Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Домашние кинотеатры, Hi-End аудио и видео. 15.07.04


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

Домашние кинотеатры, Hi-End аудио и видео.

Сайт рассылки
http://www.hi-end.biz

Выпуск №9

Только CD или комби приводы?

   Мы получили весьма интересное письмо от нашего читателя Сергея, который приводит свои соображения по поводу будущего CD-проигрывателей и самих компакт-дисках. Мы сочли возможным процитировать большую часть письма и добавить свои комментарии и рассуждения. Также мы будем рады, если этот выпуск положит начало конструктивной дискуссии.

   Я думаю, что вытеснение будет осуществляться за счет отсутствия на рынке проигрывателей "only CD", а в комбинированных (т.е. DVD, SACD), компакт диск будет играть хуже. Уже сейчас число фирм выпускающих "only CD" проигрыватели невелико, по сравнению с тем что было. Срок бессбойной службы CD player 6-7 лет, потом его нужно то ли чистить, то ли еще что, но я не знаю на сколько это продлевает срок службы. Т.е. лет через 5-7 когда иссякнут запасы "only CD" в торговле и когда имеющиеся проигрыватели выйдут из строя, хочешь не хочешь, а придется покупать что-нибуть комбинированное.

   Я думаю, что в дальнейшем производители аудио техники не будут стараться, чтобы новые комбинированные модели проигрывателей играли CD с достаточным качеством, по сравнению с собственными изделиями той же ценовой категории. Т.е. они не будут вкладывать деньги в равноценное поддержание всех форматов в производимой аппаратуре. Но Я надеюсь, что останутся фирмы (типа NAD), которые будут производить "only CD" проигрыватели ценовой категории 300-500 $, со звучанием не худшим чем сейчас.

   И по поводу "...вынудить меломанов приобретать любимые произведения повторно уже на новых дисках!". А как это делается сейчас : выпускаются диски ремастированные с "Original Master Tape" с использованием 20 битной технологии или 24 битной. Не знаю, что больше всего влияет на "новое" качество "Original Master Tape" или технология оцифровки, знаю, что звучат они лучше. И когда, только спустя 18 лет? после первого выпуска диска, выпускается, наконец то, диск оцифрованный с "Original Master Tape", то огорчению, нет, скорее обиды и чувства, что тебя уже пару раз кинули... (пример The Who "Who's Next" 1971).

   Эти рассуждения вполне логичны и обоснованны. Однако, как известно, будущее всегда неопределенно и многовариантно, поэтому и предсказать его точно мы не можем. В письме речь идет о вытеснении с рынка специализированных проигрывателей CD, мы же писали о вытеснении с рынка самого формата, поэтому и картины возможного будущего здесь получаются несколько отличными. Единственное, что нам доступно в настоящем - это причинно-следственные связи, по которым можно хотя бы отчасти предвидеть, какие процессы будут происходить и к чему они приведут. Вот как раз об этих причинно-следственных связях хотелось бы нам сейчас немного подискутировать.

   Выпуск многоформатных DVD-проигрывателей, конечно, выгоднее по сравнению с производством проигрывателей CD. Во-первых, кино в принципе более доступно восприятию и пониманию большинства потребителей, чем музыка. Во-вторых, среднестатистический потребитель охотнее заплатит за аппарат, который "и вышивает и на машинке может", чем за проигрыватель, воспроизводящий только музыкальные компакт-диски. Многофункциональные комбайны - это примета нашего времени. Так что, разумеется, будущее за всеядными проигрывателями. Однако, есть и несколько соображений на противоположной части весов:

  1. Остаются потребители-меломаны, уважающие именно CD, и некоторые из них настроены категорически против DVD. Такой человек гораздо охотнее заплатит за высококачественное воспроизведение музыки, чем за посредственно играющий комбайн. Так что кому-то, наверное, придется удовлетворять желания этой (хотя и немногочисленной) категории потребителей, то есть спрос останется.
  2. Некоторые фирмы, относящие себя к категории High-End, все равно будут специализироваться на выпуске высококлассных CD-проигрывателей ради получения высококачественного звука именно с компакт-диска. Такие фирмы (например, С.Е.С.) замечательно умеют делать CD-плейеры, вот они и пойдут навстречу меломанам из п.1. Так что останется и предложение.
  3. Существует еще одна возможность выживания для CD-плейеров в рамках того же Hi-End. Правда, она совершенно неочевидна для рядовых фирм. Это "разложение" проигрывателя на отдельные компоненты - транспорт и ЦАП. Представьте себе такую картину: транспорт может одинаково успешно считывать данные с дисков любых форматов (CD, DVD, SACD) - это вполне возможно. Дальше качество звучания зависит уже от ЦА-конвертора, а их может быть несколько. Также ЦАПы можно будет обновлять (как аппаратную, так и программную часть) по мере совершенствования технологии.

   Компакт-диски долговечны, и слушать их будут еще очень долго. Решающим фактором останется количество уже выпущенных и купленных компакт-дисков (а также по-прежнему выпускаемых и покупаемых). Не считаться с этим фактором рынок не сможет, поэтому для многофункциональных проигрывателей обязательным условием будет приемлемое воспроизведение CD, а также сохранится и определенный, пусть небольшой объем выпуска и специализированных CD-плейеров (как для "рядового потребителя", так и аудиофильских). Мы полагаем, что перечисленные соображения предрекают CD-проигрывателю неплохое будущее. Иными словами, аппараты, проигрывающие именно CD, не исчезнут.

   А вот для самого формата CD digital audio все выглядит несколько по-другому. Отправные точки такие. Сам по себе формат относительно невысокого качества, зато диски довольно дешевы и на сегодняшний день их выпущено уже очень много. В то же время прогресс движется вперед (это утверждение небесспорное, движется он вовсе не обязательно вперед, может по кругу, а может, и назад), поэтому назревает необходимость предложить что-то новенькое и интересное для потребителей. Из этого исходного пункта вырисовываются два пути.

   Первый путь - сделать все еще дешевле и демократичнее. Здесь первенство - за mp3, и для любителей большого количества музыки независимо от ее качества (зато дешево или даром) этот формат уже одержал верх над CD. Недаром сейчас переносные mp3-плейеры заметно популярнее CD-плейеров, а CD-плейеры, не поддерживающие формат mp3, становятся неконкурентоспособными. Вся инженерия становится намного дешевле - можно обходиться без дисков (загружать файлы из Интернета или с компьютера) и без оптико-механической системы в плейере.

   Кроме этого пути есть еще один, более интересный для любителей хорошей музыки, под девизом "качество важнее цены". Этот путь ведет к внедрению улучшенных цифровых технологий и аудиоформатов высокого разрешения. При этом качество воспроизведения разительно возрастает, повышается естественность, гибкость, детальность, появляется возможность записи и воспроизведения музыки в многоканальном варианте. Потребителю приходится за это платить: нужно покупать новые и недешевые (при хорошем качестве) проигрыватели и новые диски, которые, вероятнее всего, так и будут хоть ненамного, но дороже привычных CD. Хотя, возможно, для SACD эта разница будет нивелирована. Так что, по-видимому, меломаны постепенно перейдут с CD на SACD и DVD-audio.

   Что интересно, на этой волне наметилась эволюция компакт-дисков и их проигрывателей. Для серьезных, неширпотребовских моделей CD-плейеров почти обязательным стало применение апсэмплинга (upsampling), то есть увеличение частоты дискретизации до 96 и 192 кГц. Преимущества ясны - более детальное, качественное и "мягкое" звучание, по возможности близкое к аналоговому. Понятно, что это некоторый шаг в сторону аудиофильских форматов высокого разрешения, а также попытка продлить жизнь компакт-диску.

   Не растерялись и производители компакт-дисков. Пока SACD и DVD-audio медлят, активно выпускаются и продаются на CD переиздания старых любимых всеми произведений, ремастированных в формате 20 или 24 бит. Как справедливо замечает в своем письме Сергей, это ни что иное, как маркетинговый ход, попытка продать еще раз то, что уже было продано. Ну как настоящему поклоннику не купить новое издание с улучшенным звучанием, добавлением bonus tracks и дополнительными фотографиями в буклете. И, что самое интересное, мы (поклонники), не столько злимся, сколько радуемся: пусть пришлось заплатить еще раз, зато играет ведь действительно лучше!

   Видимо, также будут выходить и переиздания на SACD и DVD-audio, рыночный механизм останется тем же самым. Только на это нужно время, и нужно его много! Есть и тревожные соображения: что, если придется платить вдвое-втрое больше? Далее. Чего уж греха таить, мы, российские меломаны, слушаем в основном пиратскую продукцию, на том и экономим. Сделать пиратский CD достаточно просто и недорого, а вот как еще удастся копировать SACD и DVD-audio? Известно, что производители этой продукции сейчас больше всего озабочены защитой от копирования. Так что наша судьба, наверное, быть приверженцами CD еще долгое время.

   Но, несмотря на всю эту лирику, не возникает особых сомнений в том, что музыкальная индустрия действительно будет уходить от формата CD-DA. Потому что есть форматы лучше по качеству, а также по цене и удобству пользования. Не боясь показаться излишне категоричными, заявим, что компакт-диск обречен, сравнение ситуации с виниловыми пластинками это косвенно подтверждает.

   Дело в том, что виниловые пластинки выжили вопреки недолговечности и сложности в эксплуатации исключительно благодаря высокому качеству саунда. Говоря по-другому, многие любители музыки готовы мириться с некоторыми проблемами, но зато получить живое звучание. При этом, чем сложнее и виртуознее музыка, чем богаче идеи композитора и исполнение, тем важнее именно качество звучания и тем большее преимущество виниловый диск демонстрируем перед CD. У компакт-дисков преимущества и недостатки прямо противоположны виниловым дискам, то есть они удобны и долговечны, но не вызывают восторгов своим звучанием, а потому, скорее всего, прекращение их выпуска не вызовет у меломанов ностальгии.

Ведущий рассылки Андрей Малыгин mailto:info@hi-end.biz

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Адрес подписки
Отписаться

В избранное