Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как сделать декомпозицию бизнес-процесса


Добрый день, дорогие друзья!

Сегодня в рассылке:

Как сделать декомпозицию бизнес-процесса

 Автор: Кручинецкий Сергей Михайлович, директор компании «Питер-Консалт», ksm@piter-consult.ru

 Недавно потенциальный заказчик услуги описания бизнес-процессов задал мне интересный вопрос: по каким принципам делается декомпозиция бизнес-процесса? Например, есть самый общий бизнес-процесс предприятия, описываемый в нотации IDEF0 контекстной диаграммой. Какие бизнес-процессы должны войти в его декомпозицию?

Ответ на этот вопрос очень простой. Каждый бизнес-процесс декомпозируется на бизнес-процессы управления объектами, которыми нужно управлять на этом уровне.  Например, самый общий бизнес-процесс предприятия («контекстный» в терминологии IDEF0) декомпозируется на бизнес-процессы управления клиентами, поставщиками товаров и услуг, производством товаров или услуг, персоналом, инфраструктурой, финансами и т. д.

Однако, мой собеседник продолжал настаивать: «Как именно для декомпозиции бизнес-процессов составляется этот список объектов управления?».

Уже потом, после переговоров, я понял, почему декомпозиция бизнес-процессов не составляет затруднения у меня, но вызывает вопрос у заказчика. У каждого специалиста в области описания бизнес-процессов есть проверенная годами структура декомпозиции, которая для конкретного предприятия лишь настраивается.  Такая структура позволяет без затруднений правильно составить иерархию объектов управления для декомпозиции бизнес-процессов на каждом уровне.

«Правильная» структура бизнес-процессов доступна и неспециалистам. Достаточно воспользоваться, например, структурой классификации бизнес-процессов, разработанной Американским Центром производительности и качества (APQC), референтными отраслевыми моделями, опубликованными в Интернете, или моделями функциональных блоков типа ITSM (IT Service Management, управление IT-обслуживанием). Нужно только настроить эти модели для конкретного предприятия.

Есть способ, который позволяет если не сделать декомпозицию бизнес-процессов, то по крайней мере проверить её необходимость и достаточность. В статье «Использование системы показателей для улучшения бизнес-процессов» я писал о том, что декомпозиция бизнес-процессов должна соответствовать иерархии системы показателей.

Как построить дерево системы показателей, написано в статье по ссылке. Для каждой цели верхнего уровня нужно определить необходимый и достаточный список инициатив, которые позволят достичь этой цели. По каждой инициативе определяем её цель. Таким образом получается декомпозиция цели верхнего уровня. Если теперь для всех целей определить показатели – измерители достижения целей, получится дерево системы показателей.

Теперь давайте вернёмся к декомпозиции бизнес-процессов. Если в декомпозиции бизнес-процесса, соответствующего цели верхнего уровня, присутствуют бизнес-процессы, необходимые и достаточные для достижения этой цели, значит декомпозиция выполнена правильно.

Приведу пример. Предположим, мы декомпозируем «контекстный» бизнес-процесс. Определили одну из его целей – увеличение масштаба бизнеса. Определяем инициативы для достижение этой цели – расширение клиентской базы, увеличение ассортимента. Значит в декомпозиции «контекстного» бизнес-процесса обязаны быть бизнес-процессы управления отношениями с клиентами и поставщиками. Для выполнения этих бизнес-процессов необходимо управлять персоналом, финансами и инфраструктурой предприятия. Таким образом декомпозиция «контекстного» бизнес-процесса в отношении цели «увеличение масштаба бизнеса» определилась.

  

Копирование и цитирование материалов рассылки возможны только при условии указания авторства и активной ссылки на оригинал статьи - http://piter-consult.ru/home/Articles/Consulting-myths-legends/business-process-decomposition.html .

Мы будем благодарны Вам, если Вы порекомендуете нашу рассылку Вашим знакомым, заинтересованным в получении материалов, посвящённых вопросам повышения эффективности бизнеса.

Если у Вас возникли вопросы, связанные с темой рассылки, Вы можете связаться с нами по e-mail ksm@piter-consult.ru , Skype Piter-Consult или по телефонам (812) 984-4580, (812) 430-1953 .

Обращаем Ваше внимание на то, что предыдущие выпуски рассылки доступны в архиве по ссылке http://subscribe.ru/catalog/tech.businesservices 


В избранное