Статья опубликована в №2 за 2015 г. журнала "Светотехника"
Г.С. Матовников, Н.И. Щепетков, МАрхИ (ГА), Москва
Аннотация
Статья касается проведенной в 2012–2014 гг. оценки уровней освещения и благоустройства новых пешеходных улиц Москвы. Объектами являлись пешеходные зоны «Тверской район», «Замоскворечье» и «Крымская набережная», а
также некоторые примыкающие к ним зоны. На основании проведённых натурных измерений светотехнических параметров и оценки качества световой среды сделаны выводы о результатах реализации городской программы по развитию пешеходных пространств Москвы.
В 2011 г. новое правительство Москвы приняло программу по развитию инвестиционной и туристической привлекательности города, созданию в нём комфортной среды на 2012–2016 гг. [1]. В числе
приоритетных задач в ней было предусмотрено развитие системы пешеходных пространств: благоустройство и переоборудование улиц в историческом центре города, набережных, создание новых пешеходных и велосипедных маршрутов и улучшение комфорта пешеходных прогулок по выбранным улицам. Среди важных параметров комфорта и эстетической привлекательности среды ‒ создание качественного уличного освещения, гармонирующего с архитектурным освещением фасадов и рекламно-световой информацией, как то провозглашается в
принятой в 2008 г. концепции [2]. При этом следует вспомнить, что ещё в 1982 г. появилась первая в столице пешеходная улица Арбат, многолетняя эпопея которой, родившая метафору «Арбат офанарел», так и не была закончена в соответствии с комплексным проектом [3].
Реализация новых программ в
2011–2014 гг. проходила на волне очевидного подъёма интереса профессионального сообщества и горожан к вопросу качества городской среды как к базовому условию жизни и развития города. Это внимание, к сожалению, довольно примитивно выразилось в решениях искусственного освещения. Качество созданной архитектурно-световой среды этих улиц в подавляющем большинстве случаев не более чем посредственное, и нет оснований полагать, что без кардинального пересмотра проектных методик и практики реализации проектов
оно может измениться к лучшему.
Нами проведено обследование более чем 12 км из фактически реализованных 15 км «новых пешеходных зон» в разные сезоны года с визуальной оценкой и фотофиксацией кадров, замерами светотехнических параметров вечерней световой среды (освещенности Ег, Ев, Епц и Е4π
[1] и, с помощью яркомера LMK Mobile Advanced, яркость её элементов). Обследованные участки входили в 3 крупные пешеходные зоны:
«Тверской район» ‒ созданная в 2011–2013 гг., её
расширение и реконструкция продолжается до сих пор;
«Замоскворечье» (2012–2014 гг.);
набережные Москвы-реки от «Воробьевых гор» до «Крымской набережной» ‒ работы начались с ребрендинга и реконструкции ЦПКО им. М. Горького в 2009 г., Крымская набережная была
превращена в пешеходную зону в 2013 г., а работы по набережной в районе Воробьевых гор продолжаются.
Несмотря на программную идею создания единой системы пешеходных маршрутов в центре Москвы, характер обследованных зон следует оценить как фрагментарный, недостаточно связанный. Очевидно, представления о них как о единой урбанистической системе не
существовало ещё на уровне концепций, выполненных разными проектными коллективами без единого профессионального и чёткого руководства. Вместо продуманного иерархического зонирования пешеходных маршрутов с учётом концептуальной специфики каждого были автономно выделены более 50 участков, предлагаемых к реконструкции, общей протяженностью около 27 км [4]. В заявленной программе участки оформлены как самостоятельные пешеходные зоны, при этом ни одна из них, за исключением набережной Москвы-реки, не способна
функционировать как полноценная пешеходная улица с взаимодополняющими функциями: место рекреации, проведения досуга горожан, в т.ч. в тёмное время суток; очаг туристического притяжения и особой концентрации специфической городской уличной жизни.