Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Электротехническая энциклопедия #27. Регулируемые электроприводы переменного тока


Электротехническая энциклопедия

Электротехническая библиотека Магазин электротехнической книги

Если Вы что-то хотите продать или купить, желаете найти высокооплачиваемую работу, а может быть и найти грамотных высокоэффективных сотрудников для своей организации, то оставляйте свои объявления на этом сайте, и они обязательно найдут свою аудиторию!

"Доска бесплатных электротехнических объявлений": http://povny.info/doska/

В выпуске

  1. Частотное регулирование частоты вращения асинхронных электродвигателей

  2. Электронная книга: “Асинхронный привод и преобразователи частоты”

  3. Что почитать


Здравствуйте уважаемые подписчики!

В этом выпуске подымем одну крайне важную в современном электроприводе и доаольно занимательную тему. Темой нашего исследования будут преообразователи частоты для асинхронных электродвигателей.

Преобразователи частоты, или инвертеры, появились совсем недавно, но с довольно большой скоростью сумели найти и занять свою нишу (области применения связанные с серьезными требованиями к диапазону и плавности измения частоты вращения рабочих органов машин). Они с успехом вытесняют из этой ниши двигатели постоянного тока, не конкурируя с последними только в узких и специфических областях.

Количество используемых в мире преобразователей частоты с каждым годом увеличивается в геометрической прогрессии. Для примера, можно привести материалы журнала "СТА" ("Современные технологии автоматизации"), где приводится большое количество конкретных технических решений и проектов автоматизации различных технологических процессов. Преобразователи частоты в этих проектах - одни из самых востребованных элементов.

В принципе, теоретические основы и обоснования возможности регулирования скорости асинхронного электродвигателя с помощью изменения частоты питающей сети рассмотрены в любой более или менее серьезной книге по электрическим машинам или электроприводу. Для примера, можете посмотреть книгу Радина В. И. "Электрические машины: Асинхронные машины" (найти эту книгу вы можете здесь: http://electrolibrary.narod.ru/radin.htm), где этим вопросам посвящено две главы: "Частотное регулирование" и "Особенности работы и устройство частотно-регулируемых электродвигателей".

Но, до не давних времен, несмотря несмотря на достаточно мощный теоретический фундамент, очень редко способ частотного регулирования находил себя в практике. Победное шествие частотное регулирование скорости асинхронных электродвигателей в современном электрприводе началось несколько лет назад, и причина этому - бурное развитие силовой электроники (в частности, изобретение IGBT-транзисторов) и микропроцессорной техники. Но обо всем по порядку...

Ведущий рассылки: Андрей Повный Е-mail: electroby@mail.ru


Частотное регулирование частоты вращения асинхронных электродвигателей

Возможность управления частотой вращения короткозамкнутых асинхронных электродвигателей была доказана сразу же после их изобретения. Реализовать эту возможность удалось лишь с появлением силовых полупроводиниковых приборов - сначала тирристоров, а позднее транзисторов IGBT.

 

В настоящее время во всём мире широко реализуется способ управления асинхронной машиной, которая сегодня рассматривается не только с точки зрения экономии энергии, но и с точки зрения совершенствования управления технологическим процессом. В промышленности и быту применяют двигатели переменного и постоянного тока.

 

Исторически сложилось, что для регулирования скорости вращения чаще использовали двигатель постоянного тока. Преобразователь в данном случае регулировал только напряжение, был прост и дешёв. Однако двигатели постоянного тока имеют сложную конструкцию, критичный в эксплуатации щёточный аппарат и сравнительно дороги.

 

Асинхронные двигатели широко распространены, надёжны, имеют относительно невысокую стоимость, хорошие эксплуатационные качества, но регуляторы скорости их вращения из-за сложности систем электронного регулирования частоты питающего напряжения стоили до начала 80-х годов дорого и не обладали качествами, необходимыми для широкого внедрения в индустрию.

 

Быстрый рост рынка преобразователей частоты для асинхронных двигателей не в последнюю очередь стал возможен в связи с появлением новой элементной базы - силовых модулей на базе IGBT (биполярный транзистор с изолированным затвором), рассчитанный на токи до нескольких килоампер, напряжением до нескольких киловольт и имеющих частоту коммутации 30 кГц и выше.

 

Существует два основных типа преобразователей частоты: с непосредственной связью и с промежуточным контуром постоянного тока.

 

В первом случае выходное напряжение синусоидальной формы формируется из участков синусоид преобразуемого входного напряжения. При этом максимальное значение выходной частоты принципиально не может быть равным частоте питающей сети. Частота на выходе преобразователя этого типа обычно лежит в диапазоне от 0 до 25-33 Гц.

 

Но наибольшее распространение получили преобразователи чаcтоты с промежуточным контуром постоянного тока, выполненные на базе инвенторов напряжения.

 

Типы нагрузок

 

Требования к электроприводу определяются диапазоном требуемых скоростей и типом нагрузки.

 

Многие нагрузки могут рассматриваться как имеющие постоянный момент во всём диапазоне изменения скорости. К ним относятся, например, конвейеры, компрессоры и поршневые насосы.

 

Некоторые виды нагрузки имеют переменную механическую характеристику, для которой момент нагрузки возрастает с увеличением скорости вращения. Типичным примером устройств с такой нагрузкой являются центробежные насосы и вентиляторы, чья механическая характеристика описывается уравнением квадратичной параболы, а значит, потребляемая мощность пропорциональна кубу скорости вращения.

 

Из этого следует, что даже небольшое снижение скорости электропривода может дать значительный выигрыш в мощности - вот почему экономия электроэнергии является главным преимуществом использования управляемого электропривода для насосов и вентиляторов. Теоретически снижение скорости на 10% даёт тридцати процентную экономию мощности.

 

Есть класс устройств (экструдеры, промышленные миксеры), у которых механическая характеристика близка к характеристике насосов и вентиляторов. Но особенность нагрузок такого типа состоит в наличии высокого пускового момента, который с увеличением скорости снижается, а затем, начиная с некоторого значения, характеристика становится квадратичной.

 

Кроме того, существует и большое число нагрузок с совершенно уникальными механическими характеристиками. Поэтому в любом случае выбору электродвигателя и преобразователя частоты должен предшествовать этап анализа характера нагрузки и её механической характеристики. 

 

Режимы управления электродвигателем

 

В зависимости от характера нагрузки преобразователь частоты обеспечивает различные режимы управления электродвигателем, реализуя ту или иную зависимость между скоростью вращения электродвигателем и выходным напряжением.

 

Режим с линейной зависимостью между напряжением и частотой ( U/f=const ) реализуется простейшими преобразователями частоты для обеспечения постоянного момента нагрузки и используется для управления синхронными двигателями или двигателями, подключёнными параллельно.

 

Вместе с тем при уменьшении частоты, начиная с некоторого значения, максимальный момент двигателя начинает падать. Для повышения момента на низких частотах в преобразователях предусматривается функция повышения начального значения выходного напряжения, которая используется для компенсации падения момента для нагрузок с постоянным моментом или увеличения начального момента для нагрузок с высоким пусковым моментом, таких, например, как промышленный миксер.

 

Для регулирования электроприводов насосов и вентиляторов используется квадратичная зависимость напряжения/частоты (U/f2=const). Этот режим, так же как и предыдущий, можно использовать для управления параллельно подключенными двигателями.

 

Вместе с тем для повышения качества управления приводом требуется использование других, более совершенных методов управления. К ним относятся метод управления протокосцеплением (Flux Current Control - FCC) и метод бессенсорного векторного управления (Sensorless Vector Control - SVC).

 

Оба метода базируются на использовании адаптивной модели электродвигателем, которая строится с помощью специализированного вычислительного устройства, входящего в состав управления преобразователя.

 

Наиболее точное и эффективное управление обеспечивает режим векторного управления без датчика обратной связи по скорости (SVC).

 

Если в двигателях постоянного тока имеются две обмотки (статорная, или возбуждённая и роторная, или якорная), что позволяет управлять раздельно скоростью вращения (ток возбуждения) и электромагнитным моментом (ток якоря), то в двигателях переменного тока с короткозамкнутым ротором имеется всего лишь одна статорная обмотка, через которую формируется возбуждающее магнитное поле и определяет вращающий момент. С этим и связаны все трудности управления электродвигателем.

 

Выход остаётся один: необходимо управлять амплитудой и фазой статорного тока, то есть его вектором, однако для управления фазой тока, а значит, и фазой магнитного поля статора относительно вращающегося ротора необходимо знать точное положение ротора в любой момент времени.

 

Эта задача может быть решена с использованием датчика положения, например, шифратора приращений. В такой конфигурации привод переменного тока по качеству регулирования становится сопоставим с приводом постоянного тока, но в составе большинства стандартных электродвигателей переменного тока встроенные датчики положения отсутствуют, поскольку их введение неизбежно ведёт к усложнению конструкции двигателя и существенному повышению его стоимости.

 

Применение же современной технологии векторного управления позволяет обойти это ограничение путём использования математической адаптивной модели двигателя для предсказания положения ротора. При этом система управления должна с высокой точностью измерять значение выходных токов и напряжений, обеспечивать расчёт параметров двигателя (сопротивление статора, значение индуктивности рассеяния и.т.д.), точно моделировать тепловые характеристики двигателя с различными режимами его работы, осуществлять большой объём вычислений с очень высокой скоростью. Последнее обеспечивается применением в составе системы управления преобразователя специализированных интегральных схем ASIC.

 

Векторное управление без датчиков обратной связи по скорости позволяет обеспечивать динамические погрешности, характерные для регулируемого привода с замкнутой обратной связью. Однако полное управление моментом при скорости, близкой к нулевой, невозможно без обратной связи по скорости. Такая обратная связь становится необходимой и для достижения погрешности регулирования менее 1%. Контур обратной связи при этом легко реализуется с помощью самого преобразователя частоты.

 

Вместе с тем режим векторного управления не может быть использован для синхронных или реактивных синхронных двигателей, для группы двигателей, чья номинальная мощность меньше половины мощности преобразователя частоты или превышает его.

 

Энергетические потери и вид регулирования

 

Потери энергии в технологическом процессе зависят от расхода сети (технологической нагрузки), определяемого потребителем, и потерь напора на оборудовании насосной станции которые определяются гидравлическим сопротивлением элементов схемы.

 

Для организации технологического процесса с минимальными энергетическими потерями необходимо, в первую очередь, снизить потери напора между трубопроводом насосного агрегата и сетью потребителей.

 

Кроме того, в процессе функционирования в зависимости от режимов работы системы может меняться давление перед насосом, создаваемое источником водоснабжения. Измерение этого давления также отражается на величине давления в сети потребителей.

 

Такой характер взаимосвязи параметров требует установки в системе дроссельных регулирующих элементов - регулирующих клапанов (иногда их роль выполняют напорные задвижки агрегатов). Эти элементы создают дополнительное гидравлическое сопротивление и позволяют обеспечить стабильное давление в сетевом трубопроводе. При использовании дроссельных элементов происходит распределение напора на элементах системы.

 

На величину потерь при дроссельном регулировании влияет не только регулирующий элемент: чаще всего на этапе проектирования выбирается насосный агрегат с определённым запасом напора, а при замене насосных агрегатов новое оборудование может иметь несколько завышенные характеристики. Кроме того, диапазон изменения входных давлений (перед всасывающим патрубком насосного агрегата) оказывает влияние на величину давления за насосным агрегатом.

 

Все эти обстоятельства приводят к тому, что потери энергии в ходе технологического процесса становятся достаточно большими, достигающими 45 и более процентов от номинальной мощности агрегата. Для решения задачи минимизации потерь, связанных с регулированием давления в сети, необходимо исключить дополнительные гидравлические сопротивления на участке от насосного агрегата до сетевого трубопровода, то есть необходимо полностью открыть всю запорно-регулируюшую арматуру. Это можно сделать, если процесс регулирования давления передать насосному агрегату.

 

Теория работы нагнетателей (насосов и вентиляторов) доказывает, что изменение частоты вращения привода нагнетателя изменяет его напорные характеристики, кроме того, напор создаваемый нагнетателем, пропорционален квадрату частоты вращения агрегата. Изменение напорных характеристик насосного агрегата при изменении частоты вращения иллюстрирует

 

Если организовать работу привода насосного агрегата таким образом, чтобы он при изменении параметров технологического процесса (расхода в сети и давления на входе агрегата) изменял частоту вращения, то в итоге можно без существенных потерь энергии стабилизировать давление в сети потребителей.

 

При таком способе регулирования исключаются потери напора (нет дроссельных элементов), а значит, и потери гидравлической энергии. Способ регулирования давления в сети путём изменения частоты вращения привода насосного агрегата снижает энергопотребление ещё и по другой причине.

 

Собственно насос как устройство преобразования энергии имеет свой коэффициент полезного действия - отношение механической энергии, приложенной к валу, к гидравлической энергии, получаемой в напорном трубопроводе насосного агрегата. Характ

 

Изменение КПД насосного агрегата с частотным регулированием при изминении производительности

 

В соответствии с теорией подобия максимум коэффициента полезного действия с уменьшением частоты вращения несколько снижается и смещается влево. Анализ требуемого изменения частоты насосного агрегата при изменении расхода в сети показывает, что с уменьшением расхода требуется снижение частоты вращения.

 

Снижение частоты вращения в соответствии с технологической нагрузкой позволяет не только экономить потребляемую энергию на исключении гидравлических потерь, но и получить экономический эффект за счёт повышения коэффициента полезного действия самого насоса - преобразования механической энергии в гидравлическую.

 

Применение частотного регулирования приводов позволяет существенно уменьшить и эксплуатационные затраты, связанные с обслуживанием агрегатов и систем. Например, снижение перепада давления между всасывающим и напорным патрубками насосного агрегата увеличивает срок службы сальниковых уплотнений, практически исключая гидроудары и обеспечивает стабильность давлений в трубопроводах сетей, а также минимизирует затраты на обслуживание.

 

Режимы торможения электродвигателя и способы останова

 

Самый простой способ останова - выбег электродвигателя. Двигатель отключается от питающей сети и останавливается по инерции. При этом время до полного останова не регулируется и определяется инерционными свойствами двигателя и его нагрузки.

 

Регулируемое время торможения обеспечивает генераторный способ, заключающийся в том, что преобразователь с необходимой скоростью уменьшает выходную частоту до требуемого значения. При этом двигатель превращается в гегенаратор, преобразую кинетическую энергию вращения в электрическую.

 

В зависимости от типа выпрямляющего устройства энергия возвращается в первичную сеть либо накапливается в контуре преобразователя частоты. Во втором случае и в случае нагрузки с большим моментом инерции для рассеивания энергии может потребоваться применение внешнего тормозного сопротивления, подключение которого при возникновении опасного перенапряжения в промежуточном контуре преобразователя осуществляет специальная контролирующая схема.

 

Таким образом, преимуществом генераторного торможения является предсказуемое время и плавность останова, высокий тормозной момент. Недостаток же заключается в том, что энергия выделяется в преобразователе, и в случае быстрого останова или большого момента инерции нагрузки для избежания перегрева встроенного резистора контура постоянного тока преобразователя необходимо использование внешнего сопротивления.

 

Для того чтобы осуществить торможение постоянным током, или, иными словами, динамическое торможение, с обмотки статора двигателя снимают переменное напряжение и на одну или две фазы подают постоянное напряжение. При этом магнитное поле будет вызывать в начале замедление, а затем и удержание ротора в неподвижном состоянии.

 

Преимуществом динамического торможения является выделение электрической энергии в роторе двигателя, что делает ненужным использование тормозного сопротивления, и плавным останов. Но поскольку выходная частота преобразователем не контролируется, то время торможения становится величиной неопределённой. Эффективность торможения в этом случае по сравнению с генераторным методом составляет 30-40%.

 

При комбинированном способе торможения используется комбинация двух описанных способов, то есть на переменную составляющую выходного напряжения преобразователя накладывается постоянная составляющая. Этот способ торможения сочетает в себе преимущества обоих электрических способов торможения и позволяет эффективно тормозить электродвигатель за короткое время выделения тепла в преобразователе.

 

Системный подход

 

Практика применения частотных преобразователей для управления насосами и вентиляторами доказывает целесообразность не просто включения преобразователя для управления агрегатом, а создания специализированных систем управления технологическим процессом. Именно такой подход позволяет получить экономический эффект не только от снижения потребляемой из сети электрической мощности, но и добиться существенного уменьшения эксплуатационных расходов, улучшение условий труда и увеличение срока службы оборудования.

 

Современные преобразователи частоты позволяют получать более 20 параметров состояния электропривода. Соответствующая обработка этих параметров позволяет проводить глубокое диагностирование как оборудования системы, так и протекающих процессов. Появляется возможность на только реагировать на возникшую аварию, но и предупреждать её, что для энергетических объектов значительно важнее.

 

Создание системы с частотно-регулируемыми приводами, в которых управление частотой осуществляется наряду с контролем целого комплекса различных технологических параметров, позволяет снизить не только потребление электрической энергии, но и обеспечивает экономию потребления энергоресурсов всей системы.

 

Вывод: Применение частотно-регулируемых приводов для насосов и вентиляторов в технологических процессах позволяет снизить энергопотребление технологическим оборудованием. Перед началом внедрения рекомендуется провести технико-экономическое обоснование, позволяющее определить не только сроки окупаемости от внедрения, но и правильно организовать технологический процесс с учётом возможностей привода с частотным регулированием.

 

Целесообразно использование преобразователей частоты не в качестве элементов системы управления конкретного агрегата, а как составляющих комплексных системных решений с подключением широкого набора средств автоматизации технологического процесса. Такие решения позволяют получить дополнительный эффект, который заведомо больше простой экономии электрической энергии.

 

Автор статьи: Сахарнов Ю.В., заместитель председателя ФЭК России, д.э.н.

Электронная книга: “Асинхронный привод и преобразователи частоты”

Если Вы заинтересовались информацией, изложенной в предыдущей статье и хотите узнать еще больше об этой теме, то посмотрите еще и эту книгу. Ее содержание:

 

  1. Значимость асинхронных приводов переменного тока

  2. Трехфазный асинхронный двигатель переменного тока

  3. Работа АС-двигателя от сети

  4. Режимы работы двигателя

  5. Другие типы двигателей и их характеристики

  6. Преобразователь частоты (замечательный раздел, в котором подробно и доступно рассмотрены принципиальные схемы, принцип действия, основные характеристики преобразователей частоты)

  7. Режимы работы преобразователя частоты и асинхронного двигателя (а именно, принципы регулирования скорости, характеристики двигателя при работе с инвертером, работа в генераторном режиме, расчет тормозного резистора, динамические процессы, значения защитных функций, специальные задачи, сравнение работы АС-двигателя с инвертером и без инвертера)

  8. Работа реактивных синхронных двигателей с преобразователями частоты

  9. Типичные ошибки при подключении и параметризации преобразователей частоты

  10. Окружение преобразователей частоты

Скачть ее можно, перейдя по этой ссылке: http://electrolibrary.narod.ru/inverter.htm

 

Что почитать

Вся изложенная выше информация - это лишь очень малая часть из такого бурно развивающегося в последнее время направления, как частотно-регулируемый электропривод. Досканально разобраться со всеми вопросами регулируемого асинхронного электропривода Вам помогут книги из этой подборки:

1. "Электроприводы переменного тока с частотным регулированием" Автор: Соколовский Г.Г. В книге изложены основные принципы построения частотно-регулируемых электроприводов переменного тока с разомкнутыми и замкнутыми системами регулирования при питании от преобразователя частоты со звеном постоянного тока и инвертором, управляемым напряжением или током. Рассмотрены математические модели электроприводов с асинхронными, синхронными и вентильными двигателями. Приведены примеры расчетов, иллюстрирующие изложенные теоретические положения.

2. "Регулируемые электроприводы переменного тока". Автор: Фираго Б.И. Цель данной книги состоит в изложении ряда вопросов теории регулируемого электропривода переменного тока, которые не получили достаточно полного отражения в современной научно-технической литературе: 1) энергетических проблем мягкого пуска и торможения асинхронных электроприводов, 2) методов расчета механических и электромеханических характеристик асинхронных короткозамкнутых двигателей при переменных параметрах, 3) аналитических методов расчета электромеханических переходных процессов частотно-регулируемых электроприводов при различных законах управляющего воздействия, 4) определения коэффициента полезного действия частотно-регулируемых асинхронных двигателей при различном характере статического момента

3. "Энергосбережение и регулируемый привод в насосных и воздуходувных установках". Автор книги: Лезнов Б. С. В этой книге подробнейшим образом рассмотрены режимы работы насосных и воздуходувных установок, способы их регулирования, а также особенности энергопотребления. Особое внимание уделено использованию регулируемого электропривода, системам управления, современным управляющим устройствам (микропроцессорным контроллерам, промышленным компьютерам и т.п.). Даны рекомендации по снижению потребления электроэнергии, воды и других ресурсов насосными и воздуходувными установками. Книга для специалистов, занятых разработкой, внедрением и эксплуатацией САУ насосных и воздуходувных установок, а также может быть полезна студентам технических учебных заведений.

3. "Энергосберегающий асинхронный электропривод" Авторы: Браславский И.Я., и др. Учебное пособие для студентов вузов.

4. "Инжиниринг электроприводов и систем автоматизации " Автор: Белов М.П. В книге рассмотрены основные виды инжиниринговой деятельности, направленные на создание и эксплуатацию электроприводов и систем автоматизации производственных машин и технологических комплексов. Представлена вся цепочка деятельности, определяемая понятием «работа под ключ», т.е. от бизнес-плана и технического задания до монтажа, наладки и сервисного обслуживания.

Все эти книги заказать с доставкой по почте можно здесь: http://knigi.povny.info/invertad.htm

На сегодня все!

Андрей Повный, electroby@mail.ru
Электротехническая библиотека - http://electrolibrary.narod.ru/

Электротехническая доска объявлений  | Магазин электротехнической книги

"Доска бесплатных электротехнических объявлений": http://povny.info/doska/

Copyright © 2006 by Повный Андрей . Все права защищены.
Разрешается републикация материалов рассылки 
с обязательным указанием ссылки 
на сайт; "Электротехническая билиотека" - http://electrolibrary.narod.ru/ 


В избранное