Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Откуда взялись типовые бизнес-процессы


Добрый день, дорогие друзья!

Сегодня в рассылке:

Откуда взялись типовые бизнес-процессы

 

Автор: Кручинецкий Сергей Михайлович, директор компании «Питер-Консалт», ksm@piter-consult.ru

Интернет переполнен предложениями о продаже типовых бизнес-процессов предприятия. Давайте разберёмся, откуда взялось это понятие, и стоят ли типовые бизнес-процессы тех денег, которые за них запрашивают.

Для определения списка подчинённых бизнес-процессов на каждом шаге построения дерева бизнес-процессов нужно ответить на вопрос: какими объектами нужно управлять, чтобы обеспечить достижение целей родительского бизнес-процесса? Ответом на этот вопрос и будет список дочерних бизнес-процессов.

Например, какими объектами должно управлять логистическое предприятие, чтобы обеспечить достижение целей своего главного бизнес-процесса – перевозок грузов? Эти объекты и связи между ними изображены на следующем рисунке:

 

Далее для выстраивания дерева бизнес-процессов нужно применить принципы декомпозиции к каждому из подпроцессов и действовать так до тех пор, пока детализация бизнес-процессов не окажется достаточной для их выполнения.

Как видим подпроцессы, изображённые на рисунке, не являются специфическими бизнес-процессами логистического оператора. При всём разнообразии предприятий список объектов, которыми нужно управлять на этом уровне очень ограниченный:

               продукт,

               производство товаров и/или оказание услуг,

               отношения с контрагентами,

               персонал,

               инфраструктура (филиалы, оборудование, мебель и т. д.),

               финансы,

               развитие.

Если далее заняться, например, декомпозицией бизнес-процесса «Управление персоналом», то выяснится, что список его возможных подпроцессов также ограничен:

               Планирование персонала,

               Найм сотрудников

               Сопровождение (ротация, отпуска, больничные, поощрения, наказания)

               Увольнение сотрудников

               Управление обучением

               Управление корпоративной культурой

И так по всем бизнес-процессам верхнего уровня: некоторые из них будут иметь универсальный характер и не являются специфическими для конкретного предприятия.

Этот факт наводит на мысль о том, что может быть построена универсальная структура дерева бизнес-процессов. И такие попытки идут с начала 90-х годов 20-го века, когда термин «бизнес-процесс» только появился.

Наиболее известной из таких попыток является Структура классификации бизнес-процессов, разработанная Американским центром производительности и качества. Если вы скачаете этот документ, вы станете обладателем наиболее продвинутой «типовой структуры бизнес-процессов», причём, совершенно бесплатно.

Если же вы не узнали своих бизнес-процессов в американском списке, не расстраивайтесь, вы не одиноки. Наймите специалиста по описанию бизнес-процессов, и он приведёт этот список в узнаваемый вид.

Как только интерес к универсальным бизнес-процессам упал, методисты придумали новый продукт – отраслевые или референтные типовые бизнес-процессы. В принципе, логика понятна: если универсальные бизнес-процессы слишком «универсальны», конкретизируем их до уровня отрасли.

Судя по тому, что референтные модели бизнес-процессов можно также свободно скачать в интернете, их продажа не заладилась. Действительно, типовая модель бизнес-процессов банка – это хорошо, но реальные бизнес-процессы конкретного банка с учётом менталитета собственников, правил ЦБ и особенностей российского рынка – это несколько другое. В общем, для настройки отраслевой модели таже придётся нанять специалиста.

Продавцы типовых решений продвинулись дальше, и теперь можно купить «типовые бизнес-процессы» любого бизнеса. Польстившиеся на дешевизну покупатели этого добра быстро обнаруживают, что порядка не добавилось, и матерят всю консалтинговую отрасль.

Вместе с тем, любая компания, занимающаяся описанием бизнес-процессов, имеет свои «типовые бизнес-процессы», накопленные годами работы на рынке. Однако, специалисты этого рынка знают, что шаблон любого бизнес-процесса нуждается в настройке под конкретное предприятие. Известно также, что сами по себе описания бизнес-процессов бизнес не улучшают, их ещё нужно внедрять, что самостоятельно удаётся редко.

В общем надежда купить по дешёвке типовые бизнес-процессы и навести с их помощью порядок – это иллюзия. Начинать работу нужно с диагностики бизнес-процессов, продолжать описанием «как есть», оптимизацией «как должно быть» и заканчивать внедрением. Ну и не забывать, что бизнес-процессами нужно управлять.

 

Копирование и цитирование материалов рассылки возможны только при условии указания авторства и активной ссылки на оригинал статьи - https://piter-consult.ru/home/Articles/Consulting-myths-legends/typical-business-processes.html.

Мы будем благодарны Вам, если Вы порекомендуете нашу рассылку Вашим знакомым, заинтересованным в получении материалов, посвящённых вопросам повышения эффективности бизнеса.

Если у Вас возникли вопросы, связанные с темой рассылки, Вы можете связаться с нами по e-mail ksm@piter-consult.ru , Skype Piter-Consult или по телефонам +7(962) 684-4580 (Viber, WhatsApp, Telegram), +7(812) 430-1953 .

Обращаем Ваше внимание на то, что предыдущие выпуски рассылки доступны в архиве по ссылке https://subscribe.ru/catalog/tech.businesservices  


В избранное