Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Аудио Видео техника. Домашний кинотеатр. 2.12.04


Информационный Канал Subscribe.Ru

Аудио/Видео техника.
Домашний кинотеатр.

Сайт рассылки
http://www.avdk.ru

Выпуск 13

   Мы публикуем статью Михаила Кучеренко, посвященную  некоторым тонкостям воспроизведения музыки, записанной в цифровом формате. Часто у людей, малоискушенных в вопросах "цифрового звука", возникают вопросы: "разве не все CD- плееры одинаково хороши, ведь они просто считывают с диска последовательность нулей и единиц?" "чем принципиально отличается плеер за 200-300 USD от того, который стоит в 10 раз дороже?" "можно ли как-то улучшить звучание компакт-диска?". Статья отвечает на эти и некоторые другие вопросы. В дальнейшем мы планируем обратиться к более частным техническим аспектам этой темы.
Статья взята из журнала "Домашний кинотеатр" (8, 2004 г.) с разрешения редакции. Сайт журнала
www.hometheatermag.ru.

Message In The Digital Bottle

...В этот раз я хотел бы высказаться по поводу "горлышка бутылки", то есть самого узкого места при воспроизведении музыки наилучшими "High-End" системами.

Разные специалисты по-разному расставляют приоритеты при определении наибольшего влияния отдельных компонентов аудиосистем на конечный результат. С течением времени и у меня возникли сомнения в первоначальной иерархии (по нисходящей), а именно: колонки-усилители-предусилители-источник-провода-аксессуары. Если колонки, на мой взгляд, по-прежнему во главе этого списка, то сейчас я бы поставил на второе место источник, а не усилители.

Исторически, еще в семидесятые годы шотландская фирма Linn была первой, кто указал на то, что принцип "garbage in - garbage out", то есть "мусор на входе - мусор на выходе" применим и в аудио. В качестве доказательства они разработали и стали производить проигрыватель виниловых пластинок под названием LP12, который был настолько лучше самых "представительных" референсных проигрывателей того времени, что пошатнул указанную выше и на тот момент незыблемую иерархию построения высококачественных звуковых систем.

Однако с приходом цифры все вернулось назад. В начале 90-х годов я застал финальную схватку между виниловыми пластинками и достаточно созревшей технологией компакт-диска. Поначалу мои предпочтения были однозначно на стороне "винила". Но по мере развития цифровых технологий мне все более и более сложно стало мириться с недостатками формата LP: всевозможными "шарманочными" призвуками, большей, чем на CD, "условностью" подачи материала, неравномерным распределением качества "географически" по диску. С проблемами же воспроизведения музыки с компакт-диска, постепенно решавшимися, становилось мириться все проще.

Причина задвигания источника вниз по иерархической лестнице была связана на тот момент с нивелированным звуком с разных CD-плееров. Разброс качества цифровых источников до самого последнего времени был, в целом, невелик даже при разнице в цене в десять раз.

Несмотря на форсирование всех присущих человеку пяти чувств (где обоняние, реагирующее на запах "зелени", играло не последнюю роль), и даже с привлечением "шестого", право, по сравнению с разбросом звука колонок и усилителей, а также согласований между ними, разницей в качестве цифровых устройств более-менее одного ценового уровня можно было пренебречь.

Такая ситуация продолжалась на рынке почти все двадцать с лишним лет существования CD. Этому способствовало, в первую очередь, разделение областей знаний, при котором специалисты по цифровой схемотехнике не смыслили ровным счетом ничего в High-End'е, тогда как High-End, являющийся пристанищем для кого угодно (я знаю среди производителей по крайней мере одного гинеколога и трех стоматологов), не имел достаточного интеллектуального охвата своей среды, чтобы навести мосты с инженерами-цифровиками. Если в аудиожурналах и есть редкие специалисты по цифре (тот же Роман Пашарин в российском Аудиомагазине), то их мнение в хай-эндном контексте значительно теряет в весе в силу их незначительного "идеологического" опыта. Пока ты не знаком с тематикой, о которой они пишут, все кажется очень убедительным, тогда же, когда встречаются факты, с которыми ты знаком, все, как правило, соответствует реальности с точностью "до наоборот".

Например, тема устройства и работы цифровых транспортов не только самая редко описываемая в аудиопрессе, но и самая редко обсуждаемая. Если их механика и электроника еще как-то упоминаются, то о работе оптических считывающих блоков и их устройстве, а также их влиянии на звук, не могу припомнить ни одного материала.

...Я упоминал о своем "дискмэне", который состоит из деталей, взятых из нескольких образцов одной и той же модели и показывающем, насколько велик разброс в качестве звука от образца к образцу. Парадокс: но этот негативный аспект "цифры", явился причиной сдвига приоритетов при компоновке систем в пользу компакт-диск плееров. Звук CD-компонентов стал сильно отличаться внутри этого класса аудиотехники. Это позволило сместить акценты компоновки систем в сторону цифрового источника звука.

Речь идет о компаниях, которые смогли установить мостики между "специалистами-цифровиками" и аудиофилами, не используя слепо готовые цифровые блоки, хаотично обвязывая их нелепо сконструированными второстепенными, а подчас ненужными и вредными устройствами, создавая схемы, которые скорее можно назвать сомнительными маркетинговыми, чем электрическими.

Американская компания Perpetual Technologies* разрубила сразу несколько "гордиевых узлов" CD- технологии, избавившись от аппаратных цифровых фильтров и введя после 10-летнего перерыва в обращение интерфейс I2S вместо общепринятых SPDIF и AES/EBU, но, главное, успешно справившись с задачей приближения старого звука с CD к возникающим новым форматам DVD-audio и SACD.

Я бы сравнил работу компакт-диск плеера с восьмым чудом света. "Бороздки" на CD являются по размеру одними из самых маленьких "изделий", производимых массово человечеством. И чтобы считывание происходило без сбоев в агрессивных и пыльных средах при сотрясениях и изношенности носителей, потребовались годы изобретения всякого рода "цифровых лейкопластырей", заклеивающих истинную природу музыки в угоду бесперебойной и "безупречной" работе этих систем, по сути, маскирующих то обстоятельство, что цифровые источники звука постоянно работают "на грани фола".

Эта пресловутая "безупречность" является основной причиной "безжизненности", за которую многие справедливо критиковали звук с CD на протяжении многих лет. Конечно, за все приходится платить, и не было бы проблемы, если бы новые и прогрессивные подходы, на примере тех же Perpetual Technologies, не требовали дополнительных и кропотливых усилий по их отладке и даже использованию из-за повышенной чувствительности к всякого рода помехам, нестабильности сетей питания, подбору проводов и согласования транспорта с процессором. Но поверьте, все эти дополнительные усилия со стороны пользователя стоит того. Образно говоря, тут имеет место та же дилемма, что лучше - слушать бестолковую и пустую, но бойкую безукоризненную болтовню, или, хотя и слегка запинающегося, но крайне интересного и завораживающего собеседника. Индустрия потребительской электроники все эти годы во многом шла по первому пути, и только отдельные ее хай-эндные представители - по второму, и, поверьте, слава Богу, но горлышко от "цифровой" бутылки с вашими музыкальными посланиями они сделали за последние пару лет намного шире.
----------------------

   * Примечание. На рынке с 2004 года появилось несколько предложений по данным решениям и от других производителей. По более низким ценам (150-300 USD).

Ведущий рассылки Андрей Малыгин mailto:info@hi-end.biz

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: tech.av.hiend
Отписаться

В избранное