Электротехническая энциклопедия #8 Асинхронные электродвигатели
"Электротехническая энциклопедия" #8 Электронная
рассылка для облегчения жизни специалистов-электриков 2006-06-22 Содержание выпуска
Асинхронные
электродвигатели 0,4 кВ. Аварийные режимы работы
Влияние
режима напряжения на работу асинхронных электродвигателей
Электронные
книги по теме этого выпуска
Сегодня я хочу поднять одну весьма актуальную тему,
а именно влияние параметров качества напряжения на работу асинхронных электродвигателей. При значительном отклонении параметров
качества напряжения происходит нарушение их нормальной работы и значительное сокращение срока службы. Вопросы негативного
влияния качества напряжения довольно полно раскрыты и систематизированны в статье Михаила Соркинда.
На основе накопленного опыта в ГОСТ установлены допустимые
пределы отклонения напряжения. В этих пределах ненормальных явлений обычно не наблюдается. Тем не менее отклонение напряжения
на зажимах электроприемников даже в допустимых ГОСТ пределах активно оказывает влияние на потребление реактивной мощности
асинхронным электродвигателем, что соответственно, может стать предметом повышенного интереса при проведении энергоаудита
и планировании энергосберегающих мероприятий. О влиянии отклонений напряжения на зажимах электродвигателей на энергетическую
эффективность цеховых электрических сетей Вы можете прочитать в статье коллектива авторов ГГТУ им. П. О. Сухого.
Асинхронные электродвигатели 0,4 кВ. Аварийные режимы
работы
Асинхронные
электродвигатели с короткозамкнутым ротором (далее по тексту – АД) обычно рассчитаны на срок службы 15–20 лет без капитального
ремонта при условии их правильной эксплуатации. Под правильной эксплуатацией АД понимается его работа в соответствии с номинальными
параметрами, указанными в паспортных данных электродвигателя. Однако в реальной жизни имеет место значительное отступление
от номинальных режимов эксплуатации. Это в первую очередь связано с плохим качеством питающего напряжения и нарушением правил
технической эксплуатации: технологические перегрузки, условия окружающей среды (повышенные влажность, температура), снижение
сопротивления изоляции, нарушение охлаждения.
Последствием
таких отклонений являются аварийные режимы работы АД. В результате аварий ежегодно выходят из строя до 10% применяемых электродвигателей.
Например, 60% скважных электронасосных агрегатов выходят из строя чаще одного раза в году. Выход из строя АД приводит к тяжелым
авариям и большому материальному ущербу, связанному с простоем технологического оборудования, устранением последствий аварий
и ремонтом вышедшего из строя электродвигателя. Простой ремонт электрической машины мощностью до 1 кВт обходится в 5–6 долларов
США. Чтобы оценить, во что обойдется ремонт более мощной машины, надо просто умножить эту цифру на мощность двигателя. Помимо
этого, работа в условиях, отличных от номинальных, ведет к повышенному энергопотреблению из сети, увеличению потребляемой
реактивной мощности.
Совершенно
очевидно, что применение надежной и эффективной защиты от аварийных режимов работы значительно сократит количество и частоту
аварийных ситуаций и продлит срок службы АД, сократит расход электроэнергии и эксплутационные расходы. Но для того чтобы
выбрать эту защиту, необходимо знать, как и от чего необходимо защищать АД, а также специфику процессов, протекающих в нем
в случае аварий.
АВАРИЙНЫЕ
РЕЖИМЫ МЕХАНИЧЕСКИЕ АВАРИИ АД
К таким
авариям относятся:
деформация
или поломка вала ротора;
ослабление
крепления сердечника статора к станине;
ослабление
опрессовки сердечника ротора;
выплавление
баббита в подшипниках скольжения;
разрушение
сепаратора, кольца или шарика в подшипниках качения;
поломка
крыльчатки, отложение пыли и грязи в подвижных элементах и пр.
Причиной
большинства механических аварий являются радиальные вибрации из-за асимметрии питающей сети (т. н. перекос фаз), механические
перегрузки на валу электродвигателя, брак комплектующих элементов или допущенный при сборке. До 10% всех аварий АД имеют
механическое происхождение. При этом 8% приходится на долю аварий, связанных с асимметрией фаз и только 2% на аварии, связанные
с механическим перегрузом. Доля аварий, связанных с браком, мала, и поэтому ее можно не принимать во внимание при настоящем
рассмотрении. Оценка вероятностей возникновения механических аварий отсутствует, большая их часть носит скрытый характер
и выявляется только после соответствующих испытаний или разборки двигателя. Однако постоянный контроль сетевого напряжения
и нагрузки на валу АД позволяет в большинстве случаев свести эту вероятность к минимуму.
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ
АВАРИИ АД
Они в
свою очередь делятся на три типа:
сетевые
аварии, связанные с авариями в питающей электросети (повышение-понижение напряжения, частоты);
токовые
аварии, связанные с обрывом проводников в обмотках статора, ротора или кабеля, межвитковым и междуфазным замыканием обмоток,
нарушением контактов и разрушением соединений, выполненных пайкой или сваркой; аварии, приводящие к пробою изоляции в результате
нагрева, вызванного протеканием токов перегруза или короткого замыкания;
аварии,
связанные со снижением сопротивления изоляции вследствие ее старения, разрушения или увлажнения.
СЕТЕВЫЕ
АВАРИИ «ПО ГОСТ»
Качество
электроэнергии на территории РФ определяет ГОСТ 13109-97 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная.
Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения». ГОСТ определяет соответствие стандартам
целого ряда показателей, в первую очередь таких, как отклонения напряжения и частоты, коэффициент гармонической составляющей
четного и нечетного порядка, коэффициенты обратной и нулевой последовательности напряжения и пр.
Из-за
аварий на питающих подстанциях, КЗ в распределительных сетях, коммутационных и грозовых возмущений, неравномерности распределения
нагрузки по фазам, фактические значения ряда показателей больше допустимых, что ведет к аварийным режимам работы АД. По статистическим
данным, до 80% аварий электродвигателя напрямую или косвенно связаны именно с авариями сетевого напряжения.
Анализ показателей качества электрической энергии (ПКЭ) относительно условий работы АД показывает, что, например, при уменьшении
напряжения в сети возрастает ток статора, что ведет к интенсивному нагреву изоляции АД и сокращению срока службы вследствие
ускоренного старения изоляции. Повышение напряжения приводит к увеличению магнитного потока статора, тока намагничивания,
нагреву сердечника (вплоть до «пожара» в стали), росту потребляемой из сети реактивной мощности.
В таблице
1 приведены обобщенные данные о влиянии основных показателей качества электрической энергии на режимы работы асинхронных
двигателей.
СЕТЕВЫЕ
АВАРИИ «ВНЕ ГОСТ»
Следует
отметить, что существует еще несколько типов сетевых аварий, которые происходят наиболее часто, но напрямую ГОСТом не регламентируются,
т. к. являются крайними случаями проявления несимметричных режимов работы АД. Это обрыв одной из фаз, нарушение последовательности
фаз и «слипание» фаз.
Обрыв
фаз, как правило, связан с обрывом жилы питающего кабеля, сгоревшим предохранителем, или отключением автомата в одной из
линий, или обрывом самой линии. При соединении обмоток двигателя звездой напряжение в двух фазах делится поровну и составляет
половину линейного Uф = Uл / 2, а в третьей отсутствует. Такие режимы приводят к повышенному энергопотреблению
из сети, перегреву обмоток статора. Поле из вращающегося превращается в пульсирующее, ток в оборванной фазе будет отсутствовать,
в двух других увеличится на 50%. Двигатель не разворачивается даже на холостом ходу.
В некоторых
типах двигателей в случае, если обрыв произошел во время работы двигателя, на оборванной фазе генерируется т. н. напряжение
«рекуперации», близкое по фазе и амплитуде к сетевому. Двигатель переходит в тормозной режим работы и, если его не отключить,
сгорает в течение нескольких минут.
Аварийный
режим «слипания» фаз происходит в случае обрыва одной из питающих фаз и замыкании ее со стороны двигателя на другую фазу.
При этом одно и то же фазное напряжение подается на две фазы двигателя, на третьей остается в норме. При незначительной амплитудной
несимметрии наблюдается значительная фазная несимметрия, приводящая к появлению значительных напряжений обратной последовательности,
вызывающих перегрев двигателя и выход его из строя.
Нарушение
закрепленной ГОСТом последовательности фаз А-В-С (В-С-А, С-А-В) на любую другую обуславливает реверсивный режим работы –
вращение двигателя в другую сторону, что часто недопустимо по условиям технологического процесса, т. к. вызывает вращение
приводного механизма в обратную сторону и может привести, помимо аварии самого двигателя, к тяжелым, порой катастрофическим,
последствиям.
Постоянный
контроль наличия и качества сетевого напряжения, включая гармонический анализ, вычисление действующих или средних значений
напряжения до включения двигателя, контроль за его состоянием во время работы АД, в т. ч. за изменениями параметров фазных
напряжений, вызванными режимами работы самого двигателя, позволяет избежать возникновения аварийных режимов, предотвратить
появление режимов короткого замыкания и токовой перегрузки.
ТОКОВЫЕ
АВАРИИ АД
Напряжение
на зажимах АД и фазные токи, протекающие по его обмоткам, тесно взаимосвязаны и любые, даже небольшие, изменения сетевого
напряжения вызывают изменения фазных токов (см. табл. 1). Для эффективной защиты АД необходимо измерять фазные токи как можно
точнее.
Согласно
последним исследованиям, длительная работа двигателя с токовым перегрузом всего лишь на 5% от номинального сокращает срок
его службы в 10 раз. В связи с сильной несинусоидальностью кривой тока, особенно во время пусков, в ней присутствует большое
количество гармоник высшего порядка, оказывающих существенное влияние на величину действующего значения тока.
Таблица 1
Влияние отклонений ПКЭ на
работу АД
Вид ПКЭ
Услов- ное обозна чение
Предель- но допус тимые нормы
Характер изменения ПКЭ, изменения
в работе АД
Откло- нение напря- жения
dUу пред
±10%
Снижение на 10% от Uном
Превышение на 10% от Uном
Момент двигателя изменяется пропорционально
квадрату напряжения
Момент двигателя снижается на 19%. Температура
повышается на 7oС. Увеличивается время пуска. Скольжение повышается на 27,5%, ток ротора – на 14%, ток статора
– на 10%.
Увеличенный момент двигателя
служит причиной перегрузки валов, ременных передач, увеличивается пусковой удар. Пусковой ток повышается на 12%, вращающий
момент – на 21%, коэффициент мощности снижается на 5%.
Несим- метрия напря- жений в 3-фазной системе
(перекос фаз)
Коэфф. обратной после- дователь- ности
U
K2U
4%
Недопустимый перекос напряжений
по фазам вызывает те же процессы, что и при отклонении напряжений. Приводит к возникновению магнитных полей, вращающихся
встречно вращению ротора. Вращающееся магнитное поле из кругового превращается в эллиптическое, что приводит к радиальным
вибрациям и разрушениям подшипников, обмоток. Приводит к токовому перекосу и сильному нагреву. Длительная работа на пределах
коэффициентов при нагрузке меньше номинальной снижает срок службы на 10–15%, при номинальной нагрузке – вдвое. Если перекос
составляет 50%, срок службы снижается в 5–10 раз.
Коэфф. нулевой послед. U
K0U
4%
Несину- соидаль- ность напря- жения
Коэфф. искаже- ния синусо- идаль- ности
U
KU
12%
Влияет на состояние изоляции
обмоток, приводит к их пробою на корпус. Возрастают суммарные потери электрической энергии. При Ku = 10% суммарные
потери возрастают на 10–15%. Возрастает количество гармоник обратной последовательности, снижается коэффициент мощности.
Коэфф. n-й гармо- ники, состав- ляющей
U
Ku(n)
№ n гарм.
Знач. %
2
3
3
3,75
4
1,5
5
9
6
0,75
7
7,5
8
0,75
9
1,13
10
0,75
Превышение допустимых значений
коэффициентов 2, 5 и 8-й гармоник ведет к значительному росту напряжения обратной последовательности, что приводит к перегреву
двигателя и быстрому выходу его из строя, возникновению обратновращающихся магнитных полей, создающих паразитные моменты,
ухудшающие механическую характеристику. Превышение допустимых значений гармоник кратным трем – 3 и 9-й – приводит к
росту напряжения нулевой последовательности, что вызывает асимметрию напряжений по фазам. При асимметрии больше 15% рабочий
и пусковой момент снижается на 25%, растет потребление из сети реактивной мощности на 3–7%. Рост допустимых значений
гармоник прямой последовательности 4 и 7-й приводит к росту активного сопротивления ротора и ухудшению механической характеристики.
Автор: Михаил Соркинд, ООО «Новатек-Электро», г. Санкт-Петербург
Журнал "Новости электротехники" 2 (32) 2005
г.
Влияние режима напряжения на работу асинхронных
электродвигателей
При номинальном напряжении на
зажимах асинхронного двтеля он, работая с полной загрузкой, потребляет из сети активную и реактивную мощность. В случае изменения
напряжения сети активная Р мощность на валу двигателя остается практически постоянной изменной изменяются лишь потери активной
мощности в двигателе.
Анализ зависимостей изменения
величины дополнительных потей для различных типов двигателей от напряжения на их зажимах показывает что наиболее существенное
влияние имеет значение коэффициента загрузки двигателя.
Установлено, что общим для рассмотренных
двигателей является увеличение потребляемой реактивной мощности при увеличении подведенного напряжения.
Кроме того, удельное потребление
реактивной мощности растет уменьшением коэффициента загрузки.
Для приближенных расчетов можно
принимать, что для наибо распространенных трехфазных двигателей серии 4А мощностью 20 - 100 кВт повышение напряжения на 1%
приводит к росту реактивной мощности приблизительно на 3%. Для двигателей меньшей номинальной мощности cоответствующее увеличение
потреблямой реактивной мощности достигает 5 - 7%
При изменении напряжения на зажимах
двигателя изменяется скольжение, а следовательно, и скорость вращения.
При снижении напряжения скорость
вращения двигателей заметно снижается, особенно для двигателей меньшей мощности. Наоборот, повышение напряжения приводит
к увеличению скорости двигателелей.
При работе двигателей с малыми
коэффициентами загрузки влият изменения напряжения на скорость двигателей практически очень мало.
При оценке влияния изменения напряжения
на экономичность работы асинхронных двигателей следует учитывать стоимость дополнтельных потерь электроэнергии, вызванных
отклонением напряжения увеличение реактивной мощности, потребляемой двигателем, а также изменение экономических показателей,
связанных с влиянием изменения скорости вращения на производительность соответствующих механизмов.
В настоящее время отсутствует
единая методика оценки экономичности работы асинхронных двигателей. Некоторые специалисты вообще отрицают целесообразность
и возможсть практического выполнения подобных расчетов, мотивируя это что изменение активной и реактивной мощности, потребляемой
двигателем при относительно небольших отклонениях от номинального напряжения, мало, а влияние изменений скорости двигателей
на (производительность механизмов в этих условиях практически вообще отсутствует и не может быть даже замечено.
В то же время имеются данные о
том, что правильная оценка влияния изменений напряжения на экономичность работы асинхронных электродвигателей в ряде случаев
позволяет получить существенный эффект.
Если влияние скорости вращения
двигателя на производительность механизмов имеет место, то напряжение на зажимах двигателей должно поддерживаться не ниже
номинального при малых коэффициентах грузки, и в пределах наибольшего допустимого значения при больших коэффициентах загрузки
(близких к номинальной).
При отсутствии влияния скорости
вращения двигателя на производительность механизмов целесообразно поддерживать напряжение на зажимах двигателей не выше номинального
при больших коэффициентах загрузки и ниже номинального при малых коэффициентах загрузки.
Экономические характеристики могут
быть построены как для отдельных электроприемников, так и для узлов распределительной сети или для узлов нагрузки электрических
систем.
Авторы: Токочакова Н. В., к.т.н.,
Алферова Т. В.., к.т.н., Колесник Ю. Н., инж.
Гомельский госудударственный
технический университет им. П. О. Сухого
Источник информации: Материалы семинара "Организация
и проведение энергетического обследования в Республике Беларусь"
Радин В.
И., Брускин Д. Э. и др. "Электрические машины: асинхронные машины". Учебник для электромех. спец. вузов/ Под ред.
И. П. Копылова - М. Высш. шк., 1988. www.electrolibrary.narod.ru/15.htm
Зевин М.
Б. Соколов В. Г. Справочное пособие молодого рабочего по надежности электроустановок. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Высш.шк,
1987 г. www.electrolibrary.narod.ru/54.htm