Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Сколько стоит диагностика системы управления?


Добрый день, дорогие друзья!

Мы продолжаем цикл статей, в которых рассказываем нашим читателям о стоимости разнообразных консалтинговых услуг. Надеемся, что эти статьи помогут желающим получить услуги требуемого качества за адекватные деньги.

Сегодня в рассылке:

Сколько стоит диагностика системы управления?

Автор: Кручинецкий Сергей Михайлович, директор компании «Питер-Консалт», ksm@piter-consult.ru

 

В статьях, объединённых тематикой «Сколько стоит консалтинг?», мы не обсуждаем все разнообразные  подходы к ценообразованию на консалтинговые услуги, а обращаемся к тем читателям, которые хотят разобраться в структуре себестоимости, понять, из чего складывается трудоёмкость той или иной работы. В этой статье речь пойдёт о стоимости такой услуги, как диагностика системы управления.

Диагностика является обязательным этапом, предваряющим такие услуги управленческого консалтинга, как повышение эффективности системы управления, разработка организационного дизайна, оптимизация бизнес-процессов и других. Несмотря на то, что специфика конкретной задачи влияет на цель и результаты диагностики, этот этап имеет похожую структуру для всех упомянутых работ. Рассмотрим процедуру диагностики системы управления в наиболее полном формате, чтобы помочь заказчикам и консультантам найти общий язык при определении плана и бюджета этой работы.

 

1. Определение функциональных областей

 Если задача требует диагноза всей системы управления компанией, трудоёмкость работы будет, конечно, больше, чем в случае диагностики отдельного функционального блока. Результат полной диагностики представляет бо'льшую ценность, так как учитывает связи между отдельными блоками. Однако, если руководители компании видят проблемы только в отдельных функциональных блоках, диагностика проводится именно по ним.

Таким образом, решение о перечне диагностируемых систем управления решающим образом повлияет на трудоёмкость, а значит стоимость процедуры.

Иногда диагностика проводится с целью общего аудита системы управления и выработки рекомендаций по её развитию. В других случаях инструмент управления, требующий модернизации, определён заранее. Например, это может быть система показателей или описание бизнес-процессов. Цель проведения диагностики, конечно, повлияет на процедуру и её стоимость.

Для диагностики системы управления используются 3 источника данных: регламентирующие документы компании, результаты прошлого периода и интервью с сотрудниками.

 

2. Изучение документов компании

Состояние регламентирующей документации может быть очень разным. Если компания в своём развитии еще не подошла к периоду бюрократизации, управленческие документы могут отсутствовать совсем. Тогда основным источником информации становятся интервью с сотрудниками. С другой стороны, наличие шкафов, заполненных документацией Системы Менеджмента Качества, сертифицированной по ГОСТу или ISO, ещё не означает высокий уровень регламентации бизнеса, так как сертификация СМК нередко проводится исключительно с имиджевыми целями.

Хотя вес и площадь документов управления не является показателем степени регламентированности управления, ознакомиться с ними, а значит учесть этот этап в трудоёмкости, придётся.

 

3. Результаты прошлого периода

Иногда на этапе диагностики заказчики проявляют естественную осторожность и не раскрывают консультанту всех своих коммерческих секретов. При всём уважении к вопросам безопасности отметим, что неполная исходная информация может привести к недостоверным выводам. Приемлемую степень открытости, а с ней и трудоёмкость анализа результатов прошлого периода, определяет, конечно, заказчик. Хотя лично я вообще не стал бы поручать диагностику консультанту, если не доверяю ему, поскольку в профессиональный минимум этого ремесла входят обязательства по конфиденциальности.

Обилие аналитических данных, с одной стороны, увеличит бюджет диагностики, а с другой стороны, гарантирует более высокое качество выводов. Если же компания не уделяла особого внимания регистрации результатов своей деятельности, на этом этапе процедуры можно будет сэкономить, правда радоваться такой экономии я бы не стал.

 

4. Интервью с сотрудниками

Это, пожалуй, наиболее важный и, как правило, самый трудоёмкий этап диагностики. Прежде всего нужно определиться со списком интервьюируемых. Если задача состоит в общем аудите системы управления, то участники интервью должны репрезентативно представлять весь функционал управления компанией. А для оптимизации бизнес-процессов понадобятся все представители должностей, в них участвующих. Трудоёмкость интервью определяется временем подготовки вопросника, проведения интервью, расшифровки аудиозаписи и анализа беседы. Умножьте это время на количество участников и тариф консультанта и вы убедитесь, что стоимость этого этапа является определяющей для бюджета диагностики.

Одна маленькая, но полезная деталь: расшифровку, конечно, делает не консультант, а его технический помощник, что должна учитывать корректная смета работ.

 

5. Отчёт и презентация результатов диагностики

Отчёт по диагностике состоит из 2-х частей - описание выявленных проблем (предпочитаю слово «резервов») системы управления и рекомендации по её усовершенствованию («мобилизации резервов»). В определённой степени трудоёмкость написания отчёта зависит от объёма предъявленных для анализа данных. Но только «в определённой степени», так как, например, результат анализа «имиджевой» СМК (см. п.2) уложится в одну строку.

Не стоит все результаты диагностики доводить до всего персонала компании, но основные выводы полезно не только довести, но и обсудить с ведущими сотрудниками, которым предстоит воплощать их в жизнь. Форму обсуждения лучше определить с самого начала, в период планирования диагностики. Вряд ли консультант захочет дополнительных денег за презентацию, но необходимость потратить время на подготовку и проведение презентации не должна стать для него неожиданностью.

 Обсудив перечисленные выше вопросы, заказчик диагностики получит представление о предстоящей процедуре и результатах, а консультант - информацию для расчёта трудоёмкости. Будем надеяться, что такое обсуждение послужит на благо взаимопонимания двух сторон.

 

Мы будем благодарны Вам, если Вы порекомендуете нашу рассылку Вашим знакомым, заинтересованным в получении материалов, посвящённых вопросам повышения эффективности бизнеса.

Если у Вас возникли вопросы, связанные с темой рассылки, Вы можете связаться с нами по e-mail ksm@piter-consult.ru , ksmya@yandex.ru , Skype Piter-Consult или телефонам (812) 984-4580, 430-1953 .

Обращаем Ваше внимание на то, что предыдущие выпуски рассылки доступны в архиве по ссылке http://subscribe.ru/catalog/tech.businesservices или в группе "Просто о сложном" по ссылке http://subscribe.ru/group/prosto-o-slozhnom .

Копирование и цитирование материалов рассылки возможны только при условии сохранением авторства и активной ссылкой на сайт-первоисточник www.piter-consult.ru

В избранное