Мир света №19. Освещение тоннеля в Серебряном Бору
Приветствуем Вас снова в нашей рассылке! Поздравляем всех наших читателей с наступившим Новым Годом и Рождеством и надеемся, что праздники принесли вам радость и отдых.
Освещение тоннеля в Серебряном Бору
Авторы: Хаметова В.В., Дихтярук О.В.
ООО «Светосервис»
С развитием транспортной сети в Москве сооружаются протяженные транспортные тоннели. В настоящее время введен в эксплуатацию тоннель длиной 2,5 км. в Серебряном Бору – важный транспортный узел, соединяющий центр города через МКАД с Новорижским шоссе.
Тоннель состоит из двух независимых «рукавов»: по одному из них движение будет идти в сторону центра, по другому – в сторону области. Каждый тоннель разделен на два яруса, в верхнем разместится трехполосная автодорога, а на нижнем линия метрополитена. Новый тоннель будет крупнейшим в Европе (длина автотранспортного тоннеля составляет 2,5 км).
Для освещения тоннеля в Серебряном Бору разработаны проекты рабочего и аварийного освещения автотранспортной части, вспомогательных и притоннельных сооружений. В настоящие время основные работы по освещению тоннеля завершены. В ближайшем будущем будет производиться настройка оборудования и его сервисное обслуживание.
Автотранспортные тоннели относятся к объектам с повышенной опасностью и к ним предъявляются особые требования. Чем тоннель протяженней, тем жестче требования к системам безопасности, инженерным системам, в том числе и к освещению.
Учитывая возможность возникновения аварийных ситуаций из-за высокой интенсивности движения автотранспорта, наличие неблагоприятной химически агрессивной среды, ограничение времени пребывания обслуживающего персонала в тоннеле, при разработке проектных решений большое внимание уделялось надежности осветительной установки в целом. По надежности элетроснабжения светильники рабочего освещения и освещения безопасности относятся к группе
электроприемников I категории, светильники эвакуационного освещения и световые указатели к особой группе электроприемников I категории. При проектировании осветительной установки тоннелей очень важно правильно определить все светотехнические параметры, которые должны соответствовать нормативным документам. В связи с тем, что отечественные нормы не удовлетворяют требованиям международных стандартов, проект рабочего освещения транспортной зоны Краснопресненского тоннеля выполнен в соответствии с требованиями
«Швейцарских норм»: - SN 150 915 – «НАРУЖНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ. УЛИЧНЫЕ ТОННЕЛИ, ГАЛЕРЕИ И ПУТЕПРОВОДЫ».
В качестве ОП для рабочего освещения проезжей части используются светильники ЖПУ 29 с натриевыми лампами высокого давления Лихославльского завода, устанавливаемые с помощью специальных конструкций.
Основной особенностью Краснопресненского тоннеля является расположение эвакуационных выходов, расстояние между которыми составляет 250 метров. Согласно СНиП 23-05-95 указатели направления движения к выходам должны устанавливаться на расстоянии не более 25 метров друг от друга. Возникла необходимость в использовании таких светильников, которые в нормальном режиме указывают направление движение к ближайшему выходу,
а при возникновении аварийной ситуации могут изменять свое смысловое значение в зависимости от места возникновения пожара или другой чрезвычайной ситуации (ЧС).
На начальной стадии выполнения рабочих проектов таких светильников у отечественных производителей не было. Та же проблема возникла и со светильниками для освещения путей эвакуации в тоннеле. Фирмами ООО «Белый Свет» и ОКБ «МЭЛЗ» при участии ООО «Светосервис» и ГУП «Гормост» были разработаны светильники эвакуационного освещения специально для тоннеля
в Серебряном Бору.
Проект эвакуационного освещения транспортной зоны тоннеля, рабочего и аварийного освещения вспомогательных и притоннельных сооружений тоннеля выполнен в соответствии с требованиями отечественных норм:
СНиП 23-05-95 – «ЕСТЕСТВЕННОЕ И ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ»;
МГСН 2.06-99 -«ЕСТЕСТВЕННОЕ, ИСКУССТВЕННОЕ И СОВМЕЩЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ»;
Эвакуационное освещение транспортной зоны тоннеля включает:
освещение путей эвакуации по банкетке;
световую маркировку аварийных выходов и направление движения к ним.
Для освещения путей эвакуации используются светильники фирмы «Белый Свет» - БС-7443-Т, которые устанавливаются через каждые 8 метров на высоте 2,2 метра от уровня банкетки и включены постоянно в целях предотвращения паники в первый момент при отключении рабочего освещения в тоннеле. Указатели направления движения к эвакуационным выходам выполнены с помощью динамических светильников типа ДБУ «Стрелки», которые могут изменять свое
смысловое значение в зависимости от места возникновения пожара или другой ЧС. Это происходит по сигналу от системы СОУЭ (Система Оповещения и Управления Эвакуацией). Шаг установки светильников не более 25 метров на всей протяженности тоннеля.
Световая маркировка эвакуационных выходов выполнена светильниками типа ДБУ «Выход» производства ОКБ «МЭЛЗ». Светильники выполнены на светодиодах и включены постоянно. В случае возникновения ЧС по команде СОУЭ включаются световые мигающие сигналы, выполненные так же на светодиодах, встроенных в этот светильник.
Освещение притоннельных сооружений в основном выполнено светильниками с лампами накаливания и с люминесцентными лампами.
Вся светотехническая установка оснащена автоматизированной системой управления освещением, основными задачами которой являются:
автоматическое управление рабочим освещением транспортной зоны тоннеля в зависимости от времени суток (по таймеру) и яркости на въезде по измерениям от яркомеров;
автоматизированный диспетчерский контроль и управление режимами работы эвакуационного освещения.
Для рабочего освещения проезжей части использовано светильников ЖПУ-29
1646 шт.
Для аварийного освещения проезжей части использовано:
светильников БС-7443-18 T – 620 шт.;
светильников ДБУ 03-11-001 «Выход» - 34 шт.;
светильников ДБУ 03-11-002 «Стрелка» - 236 шт.
Установленная мощность осветительной установки рабочего освещения проезжей части – 556,6 кВт.
Основной подход к созданию качественной системы эвакуационного и рабочего освещения связан с обеспечением безопасности людей, в связи с чем любые финансовые затраты, направленные на разработку новых светильников, разработку надежных систем питания, внедрение гибкой системы управления и контроля будут оправданы.
Присылайте свои вопросы и пожелания по адресу inet@svetoservis.ru.
Успехов Вам!
Выпуск подготовила Новикова Евгения
Группа компаний "Светосервис"