Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Оценка качества бизнес-плана


Добрый день, дорогие друзья!

Сегодня в рассылке:

Оценка качества бизнес-плана

Автор: Кручинецкий С.М., руководитель компании «Питер-Консалт»

Недавно на одном из бизнес-форумов участник дискуссии поставил вопрос: «Как сделать оценку качества бизнес-плана?». Ответ на этот вопрос не такой простой. Ну, отзывы можно почитать. Так ведь существуют компании, которые эти отзывы пекут как пирожки. Посмотреть примеры работ? Так они у всех на сайте висят, а вот авторство, иногда, не подтверждается. Этот материал посвящён критериям оценки качества бизнес-плана.

 1. Метим в цель

Главный критерий оценки бизнес-плана очень простой и звучит так: если бизнес-план решает задачу заказчика, значит он хороший, не решает - плохой. Например, если цель бизнес-плана - получение инвестиций, и инвестиции получены, значит, оценка бизнес-плана высокая, даже если читать его без смеха невозможно. Если же работа делалась «для внутреннего употребления», то есть для управления предприятием, бизнес-плану можно дать высокую оценку, если компания выполнит планы по всем показателям, определённым разработчиком.

Одна беда: в случае недостижения цели предъявить разработчику, как правило, нечего. Действительно, инвестор может отказать потому, что не поверил в вашу способность реализовать качественный бизнес-план. Банк может не дать кредит, поскольку, несмотря на высокую оценку бизнес-плана, не даёт кредитов без материального обеспечения. Наконец, ваша компания может не выполнить самый профессиональный бизнес-план по причине некомпетентности или разгильдяйства ваших сотрудников. Во всех этих случаях причина фиаско заключается не в качестве бизнес-плана.

2. Зачем нужен анализ рынка

По роду занятий мне приходится оценивать сотни чужих бизнес-планов. Наиболее распространённая ошибка непрофессиональных исполнителей  - это непонимание смысла такого раздела бизнес-плана как анализ рынка. Многие разработчики считают включение этого раздела в состав бизнес-плана досадной необходимостью, прихотью авторов стандартных структур бизнес-планирования. В этом случае, разумеется, никакой связи между исследованием рынка и маркетинговым планом нет, а исходные данные для бизнес-плана берутся "с потолка".

Вместе с тем анализ рынка - это наиболее трудоёмкая и творческая часть качественного бизнес-плана. Цель этого раздела - обоснование маркетинговых целей, стратегии и тактики маркетинга. Именно на основании маркетингового исследования формируется план продажвыбираются целевые клиентские сегменты, принимаются решения в области позиционирования, развития продукта, организации каналов сбыта, контрактно-ценовых условий, рекламы и продвижения. Соответственно, если в этот раздел бизнес-плана надёрганы случайные цитаты из Интернета, не позволяющие сделать обоснованные и полезные для последующих разделов выводы, такой анализ рынка является бесполезным, и оценка качества такого  бизнес-плана не может быть высокой.

Как правило, некачественный анализ рынка имеет ещё один заметный признак - отсутствие ссылок на источники данных. Если разработчик "постеснялся" указать ссылки, скорее всего, перед вами откровенная халтура.

3. Ищите прототип

Я уже писал о том, как делаются бизнес-планы с низкой ценой. Нередко даже в портфолио разработчики не стесняются включать работы, сделанные путём рерайта чужих бизнес-планов. Наиболее предприимчивые просто копируют чужие демо-версии бизнес-планов на свои сайты.

Но ведь это же легко проверить. Преподаватели учебных заведений давно используют снрвисы, выискивающие похожие тексты в Интернете, и успешно выявляют с их помощью нерадивых студентов. Эти же сервисы должны войти в инструментарий оценки оригинальности бизнес-планов.

Только не торопитесь предъявлять претензии разработчикам, если "антиплагиатор" нашёл в качественном бизнес-плане пару цитат из Интернета. Если эти цитаты снабжены ссылками на источники, исполнитель бизнес-плана поступил вполне корректно.

4. Мал золотник да дорог

Некоторые заказчики ещё на этапе обсуждения требований к бизнес-плану сообщают, что работу объёмом менее 100 страниц они посчитают халтурой.  А вы знаете, что согласно рекомендациям UNIDO (United Nations Industrial Development Organization) объём бизнес-плана "от 8 до 12 печатных двусторонних листов текста может считаться идеальным. В ряде случаев требуются более детальный бизнес-план объемом в 25 печатных двухсторонних листов текста"?

Пухлый фолиант, напичканный подробным описанием технологий, фотографиями и многостраничными выдержками из Интернета, должен вызывать подозрение, а не восторг. Зачастую, наливая в бизнес-план "воду", разработчик пытается скрыть отсутствие маркетингового обоснования, проработанного организационного плана и глубокого финансового анализа.

Я перечислил только некоторые критерии, по которым можно оценить бизнес-план и отличить качественную работу от подделки. Непрофессиональные разработчики регулярно подбрасывают новый материал для обобщений, поэтому продолжение следует.

Копирование и цитирование материалов рассылки возможны только при условии указания авторства и активной ссылки на оригинал статьи - https://piter-consult.ru/home/Articles/Consulting-myths-legends/Slipshod-business-plan.html.

Мы будем благодарны Вам, если Вы порекомендуете нашу рассылку Вашим знакомым, заинтересованным в получении материалов, посвящённых вопросам повышения эффективности бизнеса.

Если у Вас возникли вопросы, связанные с темой рассылки, Вы можете связаться с нами по e-mail ksm@piter-consult.ru , Skype Piter-Consult или по телефонам +7(962) 684-4580 (Viber, WhatsApp, Telegram), +7(812) 430-1953 .

Обращаем Ваше внимание на то, что предыдущие выпуски рассылки доступны в архиве по ссылке https://subscribe.ru/catalog/tech.businesservices  


В избранное