Почему простой CD-проигрыватель, поставленный на 20-киллограммовую колонку Infinity Alpha, вдруг приобретает ее характер звучания? Ответ «шизофрения и самовнушение» не принимается, он неверен. Никакая совокупность графиков, схемотехнического анализа и физических формул не в состоянии обосновать метафизику, так же как бесконечность Вселенной невозможно представить себе иначе, чем через чувственное, метафизическое начало. Но Вселенная – это реальность. О существовании и закономерностях в характере звука
разных брендов и классов можно судить эмпирически. Однажды меня удивил технократ до мозга костей, известнейший электронщик, уважаемый физик-теоретик и некогда гуру аудиофилов доктор наук Д.Свобода, вдруг изложив ноу-хау, которое совершенно совпало с моим и которое я оберегал, как зеницу ока. Потом я не раз встречал подтверждения своим «метафизическим» оценкам в выкладках и мучительных тестах, которые занимали у физиков неделю времени, требовали лабораторного оборудования и в конечном итоге приводили их на больничную
койку с нервным истощением. К сожалению, далеко не всегда эти «фундированные» и «изложенные адекватным языком» (то бишь, через «Линквиц-Райли», «Сигма-Дельту» и «четверть волны») тесты заканчивались понятной рекомендацией. Это объясняется благоговением, которое физики испытывают перед «физическим абсолютом». Вернемся к нашей колонке. 20 кило – отличная стабилизация вибраций для напольной колонки высотой 70 см при 8-дюймовых динамиках (что наглядно подтвердит ряд графиков, которые мы не будем строить). Предположим,
что я в принципе прав в отношении «брендовой» окраски звука. Но если в компоненте окраска формируется преимущественно через настройку элементов схемы, то в колонке настраивать практически нечего, а ее масса призвана загасить окраску, во всяком случае. Так что же происходит на самом деле? Мой скромный спонтанный эксперимент означает, что любимая акустика представляет собой идеальную подставку для (ненавистного вам) компонента. А также: в аппаратах существует нечто, недоступное пониманию (и это вовсе не резонансы!),
что окрашивает звук системы. Очевидно, что массивный аппарат диктует окраску, подчиняет себе другие в системе. Мне поступил вопрос о сочетаемости и подборе брендов и моделей в системе. По большому счету, исходя из моего тезиса, начинать следует… с жилища. Жилище есть безусловно самый массивный и влиятельный «диктатор окраски» в вашей системе. Конечно, это и самый непредсказуемый элемент. Даже если вы заказали все кирпичи (сантехнику и проектировщика – тоже!) для своего особняка из Испании, вы не можете быть
уверены, что получите в нем непременно «испанский звук». Я, кстати, слышал лишь испанские аудио-кабели, по которым могу судить о существовании такой окраски. Однажды в испанском магазинчике одежды я поразился аналоговому звучанию цифровой системки. Подумав, я понял: «звучала» одежда. Называть эту случайную инсталляцию «акустической обработкой помещения» и «ликвидацией отражений» я не буду. Думаю, что формула из учебника физики в этом случае не применялась. Простейший способ – походить по комнате и похлопать
в ладоши. Надо будет подвинуть мебель поближе к месту комнаты, где наблюдается эхо, и положить ковер там, где вы хлопали в ладоши. Впрочем, я знаю много случаев, когда никто – включая инсталлятора, хозяина квартиры и вашего покорного слугу – не знает, как поведет себя конкретное жилище. Очень полезно обзавестись выносным микрофоном и спектроанализатором – такие есть на любой студии и сейчас уже во многих AV-ресиверах. Ваша цель – нейтрализовать жилище. Я не смею предполагать, что вам повезет и вы превратите
жилище в подобие реверберирующего концертного зала. Когда я где-то раньше писал, что обработка комнаты не меняет окраску компонента, я нисколько не противоречил предыдушему абзацу. Если вы строите жилище, то на этой стадии вы целенаправленно можете выбирать и создавать окраску – даже интуитивно комбинируя материалы и планировку. Я верю в креатив. В силу красоты. Красивый дом и интерьер не могут давать плохой звук, как это ни голословно звучит. Красивое расположение колонок автоматически предотвращает всеми
проклятый резонанс на 100 Гц. Но учтите: помещение с плохим «звуком» вы можете не исправить, а в лучшем случае – заглушить. При этом характер звука аппаратуры останется при ней же, просто это вопрос более или менее чистого воспроизведения данной окраски. Я убежден, что на этот счет есть свои «мучительные» формулы и рефераты, но нужны ли они кому-нибудь? Нейтрального или натурального звука музыки нет. Она всегда окрашена залом или студией, и только в стерильных условиях компьютерного сведения можно задать
этот “искуственный натуральный” режим. Твикингом можно добиться нейтрализации всей работы режиссера и нейтрализации вашей домашней аппаратуры. Это волнует, но такой звук, как ни странно, быстро начинает раздражать. Его обладатель приходит к такому “идеалу”, что его гости только морщатся. Так было со мной на дому у режиссера студии “Олимпик” А.Жаданова и скоро произойдет на дому у художника Комаровского... Гораздо благодарнее – “честная” окраска программы, носителя и тракта. Лично мне импонирует, когда я понимаю,
что, как (и почему?) делал режиссер или завод. Когда у разных барабанщиков – разные марки и разная манера держать палочки. Больше всего – когда играет мой любимый бренд техники. Чего я решительно не хочу в этой цепочке окраски – это знать о своей комнате, какая бы “концертная” она ни была. Я включаю систему с целью удрать из дома (и из страны!). Поэтому не жалую и отечественную музыку, кроме, наверно, старой-старой классики и нового Григория Лепса… ну еще можно “В платье белом” Ляписа-Трубецкого. Я неслучайно
одержим сегодня студийными активными многополосными акустическими системами. Я слышу то, что давно и безуспешно ждал от цифрового аудио – “красиво” уведенной АЧХ и выхода на первый план великой музыки со всеми ее гармоническими искажениями, студийными призвуками, слюнями в микрофоне и (желательно) шипом ленты. Музыка совершается в диапазоне 500 Гц – 8 кГц, хотя прежде мы все грезили грудными потрясения рок-концертов, ошибочно принимаемыми за 5 Гц. Активные колонки хорошего ранга дают даже невозможное: они навязывают
атмосферу джазового клуба, гаражного подвала или оперного зала, причем – без каких-либо DSP-режимов. Это у них “в крови”, хотя закономерностей вывести не могу - мал опыт общения, “активная эра” только зарождается. С нетерпением жду прибытия партии таких “Адамов” (слышали когда-нибудь?). Сейчас я готов к тому, чтобы заклеймить эру, которую сам же протрубил в 1993-м. Эру звуковых кабелей. Кабель оказался предательски немузыкальным существом. Прежде, на “богатом” сигнале ему прощались урезания “волнующей” микродинамики,
но в наше время чипов и микроконтактов лучший подарок – никакого кабеля. Примерно этим и ценна активная акустика… Я не ответил на добрую половину вопросов – до новых встреч в эфире.