Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


 

Тема сегодняшнего выпуска:

Неравномерный износ шин

Два месяца назад, когда проверялось давление в шинах нашего автомобиля, мы обратили внимание на следы необычного износа протектора покрышки у правого переднего колеса: внутренние дорожки его образовали ступеньку и были ниже наружных. Стало быть, при движении из-за нарушения углов установки колес, покрышка этого колеса опиралась на дорогу преимущественно внутренней «ленточкой» протектора, и большая часть нагрузки приходилась на внутреннюю часть шины. Надо сказать, что автомобиль к этому времени прошел 8 500 километров по нелегким дорогам и, в общем-то, оставался послушным, хотя при наличии такого дефекта его обычно тянет в сторону. Возникло подозрение, что не замеченные вовремя глубокие ямы и выступающие колодцы, выбоины и ямы, нередко скрытые водой, сделали свое черное дело – повредили подвеску колеса.

На станции технического обслуживания предположение подтвердилось. Осматривая машину снизу, мы быстро обнаружили последствия пренебрежительного отношения к препятствиям: резиновая втулка сайлент-блока нижнего правого рычага начала вылезать из проушины, изменив тем самым положение колеса. При помощи оптического стенда определили, что угол развала стал даже отрицательным.

После замены сайлент-блока и регулировки углов схождения и развала колес автомобиль прошел около 5 000 километров. Износ шин пока равномерный. Правда, теперь мы не испытываем подвеску на «ударопрочность» и перед существенными неровностями почтительно снижаем скорость.

От владельцев «жигулей» довольно часто приходится слышать жалобы на сравнительно быстрый износ шин. По этому поводу мы обратились в Управление обслуживания ВАЗа.

– Виноваты в большинстве случаев сами водители, сказал начальник управления. – Не подумайте, что мы хотим свалить вину на чужие плечи. Наши специалисты внимательно проанализировали причины. И вот что выясняется. Как правило, давление в шинах не соответствует предписанному инструкцией. Его редко проверяют, да и манометры оказываются часто неисправными. А сколько обнаружено погнутых дисков колес из-за ударов о бортовые камни тротуаров. Встречались и поврежденные детали подвески. Всем этим приходится расплачиваться за любовь с большой скоростью проезжать препятствия, которых, увы, немало на дорогах.

– В конце 1971 года на «Жигулях», – продолжал начальник управления, – внедрены некоторые усовершенствования, связанные с подвеской и управлением колес. Благодаря этому заметно повысился и срок службы шин. Кстати, по техническим условиям он должен составлять 33 тысячи километров. Большинство владельцев «жигулей» перекрывают этот рубеж.

Чтобы сравнить, много это или мало – 33 тысячи, мы обратились к литературе. В популярном английском журнале «Мотор», который проводит испытания десятков легковых автомобилей, мы нашли интересующие нас данные. Оказывается, долговечность таких же шин (диаметром 13 дюймов) на автомобилях, близких по классу к «Жигулям», – «Форд-кортина-1500», «Остин-1100» – составляет 30,4 и 28,8 тысячи километров. Таким образом, «Жигули» по этой характеристике даже превосходят известные автомобильные марки.

Когда же мы рассказали специалистам ВАЗа возникшем на нашем автомобиле дефекте (сайлент-блока), они определили по своей картотеке его распространенность. Выяснилось, что он относится к редко встречающимся, но все же посоветовали «не злоупотреблять хорошей амортизацией и по возможности ездить аккуратней».

Нам показали прошедшие испытания шины. По характеру износа протектора можно определить типичные его причины. Поскольку шины могут служить наглядным пособием для всех владельцев автомобилей, мы предлагаем познакомиться с ними по приведенным здесь рисункам со схемами, где показаны наружный контур сечения протектора, схождение и развал колес. Периодически осматривая протектор и сравнивая его вид с рисунками, можно своевременно заметить начало ненормального износа и устранить вызвавшую его причину. Жизнь шин будет продлена.

Б. Синельников,
инженер
нормальный износ протектора шин
Нормальный износ протектора.
износ наружных дорожек протектора шин
Правое переднее колесо (вид сзади). Повышенный износ наружных дорожек. Внутренний край каждой дорожки выше наружного. Причина: слишком велик угол схождения колес.
износ внутренних дорожек протектора шин
Правое переднее колесо (вид сзади). Повышенный износ внутренних дорожек. Наружный край каждой дорожки выше внутренних. Причина: отрицательный угол схождения колес.
износ внутренних дорожек протектора шин
Правое переднее колесо (вид сзади). Повышенный износ внутренних дорожек. Между ними заметна ступенька. Причина: отрицательный угол развала колес.
износ внутренней дорожки протектора задних шин
Заднее правое колесо (вид сзади). Повышенный износ внутренней дорожки. Между ней и соседней дорожкой заметна ступенька. Причина: отрицательный угол развала задних колес (прогнулась задняя балка).
износ пятнами протектора шин
Любое колесо. Местный износ в виде отдельных пятен. Сначала они располагаются на крайних дорожках, а по мере увеличения пробега переходят и на центральную. Причина: дисбаланс колеса (из-за отсутствия грузиков или повреждения диска).
износ крайних дорожек протектора шин
Любое колесо. Повышенный (без ступенек) износ крайних дорожек. Средняя дорожка выступает. Причина: пониженное давление воздуха.
износ средних дорожек протектора шин
Любое колесо. Интенсивный износ средних дорожек (без ступенек). Причина: повышенное давление воздуха.

Ссылки в тему:
Тянет в сторону
Измеряем развал и схождение
Проверяем сход и развал
Не просто ниточка
Проверка регулировки схождения
Углы установки колес
Ключ для регулировки схождения колес
Шинные капризы
Для балансировки колес
«Сапоги стопчешь!..»
Не справился с управлением. Шины
Не трясите, колеса!
На подвеске вместо опоры
Балансировка на столе
Менять местами колеса
О давлении в шинах
Какие бывают шины
Дорожный ремонт шины
Не дадим украсть колесо
Дела гаражные
Как устанавливать домкрат
Как затягивать колесные болты
Шпилька крепления колеса
Гайка ступицы переднего колеса
Разбортовка колеса
Защита покрытия колесных дисков
Окраска колесных дисков
Для сохранения шин
Если вулканизируешь камеру
Накачать бескамерную шину
Разбортовка колеса
Демонтируем и монтируем шину
Чтобы не застрять
Без запаски
Ремонт передней подвески «Жигулей»
350 тысяч на ВАЗ-2101
Что крутится медленнее колес?
Прокол бескамерной шины

С уважением, Сергей Поназдырь
 

В избранное