Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Что значит <<выстроить бизнес-процесс>>?


Добрый день, дорогие друзья!

Сегодня в рассылке:

Что значит «выстроить бизнес-процесс»? 

Автор: Кручинецкий Сергей Михайлович, директор компании «Питер-Консалт», ksm@piter-consult.ru 

Недавно мой клиент показал мне план развития своего предприятия, в котором в одном из пунктов было написано: «Выстроить бизнес-процесс продаж». Поскольку в хорошем плане должны быть определены цели выполнения задач, я поинтересовался, что значит «выстроить бизнес-процесс»?

Ответ меня несколько озадачил. Оказалось, «выстроить бизнес-процесс» - это значит его описать, оптимизировать, обучить сотрудников, проверить их навыки. И всё, «бизнес-процесс выстроен», цель пункта плана достигнута! И то, что никакие показатели продаж не улучшились, не мешает бизнес-процессу оказаться выстроенным.

Дальше – больше. Оказалось, что целью выполнения этой задачи является выполнение плана работ по выстраиванию бизнес-процесса.

Для объяснения своей трактовки цели мой оппонент привёл пример. Предположим, человек собрался получить водительские права. Он проходит медкомиссию, записывается на курсы, сдаёт экзамен. План работ выполнен, цель достигнута.

Хороший пример привёл коллега. Я всегда считал, что цель обучения на водительских курсах – это получение навыков вождения, а прохождение процедуры их получения – это средство достижения цели, ну а права – это всего лишь подтверждение полученных навыков. Но по мнению моего оппонента, успешное прохождение процедуры получения прав – это и есть цель. Может быть поэтому в РФ столько смертей от ДТП?

Выполнение плана мероприятий не может быть самоцелью. Хороший план всегда направлен на достижение SMART-целей. Более того, сначала появляется цель (получить водительские навыки, увеличить объём продаж и т. д.) и только потом план её достижения (закончить водительские курсы, оптимизировать бизнес-процесс продаж и т. д.). А иначе получается, что сначала придумали, чем заняться, потом разбираемся, а зачем нам это нужно.

На вернёмся к вопросу «выстраивания бизнес-процесса». Если критерий успеха этой работы – получение участниками бизнес-процесса новых навыков, значит пункт плана выполнен, когда сотрудники успешно прошли аттестацию. Используют ли они полученные навыки в своей работе или не используют, удачно ли спроектирован бизнес-процесс или нет, всё неважно – «бизнес-процесс выстроен». Конечно, строитель может гордиться строительством дороги, но, если по ней никто не ездит, заказчику дороги гордиться нечем.

Я не против, если этап проектирования бизнес-процесса от задумки до получения навыков сотрудниками называют «выстраиванием». Но на этом моменте работа не заканчивается, а только начинается. Бизнес-процесс – это инструмент, с помощью которого компания достигает своих целей – плановых значений показателей. Чтобы этот инструмент заработал, нужно наладить ежедневное, ежечасное, управление бизнес-процессом, его совершенствование. И как только владелец бизнес-процесса решит, что всё, бизнес-процесс выстроен, можно расслабиться, показатели поползут в сторону ухудшения.

К сожалению, мнение о том, что при оптимизации бизнес-процессов есть какая-то финальная точка, когда «бизнес-процесс выстроен», а значит цель достигнута, довольно широко распространено. Как следствие, возникает другая иллюзия: нужно нанять консультанта, чтобы он выстроил бизнес-процесс, а самим делать ничего не нужно. Но этот миф – тема уже другой статьи.

 

Копирование и цитирование материалов рассылки возможны только при условии указания авторства и активной ссылки на оригинал статьи - https://piter-consult.ru/home/Articles/Consulting-myths-legends/business-process-building.html.

Мы будем благодарны Вам, если Вы порекомендуете нашу рассылку Вашим знакомым, заинтересованным в получении материалов, посвящённых вопросам повышения эффективности бизнеса.

Если у Вас возникли вопросы, связанные с темой рассылки, Вы можете связаться с нами по e-mail ksm@piter-consult.ru , Skype Piter-Consult или по телефонам +7(962) 684-4580 (Viber, WhatsApp)(812) 430-1953 .

Обращаем Ваше внимание на то, что предыдущие выпуски рассылки доступны в архиве по ссылке https://subscribe.ru/catalog/tech.businesservices


В избранное