Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Процессный подход к управлению


Добрый день, дорогие друзья!

Сегодня в рассылке:

 Процессный подход к управлению

 Автор: Кручинецкий Сергей Михайлович, директор компании «Питер-Консалт», ksm@piter-consult.ru

 Вероятно, большинству читателей знаком термин, вынесенный в заголовок статьи. Что же такое «процессный подход к управлению» и чем отличается от других подходов? Не претендуя на методичность, отмечу несколько наиболее важных особенностей управленческого подхода, основанного на понятии бизнес-процессов.

В соответствии с процессным подходом к управлению, предприятие на самом общем уровне рассматривается как процесс, перерабатывающий входящие (на рисунке стрелки слева) информацию и ТМЦ, в выходящие (стрелки справа), передаваемые во внешнюю среду. Переработка происходит под управлением правил (сверху), в ней используются ресурсы внешней среды (снизу). Модель предприятия для процессного подхода к управлению на этом, самом общем уровне выглядит, например, так:

Схема бизнес-процесса верхнего уровня

Такая общая модель процессного подхода к управлению информирует только о внешних параметрах. Чтобы описать «внутренности», разработчики бизнес-процессов проводят
декомпозицию бизнес-процессов, примеры которой можно посмотреть по ссылке.

 

Важно то, что на каждом уровне детализации, предприятие, функциональный блок (например, производство, продажи, маркетинг и т. д.), участок (например, поиск новых клиентов) рассматриваются, как бизнес-процесс, характеризующийся входами, выходами, управлением, ресурсами, владельцем, участниками, показателями, ради достижения которых бизнес-процесс выполняется.

Такой подход к управлению коренным образом отличается от «структурного» подхода, при котором, прежде всего, создаётся организационная структура управления. Недостатки «структурного» подхода были рассмотрены в статье «Поставим организационную структуру на место».

Нужно отметить, что не все участки работы предприятия описываются бизнес-процессами. Например, не поддаётся алгоритмизации работа творческих специальностей. А если бы поддавалась, то можно было бы любого человека, даже робота, научить создавать, например, дизайн, однако, пока не удаётся.

Каковы же достоинства процессного подхода к управлению?

1. Клиентоориентированность

Это касается не только внешних клиентов, но и внутренних. При процессном подходе понятно, за какой результат отвечает перед клиентом владелец бизнес-процесса.

2. Чёткие требования к поставщикам процесса

Обратная сторона п. 1: владелец бизнес-процесса знает от кого и какой результат он вправе ожидать.

3. Обоснованность ресурсов

Понятно, на какой результат расходуются материальные, информационные, кадровые, логистические и другие ресурсы. Например, в некоторых компаниях при заказе очередного отчёта информационной системы программистам заказчик должен указать, для выполнения какого бизнес-процесса этот отчёт предназначен.

4. Однозначность управленческих правил

Если правило есть, то для реализации процессного подхода оно должно быть описано и объяснено всем участникам бизнес-процесса. Сказки о том, что «это все знают» больше не приведут к ошибкам.

5. Распределение ответственности и подчинённости

Владелец бизнес-процесса отвечает за его показатели, а не за то, что обычно пишут в должностных инструкциях, скачанных из Интернета. Участники бизнес-процесса подчинятся владельцу по функционалу бизнес-процесса. Это так называемое функциональное подчинение в отличие от административного, закреплённого в организационной структуре. Один из функциональных начальников сотрудника является также его административным руководителем.

6. Единое понимание процедуры

Процессный подход к управлению подразумевает описание процедуры взаимодействия в графическом (лучше) или текстовом (хуже) виде. Примеры таких процедур можно посмотреть по представленной ссылке.

7. Понятные цели и показатели

Бизнес-процесс выполняется не сам для себя, а для достижения плановых значений его показателей.

Вряд ли кто-то откажется от характеристик управления, перечисленных выше. Весь вопрос в качестве внедрения процессного подхода к управлению. Если не получается хорошо внедрить самостоятельно, не стоит ругать методику. Нужно просто обратиться к специалистам.

   

Копирование и цитирование материалов рассылки возможны только при условии указания авторства и активной ссылки на оригинал статьи - http://piter-consult.ru/home/Articles/Consulting-myths-legends/process-approach-management.html .

Мы будем благодарны Вам, если Вы порекомендуете нашу рассылку Вашим знакомым, заинтересованным в получении материалов, посвящённых вопросам повышения эффективности бизнеса.

Если у Вас возникли вопросы, связанные с темой рассылки, Вы можете связаться с нами по e-mail ksm@piter-consult.ru , Skype Piter-Consult или по телефонам (812) 984-4580, (812) 430-1953 .

Обращаем Ваше внимание на то, что предыдущие выпуски рассылки доступны в архиве по ссылке http://subscribe.ru/catalog/tech.businesservices 


В избранное