Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Мифы матричной структуры управления


Добрый день, дорогие друзья!

Сегодня в рассылке:

Мифы матричной структуры управления

 Автор: Кручинецкий Сергей Михайлович, директор компании «Питер-Консалт», ksm@piter-consult.ru

 С матричной структурой управления связано два противоположных мифа:

               матричная организационная структура – универсальное лекарство от бюрократизации бизнеса,

               матричная структура – безоговорочное зло, несущее беспорядок, безответственность и хаос.

Самое забавное это то, что мифа два, они противоположны, а причина одна. Давайте в ней разберёмся.

Матричная структура управления появилась, как средство решения проблем традиционной линейно-функциональной структуры. Главная проблема заключается в том, что эта оргструктура предполагает только «вертикальное» взаимодействие сотрудников. В результате, коммуникации исполнителей организуются только через их начальников, что приводит к снижению скорости и качества взаимодействия.

Особенно сильно эта проблема мешает в тех типах бизнеса, где исполнители из разных подразделений должны взаимодействовать постоянно. Это, например, предприятия с проектным характером работы, при которой менеджеры проектов должны иметь возможность отдавать поручения исполнителям, участвующим в выполнении проектов. Другой пример – взаимодействие продуктовых (товарных, категорийных) менеджеров с сотрудниками продающих подразделений. Для того, чтобы «узаконить» функциональное руководство сотрудниками, находящимися на одном уровне иерархии, была и предложена матричная структура управления.

Некоторые руководители предприятий, отчаявшиеся организовать эффективное взаимодействие в рамках линейной организационной структуры, решительно перерисовывают органиграмму и … получают хаос вместо ожидаемого порядка. А всё дело в том, что недостаточно переименовать структуру управления в матричную и перерисовать квадратики со стрелочками на организационной схеме. Чтобы матричная организационная структура помогла повысить эффективность взаимодействия сотрудников, должны быть изменены бизнес-процессы предприятия.

Недавно руководитель инжиниринговой компании обратился ко мне за консультацией по этому вопросу. Его идея вполне здравая. Предприятие выполняет проекты по монтажу инженерных сетей и оборудования. Распределение обязанностей вполне традиционное: менеджеры по продажам продают, сотрудники технического отдела осуществляют поддержку и контроль соблюдения технической политики.

Понятно, что технарям нужно дать рычаги управления продажниками по вопросам технической политики. Управленческое решение, которое мне предлагалось оценить, выглядело так: перерисовываем схему оргструктуры на матричную и в должностных инструкциях продавцов записываем: «подчиняются по техническим вопросам техническому отделу».

Уверен, что результат будет разрушительным. При такой невнятности решения конфликты между сотрудниками двух подразделений неизбежны. Другое дело, если тщательно описать все бизнес-процессы взаимодействия технарей и продажников в новой редакции. Например, в бизнес-процесс подготовки коммерческого предложения включить обязательное согласование КП с техническим отделом. А в бизнес-процесс ежемесячного план-фактного анализа показателей включить оценку коммерсантами качества технической поддержки с обязательным разбором обнаруженных претензий.

Если новые бизнес-процессы описаны, сотрудники обучены, поддержка бизнес-процессов в информационной системе организована, можно даже не переименовывать структуру управления в матричную. Такая смена таблички сама по себе ничего не даёт.

А вот если бизнес-процессы не описывать, начнётся хаос, и руководитель компании быстро окажется в плену другого мифа: матричная структура – источник этого хаоса.

Не нужно впадать ни в ту, ни в другую крайности. Матричная организационная структура – это ни универсальный рецепт, ни порождение дьявола-консультанта. Это управленческий инструмент, который нужно уметь внедрять путём детального описания новых бизнес-процессов.

 

Копирование и цитирование материалов рассылки возможны только при условии указания авторства и активной ссылки на оригинал статьи - https://piter-consult.ru/home/Articles/Consulting-myths-legends/matrix-management-structure.html

Мы будем благодарны Вам, если Вы порекомендуете нашу рассылку Вашим знакомым, заинтересованным в получении материалов, посвящённых вопросам повышения эффективности бизнеса.

Если у Вас возникли вопросы, связанные с темой рассылки, Вы можете связаться с нами по e-mail ksm@piter-consult.ru , Skype Piter-Consult или по телефонам +7(962) 684-4580 (Viber, WhatsApp)(812) 430-1953 .

Обращаем Ваше внимание на то, что предыдущие выпуски рассылки доступны в архиве по ссылке https://subscribe.ru/catalog/tech.businesservices


В избранное