то есть Сп= ЗСр=Зх90 мкФ=300 мкФ. Требуемого номинала добиваются, соединяя (параллельно) имеющиеся под рукой конденсаторы (например, типа МБГК-1) в батарею.

Рекомендуем также воспользоваться малогабаритным электромагнитным пускателем ПМЕ-011. Но его катушка, как правило, рассчитана на подключение к сети напряжением 380 В. А у нас — 220 В. Поэтому часть витков у катушки удаляют.
Например, катушка пускателя, работу которого мы хотим перевести с 380 В на 220 В, содержала 9000 витков. Тогда с нее надо отмотать столько, чтобы оставалось 9000:380x220=5200 витков.

Небольшая доработка требуется и для кнопки «Пуск». Второй (обычно нормально замкнутый в заводском исполнении пускателя) контакт следует переделать в нормально разомкнутый. Выполняется эта операция довольно-таки легко, благо конструкция позволяет.   4
И еще. Пульт управления или хотя бы одна из кнопок «Стоп» непременно должны быть выносными. Иначе оператор не всегда успеет вмешаться и остановить электродвигатель, если вдруг под плуг попадет во время пахоты валун или не выкорчеванный корень, а лебедка как на грех окажется в этот момент почему-то плохо закрепленной (недостаточно глубоко всажены в грунт «лапы» якоря).
Что касается работы электрооборудования лебедки, то его проще понять, разобраться во всех нюансах, воспользовавшись принципиальной электрической схемой (см. илл.). При нажатии на кнопку «Пуск» замыкается соответствующая пара контактов в цепи катушки электромагнитного пускателя. Срабатывая, последний подает на обмотки двигателя 220 В (через нормально замкнутые контакты кнопок «Стоп», контакты Н1.1—К1.4, фазосдвигающие конденсаторы Ср и Сп). Электродвигатель запускается, набирает обороты барабан, наматывая на себя канат и начиная буксировать плуг.

Но вот оператор, отпускает кнопку «Пуск». Размыкаясь, 5В1 отключает пусковой конденсатор. Нормальную работу двигателя обеспечивает теперь только Ср.
При нажатии на любую из кнопок «Стоп» (пультовую или выносную) катушка пускателя обесточивается. Контакты К1.1 — К1.4 размыкаются. Электродвигатель останавливается. Обесточивается он и вследствие срабатывания плавкого предохранителя — при перегрузках, возникающих, скажем, от максимального (330 кгс и более) усилия на канате при попадании под плуг валуна или не выкорчеванных корней. Отключается электролебедка от питающей сети также в том случае, когда на какие-либо нарушения в работе схемы среагирует чуткая аппаратура электронной защиты (например, типа УзОш-10.2.010УХЛ4, выпускаемая в Гомеле), если таковую удалось приобрести и установить в конструкцию (на илл. отсутствует).

Наконец, последнее. Ни на мгновение не следует пренебрегать правилами техники безопасности. Ведь работать приходится с электродвигателем и оборудованием с напряжением 220 В. Особенно если электролебедка подключена к питающей сети напрямую, без разделительного трансформатора, и не имеет аппаратуры электронной защиты. Использовать такую технику на пахоте можно лишь в виде исключения, с соблюдением предельной осторожности. Работать только в средствах защиты от поражения электротоком (специальная резиновая обувь, резиновые рукавицы и пр.). Как огня бояться ненастной, сырой погоды.
Недопустимо использование металлического троса вместо капронового каната. В целях большей безопасности необходимо работать только вдвоем, а не в одиночку. Если есть хоть малейшее сомнение в прочности каната, во избежание возможного травматизма при обрыве его, обезопасьте себя и напарника: наденьте хотя бы защитную (проволочную или решетчатую типа хоккейной) маску. Как говорится, береженого сам Бог бережет.

Один комментарий to “Запрягите плуг в лебедку.”

Ваш отзыв


Получить WMR-бонус Balans.kz на свой кошелек!
.
Интересно? Подпишись!!!

Copyright © 2009-2010 МотоПлуг.RU. All Rights Reserved.

Designed by Alex Fil.

63 / 0.451 / 26.55mb

В избранное