Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Что контролировать: результат или процесс?


Добрый день, дорогие друзья!
         
         Спасибо вам за интерес, проявленный к нашей рассылке. Надеемся, что наши материалы будут вам интересны и помогут в развитии вашего бизнеса. Обращаем ваше внимание на то, что предыдущие выпуски рассылки доступны в архиве по ссылке http://subscribe.ru/catalog/tech.businesservices. Вы можете также высказать своё мнение по вопросам, обсуждаемым в наших статьях, присоединившись к группе "Просто о сложном" по ссылке http://subscribe.ru/group/prosto-o-slozhnom/ .
        
     Cегодня в рассылке:

Что контролировать: результат или процесс?

Автор: Кручинецкий Сергей Михайлович, директор компании «Питер-Консалт», ksm@piter-consult.ru

 

Редакция журнала "На стол руководителю" пригласила автора высказаться по теме заголовка статьи. Получившийся комментарий предлагается вашему вниманию.

 

Независимо от того, что именно контролирует компания – процесс или результат, а также, какие использует для этого технические средства, существует ряд принципов организации контроля бизнеса, соблюдение которых позволяет повысить результативность и эффективность этой функции. Некоторые из них мне бы хотелось напомнить.

К классификации, разделяющий бизнес на компании, контролирующие процесс, и компании, контролирующие результат, я бы добавил кластер организаций, руководство которых только считает, что контролирует то или иное, а на практике утратило реальный контроль над бизнесом.

Многим из нас знаком стиль руководства, основанный  на таком «мнимом» контроле процесса. В арсенале такого управления и неожиданные «вызовы на ковёр» для детального отчёта о проделанной работе, и спонтанные визиты руководителя на рабочие места, и выборочная проверка почты, и многочасовые, многолюдные совещания – любимый инструмент управления некоторых руководителей. В результате все остаются довольны – и начальники, полагающие свою контрольную миссию успешной, и подчинённые, благополучно занимающиеся своими делами в промежутках между атаками руководства. Итак, важный принцип эффективного контроля – методичность, независимо от того, контролируется ли действия или показатели.

Какой руководитель не мечтает о самостоятельных и инициативных сотрудниках, мотивированных на результат, способствующий процветанию компании?  Однако, опытные руководители знают, что таких сотрудников на всех не хватает и часто приходится работать с людьми, нуждающимися в контроле действий и постоянной опеке. Выскажу крамольную мысль: подход к контролю должен быть индивидуальным. Речь, конечно, не о том, чтобы устанавливать индивидуальные правила планирования и отчётности, закон должен быть един для всех. Но вот практика применения этого закона в масштабах организации допускает определённую гибкость. Например, нет нужды контролировать с секундомером в руках время прихода на работу успешного менеджера по продажам. А вот для того, чтобы разобраться в причинах неудач его менее результативного коллеги, иногда приходится проводить мониторинг рабочего дня и анализировать занятость поминутно. Гибкость, безусловно, является важным принципом реализации контрольной функции.

Третий важный принцип контроля – достоверность исходной информации. Сколько разрушительных решений принимается на основе плодов фантазии сотрудников! Как иногда тщательно подбирает руководитель тенденциозные факты, подтасовывая их под интуитивно принятое решение! Как зависим бизнес от учёта, организованного «на коленке»! Давайте позаботимся о достоверности информации, на основании которой осуществляются контрольные функции и результат превзойдёт наши ожидания.

Вопрос о приоритетности контроля процесса или результата сродни вопросу о первичности курицы или яйца: ответ сам по себе большой ценности не имеет, но поиск порождает плодотворные раздумья. Наиболее одарённые руководители умеют сочетать и то, и другое. Несколько лет тому назад я работал в компании, руководитель которой проповедовал принципы доверия в отношениях между начальством и подчинёнными, подчёркнуто мотивировал результат и, казалось бы, мало контролировал процесс. В офисе компании постоянно работало кафе, которое сотрудники могли посещать в любое время. Информационная система компании поддерживала интерактивный чат, в котором сотрудники обсуждали в рабочее время отнюдь не рабочие вопросы. Никто из работников центрального офиса не подвергался репрессиям за опоздания на работу, хотя вход в офис осуществлялся по электронной карте, то есть мог быть зарегистрирован. В общем, идиллическая картина, которая нарушалась разве что периодическими неожиданными увольнениями сотрудников по инициативе администрации. Заинтересовавшийся статистикой этих увольнений мог бы легко обнаружить, что компания тихо расставалась с наиболее активными посетителями кафе и участниками чата, контролируя «процесс» таким нестандартным образом.

 


В избранное