Эксперимент продолжается.
— Воировская работа в энемской школе развивается своеобразно. — Вы знаете, что юные рационализаторы края идут в основном по пути создания, так сказать, малой машинной техники: всевозможных тракторов с прицепными и навесными орудиями, сеялок, веялок, косилок и тому подобных агрегатов. Но энемские ребята в отличие от многих своих коллег начинали с самых азов, в полном смысле следовали школьной логике «от простого — к сложному». Этим постепенно усложняющимся «простым»
были ручные орудия земледельца. Конечно, не обычные, а приспособленные к ребячьим рукам, к маленьким участкам и делянкам. Ручные культиваторы, полольники, лущильники, сеялки и многое, многое другое. Сначала — по готовым образцам и схемам, потом — с добавкой своего, а затем — новые оригинальные устройства.
— Хорошим помощником в конструкторских делах для ребят был ваш журнал, — говорит Николай Моисеевич Обрсжа, руководитель и вдохновитель 1нсмских воировцев, учитель по труду. — Мы начинали с того, что повторяли в металле и дереве схемы устройств проверяли их в деле. Свое творческое «я» появилось у наших ребят много позднее.
Сегодня энемская школа обрела всесоюзную известность, вошла в разряд, как говорится, «маяков». Путь к известности невелик по времени — всего семь лет. Но за этот срок в слесарной мастерской обыкновенной поселковой школы изготовлено по образцам и придумано заново в общей сложности более пятидесяти видов сельскохозяйственных орудий, приспособлений и машин. Вся эта малая техника создавалась с определенным прицелом: для опытничества на пришкольном юннатском участке, для работы в ученических производственных
бригадах.
Итак, в школе существует первичная организация ВОИР. Юношеская, но вполне полноправная. От взрослой такая организация отличается лишь тем, что взносы с ее членов взимаются в своеобразной форме — в виде технических идей, рационализаторских предложений, личной творческой активности.
Нельзя сказать, чтобы плоды творчества посыпались сразу и в изобилии. Генерация зрелых идей началась много позже. Старт выглядел примерно как и у всех: все чего-то недоставало — инструментов, материалов и, главное, опыта. Но ребята не унывали, поначалу придумывали кое-какие простенькие приспособления для школьных учебных мастерских, потом — вещи посложнее, например, токарный станок по дереву, распиловочно-строгальный и заточной станки.
Ребята научились ставить технические задачи, проектировать механизмы, рассчитывать передачи, наконец, научились добротно и аккуратно строить «в металле» то, что рождалось на листах ватмана. Все это в сочетании с производственным окружением (вокруг поселка — поля большого кубанского колхоза, где работают родители многих юных воировцев) создало именно ту благоприятную среду, в которой смогло столь ярко расцвести предельно целенаправленное школьное творчество.
— Нам очень хотелось механизировать труд на пришкольном опытном участке, который походил бы в миниатюре на труд наших родителей на колхозных полях, — рассказывает руководитель проектно-конструкторской группы девятиклассница Люда Рожок. — И у нас появились собственные культиваторы, рыхлители, окучиватели. Вскоре к ним прибавились косилки и механизирозанные ножницы. Последние очень пригодились для уборки стеблей подсолнечника и кукурузы. Появилась у нас и своя молотилка: за основу взяли
проект, предложенный И. Г. Китаевым.
На сегодня из пяти десятков разновидностей сельскохозяйственных орудии, механизмов и машин, построенных в энемской школе, непосредственно ребятами придумано и разработано более тридцати. Цифра уже сама по себе внушительная. А ведь за каждой новинкой — большой труд, как умственный, так и физический, напряжение сил, непрерывный поиск.
Как протекает он, этот поиск? Давайте проследим на одном хотя бы примере динамику изобретательской мысли ребят.
Прежде чем созданный в школе моторыхлитель МР-3-4, который вы видите в руках Сережи Щелканова, стал экспонатом ВДНХ СССР, он прошел несколько стадий разработки и совершенствования, начав свою «биографию» с конструкции далеко не самой удачной. Первый вариант машины изображен на верхнем рисунке (все они, кстати, выполнены энемскими ребятами).
Электрический моторыхлитель сначала спроектировали с одним рабочим валом и четырьмя клиновидными ножами. Когда его сконструировали и испытали в работе, то оказалось, что под действием силы сопротивления почвы при рыхлении машина уползает в сторону, противоположную направлению вращения рабочего вала. К тому же при рыхлении сильно увлажненной почвы пространство между ножами забивается грязью. Перед ребятами встала конкретная техническая проблема — устранить выявленные недостатки.
Объявили конкурс. Юные вомровцы пытаются решать задачу каждый посвоему. Одни тщательнейшим образом изучают устройство почвообрабатывающих машин, что используются в колхозе, другие углубились в техническую литературу, третьи продолжают исследовать недостатки механизма во время его работы. То и дело вспыхивают горячие споры, диспуты, рождаются новые схемы, которые зачастую тут же опровергаются придирчивыми оппонентами.
Кузьма | 02.10.2009 | В рубриках: Новости изобретателей
Адрес для трекбека | Comments RSS