Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Сколько стоит проект ИС ERP?


Добрый день, дорогие друзья!

Мы продолжаем цикл статей, в которых рассказываем нашим читателям о стоимости разнообразных консалтинговых услуг. Надеемся, что эти статьи помогут желающим получить услуги требуемого качества за адекватные деньги.

Сегодня в рассылке:

Сколько стоит проект ИС ERP?

Автор: Кручинецкий Сергей Михайлович, директор компании «Питер-Консалт», ksm@piter-consult.ru

 

В статьях, объединённых тематикой «Сколько стоит консалтинг?», мы не обсуждаем все разнообразные  подходы к ценообразованию на консалтинговые услуги, а обращаемся к тем читателям, которые хотят разобраться в структуре себестоимости, понять, из чего складывается трудоёмкость той или иной работы. В этой статье речь пойдёт о стоимости такой услуги, как разработка функционального проекта информационной системы (ИС) ERP-класса.

О методике проектирования ИС написано в статье, ссылка на которую размещена выше. Здесь мы разберём варианты реализации процедуры проектирования, влияющие на трудоёмкость, а значит стоимость разработки проекта.

1. Функциональные области

 Прежде чем проектировать здание заказчик определяет его назначение. Перед проектированием ИС необходимо определить, какие функциональные области будут в ИС отражены. Очевидно, что без регламентированного учёта компания не обойдётся, а вот всё остальное нужно обсуждать. Требуется ли в ИС вести управленческий учёт, основанный на правилах, отличных от бухгалтерских и налоговых? Нужно ли внедрять систему бюджетирования? Требуется ли автоматизация управления отношениями с клиентами в блоке CRM? Должна ли ИС поддерживать внутренний документооборот? Будет ли ИС использоваться, как инструмент прогнозирования и планирования? На эти и многие другие вопросы нужно ответить в самом начале обсуждения проекта. Ответить, и тем самым, в значительной степени, определить трудоёмкость проектирования.

По целому ряду причин многие российские компании, даже не превышая масштабов малого бизнеса, имеют сложную организационно-правовую структуру. При этом заказчику, естественно, требуется регламентированная отчётность юридических лиц, входящих в группу компаний и управленческая отчётность по всему холдингу. Способ отражения в ИС организационно-правовой структуры заказчика также определяется на первом этапе проектирования.

2. Диагностика

 ИС должна являться инструментом системы управления (СУ), поэтому для её проектирования необходимо изучить существующую практику управления предприятием. В любой компании СУ не идеальна, поэтому в результате диагностики у консультанта обязательно появятся предложения по её совершенствованию. Эти предложения могут быть отвергнуты руководством компании или приняты им и тогда будут учтены в проекте ИС.

Иногда заказчики проекта возражают: «Зачем нужна диагностика, если нас не устраивает уровень управляемости? Предложите нам идеальную СУ и помогите воплотить её в жизнь». Вынужден не согласиться с таким подходом. При построении СУ нельзя игнорировать сложившиеся в компании традиции управления, уровень корпоративной культуры, состояние социально-психологического климата и ряд других факторов, среди которых определяющим является менталитет первых лиц предприятия. Для изучения этих факторов и предназначена диагностика системы управления - обязательный этап совершенствования СУ.

Трудоёмкость диагностики рассмотрена автором в статье «Сколько стоит диагностика?». В ходе обсуждения этой процедуры необходимо согласовать её цели: будет ли диагностика проводиться только лишь для проектирования ИС или затронет весь комплекс управления? Ответ на этот вопрос во многом определит трудоёмкость и стоимость процедуры.

2. Отчётность и показатели

Для того чтобы ИС стала инструментом СУ, управленческие отчёты должны рассчитывать показатели, входящие в систему показателей (СП) предприятия. Трудоёмкость процедуры и варианты разработки СП рассмотрена нами в статье «Сколько стоит система показателей?». Для оценки стоимости этого этапа проектирования функционала ИС нужно также не забыть учесть работу по описанию форматов отчётов. Только тогда заказчик гарантированно получит необходимую для управления информацию в удобном для анализа виде.

3. Описание бизнес-процессов

Мы уже рассматривали варианты выполнения этой работы в статье «Сколько стоят бизнес-процессы?». Если работа выполняется в рамках проектирования ИС, бизнес-процессы должны быть детализированы до документов ИС (после выбора программного обеспечения),  а регламенты - до инструкций оператора. Поддержка бизнес-процессов в ИС обеспечивается также

  • правами пользователей в отношении документов ИС и их отдельных полей,
  • алгоритмами автоматического создания документов или их шаблонов,
  • правилами уведомлений пользователей о срочных событиях,
  • настройками рабочих окон

и другими методическими материалами, из которых мы выделим планирование и прогнозирование, а также регламент бюджетирования.

4. Планирование и прогнозирование

Для полноценной реализации в СУ концепции системы управления по показателям необходимо не только уметь рассчитывать их в ИС, но и формировать по ним планы, а также план-фактные отчёты. В некоторых случаях для повышения достоверности планирования могут быть использованы алгоритмы прогнозирования, основанные на статистике результатов прошлого периода. Методическая подготовка планирования и прогнозирования выполняется на этапе проектирования ИС и эта работа должна быть учтена в бюджете проекта.

5. Регламент бюджетирования

Пример этого документа расположен по ссылке, а трудоёмкость рассмотрена в статье «Сколько стоит бюджетирование?». Для внедрения в конкретной ИС регламент должен быть доработан до уровня постановки задачи программистам. Не забудьте учесть это в смете проекта, иначе счёт на эту работу предъявят уже внедренцы.

6. Прочие материалы проекта

 В функциональном проекте должны быть также описаны

  • Требования к безопасности и конфиденциальности данных,
  • Обязательные реквизиты справочников и документов ИС,
  • Форматы печатных форм,
  • Описание ролей пользователей,
  • Сценарии обучения пользователей,
  • Требования к переносу данных из старой ИС,
  • Условия работы будущей ИС,
  • Требования к быстродействию,
  • Ожидаемый объём обрабатываемых документов

и ряд других данных.

Если подготовку всех этих данных заказчик поручит консультанту, бюджет проекта, конечно, увеличится. Но уверенность в успешном внедрении увеличится в ещё большей степени.

7. Приёмка настроек и доработок, ввод в эксплуатацию

Функции консультанта на этапе внедрения проекта объединяют авторский надзор и экспертизу. Трудоёмкость этого этапа работы во многом зависит от квалификации внедренцев и если их выбирает заказчик, наиболее разумный способ оплаты этого этапа работы консультанта - почасовая оплата.  И тут уже решайте сами: выбирать ли сильных программистов и оставить консультанта без работы или сэкономить на внедренцах и в результате оплатить многочисленные возвраты результатов их труда на доработки.

Если обучение подготовлено и проведено качественно, роль консультанта на этапе ввода ИС в эксплуатацию не так велика, как можно было бы ожидать. Для разрешения вопросов, возникающих в первые дни перехода на новую ИС, в «боевой готовности» должны находиться настройщики и программисты ИС. Консультант, конечно должен быть на связи, но возникающие к нему в этот период вопросы скорее свидетельствуют о недоработке проекта и в дополнительной оплате не нуждаются.

Надеюсь, что с учётом представленных в этой статье данных, трудоёмкость разработки функционального проекта ИС стала вам более понятна. Провести эту работу можно как самостоятельно, так и силами внешнего консультанта. Если вы выберете второй вариант, перечитайте этот материал и ваши переговоры с консультантом пройдут в духе полного взаимопонимания.

 

Мы будем благодарны Вам, если Вы порекомендуете нашу рассылку Вашим знакомым, заинтересованным в получении материалов, посвящённых вопросам повышения эффективности бизнеса.

Если у Вас возникли вопросы, связанные с темой рассылки, Вы можете связаться с нами по e-mail ksm@piter-consult.ru , ksmya@yandex.ru , Skype Piter-Consult или телефонам (812) 984-4580, 430-1953 .

Обращаем Ваше внимание на то, что предыдущие выпуски рассылки доступны в архиве по ссылке http://subscribe.ru/catalog/tech.businesservices или в группе "Просто о сложном" по ссылке http://subscribe.ru/group/prosto-o-slozhnom .

Копирование и цитирование материалов рассылки возможны только при условии сохранением авторства и активной ссылкой на сайт-первоисточник www.piter-consult.ru

В избранное