Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

IT для бизнеса: Экономные решения дорогих вопросов


А что у вас УЖЕ ЕСТЬ?

Всех приветствую!

Сегодня поговорим о том, как пустить в дело неиспользуемые возможности информационной системы, которая уже есть на предприятии.

Давайте-ка вспомним – что обычно  сподвигает компании на смену  старой доброй КИС?

Правильно. Нечто вроде: «Старая программа уже не удовлетворяет нашим потребностям»

А каким потребностям?

Распространенный  ответ: она не предоставляет информацию, нужную для принятия решений.

В этом месте крайне полезно задаться вопросом : а в самой ли системе дело?

Начинаем выяснять. И нередко понимаем, что и место-то в системе есть, куда дополнительные нужные данные ввести. И отчеты она делать умеет. Нужно только постараться ее донастроить, и людей научить с ней правильно обращаться.

Например, живет в одной компании система малоизвестного российского разработчика, на базе Oracle.  Народ ею становится чем дальше, тем недовольнее, и хотят сменить ее на что-нибудь.  Ибо не хватает им толковой аналитики, и прозрачности бизнеса вообще. Для анализа используют в основном самодельные отчеты, написанные несколько лет назад.

В то же время в компании есть простаивающий ресурс. Ибо с этой системой в качестве приложения для анализа  идет Oracle Discoverer (это достаточно мощный инструмент для построения отчетов, причем многие отчеты пользователь может сделать сам, не привлекая программиста). Но умеют им пользоваться пара человек из всей компании (у которых, кстати, претензий к аналитике нет). Да и поля многие нужные в базе при ближайшем рассмотрении обнаружились. Просто когда много  лет назад систему эту внедряли – эти поля никому были не нужны, вот и забыли все об их существовании.

В результате – неплохим решением для этой компании может стать разработка новых отчетов на базе Oracle Discoverer (который уже есть, приобретать не надо). Плюс обучение пользователей науке обращения с ним, а также - более правильным схемам работы с системой. Это обойдется в десятки раз дешевле, нежели внедрять новую систему, и нести связанные с этим прямые и косвенные затраты.

Вывод: крайне полезно поискать неиспользуемые ресурсы в том, что уже есть.

С вероятностью процентов 80%  - они там имеются.

Почему?

Потому что есть системная проблема.

Люди, которые знают, как настроить систему (технические консультанты) – обычно не знают, как работает бизнес.

Люди, которые понимают, как работает бизнес целиком – чаще всего не могут сформулировать свои требования так, чтобы они стали понятны техническим консультантам, которые могут хорошо настроить систему.

При автоматизации рабочих мест  рядовых сотрудников эта проблема еще не очень вылезает. Потому что у сотрудников есть формальные инструкции, они передают их консультантам, и те спокойно настраивают под них систему.

Сложнее  с теми, кто составляет «творческое ядро» бизнеса – руководители и ключевые сотрудники.

В их действиях подчас много интуитивного, нестандартного. Далеко не все из них способны формально объяснить, что и как они делают, и на каком этапе какая информация им нужна. В то время как для настройки системы все должно быть формализовано «от и до». Не скажешь же программе: ну-ка сделай нам  красиво, чтобы мы могли управленческие решения принимать:-))

И здесь многое зависит как от способности руководителя формализовать свои пожелания (что есть немалый труд) – так и от способности консультанта взглянуть на мир глазами своего собеседника. «Угадать» его пожелания, и самому предложить решение.

Но «вырастить» такого понятливого консультанта – это минимум несколько лет интенсивного практического опыта. А также большое желание самого консультанта в этом направлении расти.

Поэтому таких консультантов – мало. Чаще всего внедрениями занимаются технические специалисты, которые ждут четких инструкций. И затрудненный непониманием диалог между ними и представителями бизнеса заканчивается вовсе не по  нахождении оптимального решения. До этого просто не доходит:-) все заканчивается, когда стороны успели хорошенько друг друга замучить:-)

Поэтому во многих установленных ныне информационных системах – неиспользуемые ресурсы есть!:-)

Как их обнаружить? И можно ли вообще что-то сделать, если уж с самого начала не получилось внедрить систему оптимально, хотя старались?

Первое. По сравнению с моментом внедрения системы у вас сейчас есть одно преимущество. Когда вы ее только внедряли – вы еще не знали точно, как она будет работать. Вы могли руководствоваться только своими предположениями, которые совпадать с действительностью не обязаны. Сейчас вы уже знаете, чего вам не хватает.

Второе. Для того, чтобы использовать свою же систему более оптимально – нередко нужно сменить к ней подход. Насколько сильны будут эти изменения – зависит от ситуации, но однозначно потребуется свежий взгляд.

Его можно найти в собственной компании. Например, привлечь к делу сотрудников, чаще других вносящих предложения по улучшению бизнес-процессов и учетной системы. Не так уж редко случается, что в компании есть такие люди, но они завалены рутинной работой. Тогда как их способность подойти к делу творчески и системно могла бы принести компании гораздо больше.

Но более распространенным будет, пожалуй, вариант с приглашением для консультации толкового стороннего специалиста. Желательно -  знающего ту систему, которая стоит у вас:-) Хотя есть и универсалы, которые, подробно разобравшись с десятком систем, одиннадцатую уже осваивают быстро и почти на автомате, и тоже способны дать хороший совет. В чем плюс – сторонние ребята видели, как это внедрялось в других компаниях. И, скорее всего, те внедрения содержат другие ошибки, но не содержат ваших :-)

Вполне вероятно, что в результате вам удастся решить свои проблемы без понесения всех затрат, связанных со сменой ИС.

Но даже если нет -  все равно в результате проделанной работы вы четко сформулируете, почему вы хотите сменить систему, и что должно быть в новой. Это значительно облегчит вам выбор новой ИС. А благодаря правильному выбору вы сможете прилично сэкономить на внедрении, по сравнению с теми, кто купил систему «вслепую», и теперь за собственные деньги дорабатывает в ней необходимый функционал.

Кстати, в одном (а может, и не одном) из будущих  выпусков я планирую рассмотреть возможности оптимизации конкретных систем.  Те, кому это актуально – могут прислать мне запросы на адрес vasilyeva.mary@gmail.com

В запросе нужно указать:

1) Какая  система у вас сейчас?

2) Какие вещи вы с помощью ее хотите сделать, но не можете?

Если вопрос окажется в области моей компетенции –  с удовольствием дам развернутый ответ о возможности получить желаемое средствами вашей же системы.


И напоследок – информация для коллег-консультантов (не обязательно ИТ), если они присутствуют среди подписчиков.

8 февраля стартует флэшмоб «Упаковка Консалтинга».

Что будет внутри флешмоба

         Проработка рыночной ниши

         Подготовка коммерческих предложений

         Создание сайта для консультанта

         Разработка линейки продуктов

         Упаковка сервисов консультанта

         Создание каталога

         Укрепление статуса эксперта

         Работа с социальными сетями

         Что дальше

О том, как стать участником – смотрите здесь.

Желаю удачи!

Мария Васильева, vasilyeva.mary@gmail.com


В избранное