Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

IT для бизнеса: Экономные решения дорогих вопросов Ошибки стоимостью $1M


Ошибки стоимостью $1 млн. при покупке ERP.

Всем доброго времени суток!

Сегодняшний выпуск принесет пользу тем, кто подумывает о покупке ERP системы для своего предприятия. А также всем, кто думает когда-нибудь об этом задуматься:-)

По широко известной статистике, не более 15% внедрений ERP считаются успешными (т.е. попадают в обозначенные сроки и бюджет). Особенно печально это выглядит, если вспомнить стоимость таких проектов – от десятков тысяч долларов смело вверх до миллиона и выше.

Так что же происходит в остальных 85% внедрений ERP?

Несмотря на индивидуальность каждой компании и ситуации -  у них есть нечто общее. Их инициаторы испытывают на старте проекта одни и те же заблуждения.

И это неудивительно.

Эти заблуждения усердно распространяются маркетинговыми отделами разработчиков ERP. Продавать-то надо:-) Вы читаете статьи, ходите на презентации, на которые поставщики ERP-решений отправляют своих лучших сотрудников (кстати, в большинстве случаев это вовсе не те ребята, которые придут потом делать ваш проект).

После многочисленных проездов по ушам демонстраций возможностей системы у будущих счастливых обладателей ERP складывается впечатление: «Этот продукт – то, что надо, он успешно внедрен в страшном количестве фирм, а значит – он умеет ВСЕ. Все, что нам надо, и все, что мы можем когда-либо захотеть. Он поможет мне в моих проблемах, даже если я еще не понял, как».

Внимание! Если заметили за собой подобные настроения– будьте осторожны.

Потому что «брендовость» продукта, и впечатляющее количество внедрений по всему миру,  безусловно, помогут вам… если нужно просто объяснить начальнику, почему именно так вы освоили отведенный на ERP  бюджет.

Если же вам нужен еще и эффект от вашей покупки – следует понимать, откуда он возьмется, и почему это сработает.

Будучи инсайдером этой отрасли, могу сказать, что расписываемое на презентациях всемогущество ERP (особенно западных), мягко говоря, преувеличено.

В силу того, что:

1. Процесс разработки столь больших систем – дело громоздкое и крайне неповоротливое.

Чтобы добавить в продукт какую-нибудь новую функцию  - чаще всего нужно так или иначе затронуть старые. Ибо все в программном продукте взаимосвязано. Поэтому даже при внесении небольших дополнений придется делать комплекс работ по тестированию и отладке продукта, длительных и дорогих. А это сильно ограничивает производителя в постоянном добавлении новой функциональности.

Потому лично меня не удивляет, когда я вижу, что функционал ERP от версии к версии меняется довольно мало (при том, что между версиями обычно проходит не меньше года). Судите сами, насколько правдивыми при этом могут быть заключения о том, что в продукте включено «все, что можно».

2. Почти в 100% случаев ERP (даже самые западные и  крутые) приходится дорабатывать. Что интересно, некоторые функции, особо важные для российской специфики:-) повторяются из проекта в проект.

Но в так называемый «стандарт», т.е. собственно западный продукт, который вы покупаете в коробках – эти функции так и не войдут. Потому что другим странам они особо неинтересны. А значит  - для разработчика нецелесообразно ими заниматься. Т.к. Россия пока не является приоритетным рынком сбыта ERP.

Можно продолжать дальше, но сути вопроса это не изменит. Для многих российских компаний готового функционала ERP оказывается недостаточно.

И обычно эта проблема вылезает уже на стадии внедрения. Когда коробки куплены, затребованные поставщиками суммы проплачены.

Но обеспечить потребности фирмы заказчика  все-таки надо? Ну хотя бы минимальные… чтобы она могла работать.

Эта задача решается с помощью доработок. Которые делаются программистами фирмы-поставщика.

Здесь есть сразу два невеселых аспекта.

Во-первых, вы получаете уже не тот самый стандартный продукт от компании SAP или Microsoft, а полусамодельное решение компании «Васечкин и партнеры» всего лишь на базе этого SAP-а или Microsoft Dynamix-а.

А это означает, что у вас уже есть практически все проблемы по зависимости от конкретных разработчиков. Которых вы, возможно, как раз хотели избежать.

Во-вторых  - за дополнительные доработки нужно дополнительно платить. 

Расскажу одну историю из жизни.

Жила-была компания. Не большая, но и не маленькая. И захотела эта компания решить все свои IT-шные проблемы одним махом, купив большую-большую систему SAP/R3.

Поставщики оценили проект в $1 млн.

Миллиона было жалко. Но решить одним махом все проблемы  - было очень привлекательно.

И началась работа. В процессе которой выяснилось, что то одного в системе не хватает, то другого… Естественно, доработки, доработки…а спецы-то SAP  недешево стоят -  вот и подошел миллион к концу!

….А вот уже и полтора… А результата так и нет.

И стало наконец компании жалко денег на этот проект. Кто его знает, сколько он еще всосать способен.  И стоят поныне  коробки эти как памятник.

А самое обидное – что на следующем этапе, когда уже стали выбирать продукт «с чувством, с толком, с расстановкой» - выяснилось, что на базе некоторых других систем весь необходимый для этой конкретной компании функционал можно было бы получить тысяч за 300-400. 

И специалисты в штате ведь были, способные оценить пригодность продукта для своей компании. Или можно было со стороны их привлечь – за пару  процентов от случившихся потерь. Если бы только вовремя этим озадачиться!

Увы. Пропаганда – страшная сила. Даже умные рискуют не устоять.

Поэтому не пренебрегайте возможностью выяснить реальное соответствие покупаемой  ERP вашим потребностям! Да, это займет некоторое время. Но это себя окупает.

Желаю вам здравых и удачных решений!

Мария Васильева, vasilyeva.mary@gmail.com


В избранное