2.1 МП, вспышки нет, автофокуса нет, OmniVision OV2710, 140°
Навигация
GPS
ОС
Android 4.4.2 KitKat
Цена
7-8 тысяч рублей
Navitel RE900 - недорогое устройство "два в одном", навигатор плюс видеорегистратор. Свеженькое. Этого года выпуска.
Обзоров по нему в сети уже немало. Но все эти обзоры до ужаса формальные (кроме iXBT-шного) и ни в одном из них не сказано главного. На RE900 спокойно можно ставить сторонние навигационные софтинки. Яндекс.Навигатор, 2GIS и т.д. Совсем не уверен, что Навител порадуется тому, что я про это говорю. Но на самом деле в этой возможности весь кайф. И именно она "спасает" устройство и даёт мне основания рекомендовать его к покупке. Впрочем, что-то я забегаю вперёд.
Когда я в первый раз посмотрел характеристики RE900, то подумал: "боже, какой кошмар". Пока тестировал, нарыл кучу всякого разного, дерущегося с моим представлением о прекрасном. Но.
Но несмотря на всё это, Navitel RE900 отлично прижился на ветровом стекле моего автомобиля и снимать я его оттуда пока не планирую.
По своей сути, RE900 - это слабый древний "пятидюймовый планшет" на урезанном Android с прикрученной к нему поворотной камерой. И с картами Navitel в комплекте, естественно (Россия, Казахстан, Европа, бесплатное обновление карт).
Цена
Официальная цена - 7990 рублей. Если поискать, то несложно найти на тысячу дешевле. Т.е. стоит как современный смартфона начального уровня.
К сведению. Текущая стоимость карт Navitel "Европа и Россия" для Android - 1400 руб (регулярная цена - 2800 руб). Да ещё и продаются они с привязкой к устройству. Купили новый смартфон - покупайте карты заново.
Краткий вывод
Navitel RE900 - неплохой вариант, если вы хотите немного уменьшить зоопарк устройств на лобовом стекле своего авто. Ежу понятно, что с тем же успехом как навигатор можно использовать и смартфон, который у каждого из нас с вами всё равно есть. А отдельный небольшой регистратор можно спокойно спрятать за зеркалом заднего вида, чтоб глаза не мозолил. Но и подобный гибридный вариант вполне имеет право на существование. Почему нет? Хотя, конечно, как и в любом
устройстве "несколько в одном", не обошлось без компромиссов.
Что приятно - на RE900 можно ставить сторонний android-софт. Обходным путём, т.к. нет Google Play, но без проблем и танцев с бубном. Уже упоминавшиеся мной Яндекс.Навигатор со встроенной Алисой и 2GIS поставились на раз. И это, кстати, очень важный момент. Любимая программа для навигации - дело очень личное. И возможность свалить с фирменного софта от Навител на то, что вы привыкли использовать - она успокаивает.
Комплектация
Крепление на стекло (присоска), шнурок питания к прикуривателю (Mini-USB), шнурок Mini-USB для подключения к компьютеру (очень короткий).
Железо
Чипсет [[MediaTek MT8382]] 2013 года рождения. Где откопали такую реликвию, понятно не очень. С другой стороны, его близкий родственник [[MediaTek MT6580]] очень активно используется в новейших смартфонах младших линеек до сих пор. В игрушки на навигаторе вы играть всё равно не будете. А для записи видео и навигационных программ и такое железо сойдёт.
Память. Гигабайт оперативной - нормально. Для наших задач хватит. 16 ГБ флеш-памяти - для карт - хватит вполне. Плюс карта памяти - её придётся докупить, т.к. видео аппарат желает писать туда и только туда.
Экран
Недорогая пятидюймовая IPS-матрица с HD-разрешением. Яркость для использования в автомобиле даже в солнечную погоду вполне достаточная - это главное (350 кд/м2). Никаких олеофобных покрытий, естественно, нет.
Аккумулятор
800 мА·ч. По меркам современных смартфонов и планшетов это, конечно, смешно. С другой стороны, перед нами же видеорегистратор. Что подразумевает постоянное подключение к автомобильному электричеству.
Я не стал проводить свои стандартные аккумуляторные тесты, которыми мучаю все смартфоны и планшеты. Бесcмысленно. Просто знайте, что батарейки хватает на час одновременной работы навигатора и регистратора на максимальной яркости экрана.
Связь
Типичное Android-устройство с поддержкой 3G. Т.е. Wi-Fi, мобильный 3G-интернет, Bluetooth. Всё есть, всё работает.
Mini-USB для передачи данных, оно же и питание. Вот не смешно. Пришлось лезть на антресоли за коробкой со старым хламом, чтоб откопать шнурок нормальной длины.
Софт. Android
Не падайте со стульев. Android 4.4.2 KitKat в планшетной разновидности (с характерными экранными андроидными кнопками). Без сервисов Google и без какого бы то ни было магазина приложений. Зато с фирменной оболочкой, облегчающей быстрый запуск видеорегистратора и родной навигационной программы.
Установка стороннего софта не запрещена. Но раз магазина нет, придётся ставить его из apk-файлов. Я их тупо скопировал со своего текущего смартфона (если вы не в курсе - Total Commander умеет добывать apk-файлы установленного софта).
Что любопытно, Яндекс.Карты выругались - мол, нужны сервисы Google для корректной работы. Но при этом заработали как миленькие. Дали залогиниться, подтянули мои избранные места, скачали offline-карты и т.д.
Что неприятно. Android древний. И присутствует разделение внутренней памяти на области. С одной стороны, места навалом. Но вот места для установки софта отведено откровенно мало. Поставить одновременно Яндекс.Карты, Яндекс.Навигатор и 2GIS - уже проблема.
Пока пара слов без привязки к навигационному софту. Спутники - только GPS. ГЛОНАСС не ловится. Скорость ловли хорошая, спутники в процессе работы не теряются.
Обновление пробок - можно через Wi-Fi (раздать со смартфона или с мобильного роутера). Или можно воткнуть в устройство SIM-карту. 3G - это, конечно, вчерашний день. Но для пробок многого не надо, так что не критично.
Навител Навигатор vs Яндекс.Навигатор
Фирменный навигационный софт. Офлайн-карты, пробки, POI, построение маршрутов, предупреждения о камерах. Всё как положено. Классическое навигационное приложение.
Ещё скриншоты
Выбор программы для навигации - вопрос такой... Сложный. Я в последние годы использую либо Яндекс.Навигатор, либо Google. Просто потому, что они бесплатные и всегда под рукой. И обычно их хватает за глаза и за уши, просто не возникает повода пробовать что-то ещё. Ещё, если не нужны пробки, иногда использую OsmAnd+. Купил его сто лет назад. И с тех пор он у меня так и кочует со смартфона на смартфон, благо доплачивать при смене техники за него не нужно.
И мысль о том, что почему-то может потребоваться заплатить денежку и купить себе на смартфон весьма платный Навител, она мне кажется странной. Понятно, ситуации бывают разные... Но вот реально за последние годы не возникало повода захотеть попробовать что-то ещё помимо вышеперечисленного.
Ну, ок. В данном случае устройство уже укомплектовано фирменным софтом, ничего докупать не нужно. Так что запускаю на RE900 Навител, рядышком ставлю смартфон с запущенным Яндекс.Навигатором и еду кататься. И там, и тут прокладываю маршруты до одних и тех же точек, сравниваю.
Я не ездил с RE900 куда-то далеко. Колесил лишь по Санкт-Петербургу и некоторым его ближайшим окрестностям. И, по моим ощущениям, в моей родной географии Навител проигрывает Яндексу. Но, во-первых, я могу быть субъективен - вопрос привычки. И, во-вторых, вполне возможно, что в других географиях Навител будет сильнее. Порыскал я немного по форумам и пару раз наткнулся там на высказывания, что, мол, по столицам лучше ездить по Яндексу. А вот если куда-то в
регионы - то там Навител очень хорош.
На самом деле, конечно, оба хороши и порой вытворяют что-то странное. Но у Навитела странности случаются почаще. Т.е. в его случае я чаще не понимаю зачем он меня куда-то тащит. Например, была ситуация. Длинная прямая дорога. Жёлтенькая, но ничего критичного. Яндекс ведёт прямо, Навител же пытается развернуть назад и зачем-то отправить покататься по кольцевой. Еду так минуту, две, пять... Потом вдруг - оп-па - чувак, точно, поехали вперёд! Доедем на 15 минут быстрее, чем я считал до этого!
Ну и по мелочи. Яндекс побыстрее реагирует на изменение обстановки. Получше отображает развязки - удобнее вписываться в незнакомые повороты. И так далее.
И ещё любопытная... Не бага, фича. Вот некий условный навигатор показывает тебе направо, а ты едешь прямо. Почему? Вариантов, на самом деле, два. Либо ты промахнулся мимо поворота, либо ты решил, что прямо ехать правильнее. Навител обычно сначала предполагает, что ты промахнулся и пытается отыскать ближайший разворот и вернуть тебя на путь истинный. Яндекс же зачастую думает, что раз хозяин решил, что надо прямо, то, наверное, так и надо и пытается строить маршрут через это прямо, не пытаясь заставить
тебя развернуться на ближайшем перекрёстке. Что правильнее - вопрос, наверное, философский. Но обычно в знакомых городах мимо поворотов промахиваешься редко.
Поиск. Навител, ребята. У вас с этим беда-беда. Во-первых, нет голосового ввода. Вот честно, вводить адреса вручную - это сейчас уже анахронизм. Тем более для водителей. Тем более для тех, кто уже опробовал Яндекс или что ещё. Во-вторых, даже если без голоса. Вот нужно мне в магазин "Сезон". В Яндексе - клик на иконку поиска, что на главном экране. Тупо вводишь пять букв - и едешь куда надо. У вас же надо продраться через четыре уровня меню, потом ещё на вводе система потормозит как следует... Надо
что-то делать. Давно пора.
И последнее. Можно какую-нибудь другую озвучку по умолчанию? У нынешней один плюс - разбудит, если вдруг задремлешь.
Внешность
Как я уже говорил, перед нами, по сути, обычный планшет, только маленький.
Перед. Сенсорный экран и только он. Вокруг экрана - широкие рамки. Больше спереди нет ничего. Совсем.
Зад. Блямба камеры. Объектив "рыбий глаз", причём поворотный. Тут же дырочка Reset и... динамик. Почему вдруг у навигатора динамик сзади - это, конечно, загадка. Но громкости хватает. Мелодичности вот не очень. Так что музыку слушать не рекомендую.
Вращаем камеру
На верхней грани - кнопка включения. Кнопок управления громкостью нет.
Левая грань. Разъём Mini-USB, слоты для карточек - одна Micro-SIM и одна Micro-SD. Тут же и микрофон - голосовое управление Яндекс.Навигатором работает без проблем.
Правая и нижняя грань пустые.
Крепление
Стандартный крепёж на присоске.
В какое место стекла крепить - тут пришлось повозиться и подумать. Ведь надо, чтобы и на карту было удобно смотреть, и чтобы обзору не мешало, и чтобы регистратор нормально снимал дорогу, а не капот вашей машины и не небо. Приемлемое место нашёл, естественно. Но - компромис, конечно. Отдельные навигатор и регистратор я бы расположил несколько по-другому.
Кстати, не знаю. Может, у меня руки не из того места. Но мне не удалось сделать так, чтобы в кадр не попадал кусочек крепления.
Что камера поворотная - пригодилось, конечно. Дало возможнось развернуть планшетик точно экраном к водителю.
Питание подводится к устройству через Mini-USB. И тут есть, что улучшить. Пожелания к будущим устроствам следующие:
1) Убрать разъём с левой грани. Слева водитель. Зачем ему лишний мозолящий глаза шнурок?
2) Сделать контактную площадку. Т.е. чтобы питание подводилось к креплению, а с него на устроство - через этот контактик. Чтобы не надо было каждый раз втыкать шнур.
Проблемы и странности
1. Установка SIM-карты (Micro-SIM). Чёрт. Давно я так не косячил. На корпусе не нарисовано какой стороной симку ставить. А читать инструкцию я поленился. Привык за последние годы, что если ты не идиот и не давишь со всей силы, то ты не вставишь карту не так, как надо. А если даже и вставишь - вытащишь без проблем.
Ну, вы поняли. Вставляю карточку не той стороной. И... всё. Её не достать. Точнее, голь на выдумку хитра. Рецепт в интернете нашёлся-таки. Берём суперклей и аккуратно приклеиваем к торцу застрявшей карточки вторую SIM-карту. Ждём минуту-другую, после чего плавно вытягиваем. Главное - не запачкать клеем корпус. Лучше какую-нибудь изоляцию по бокам от вытаскиваемой симки прикрутить.
Ок, карточка вытащилась. Поставил как надо - не работает. Поставил другую - всё равно не работает. Похоже, поломал что-то внутри. Для меня - беда небольшая. Я всё равно не планировал использовать в навигаторе отдельную SIM-карту. Раз уж Wi-Fi поддерживает - проще и дешевле раздать со смартфона. Но сам факт... Будьте бдительны.
2. Акселерометр есть, но заставить программы перейти из альбомной в книжную ориентацию невозможно.
Кстати, для меня всегда было загадкой, почему навигаторы располагают горизонтально, а не вертикально. Вертикально же можно увидеть дальше и больше.
Напоследок
Пиар-служба Навитела попросила упомянуть о паре вещей, которые я счёт малозначимыми и первоначально в обзор не включил.
1. GPS-модуль используется не только навигационными программами, но и видеорегистратором - на видео добавляются координаты. Логично.
2. "Дополненная реальность". Родные программы навигатора и регистратора умеют жить в симбиозе. Если вы переключитесь с навигатора на регистратор, у вас на экране всё равно останется основная навигационная информация - расстояние до ближайшего поворота и т.д. Забавно? Да. Полезно? Не уверен. Я лично предпочитаю, чтобы перед глазами карта была, а не картинка с регистратора.
Итого
Отчётливо видно, что Навител экономил. Старое железо, простой экран. Никаких сертификаций от Google, естественно. Поэтому и никаких Google Play. Не удивлюсь, если и корпус взят от предыдущих моделей - потому и допотопный Mini-USB.
Ничего страшного, на самом деле. Мы просто так привыкли к безумной смартфонной гонке, что железо и Android пятилетней давности кажутся нам чем-то из ряда вон выходящим. Но если их вполне достаточно для решения насущных задач - почему бы и нет? Дёшево и сердито.
Navitel RE900 не вызвал каких-то сильных эмоций. Просто устройство, которое спокойно и в меру добротно выполняет свою работу. Так что честные восемь баллов из десяти возможных. Не было бы возможности ставить сторонние навигационные программы - была бы оценка похуже. Ибо не проникся я Навител Навигатором. А так - понравится Навител - останетесь на нём. Не понравится - свалите на другой софт. И всё. Ноу проблем.