Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


 

Тема сегодняшнего выпуска:

Как заряжать батарею

Редакция и заводы-изготовители получают немало писем читателей с вопросами о том, как привести в рабочее состояние сухозаряженные батареи после долгого хранения.

Отвечая на них, публикуем материал, подготовленный по нашей просьбе сотрудниками НПО «Автоэлектроника» О. Тютрюмовым, П. Черниковым и Н. Курзуковым.

Для надежной и долговечной службы стартерной аккумуляторной батареи очень важна самая первая операция – приведение ее в рабочее состояние.

Ныне все батареи выпускаются в сухозаряженном исполнении. Значит, для этой цели достаточно залить электролит плотностью но 0,02 г/см3 меньше эксплуатационной для данного климатического пояса, и через 20 минут, в течении которых происходит пропитка пластин, батарея будет готова к эксплуатации (поскольку плотность электролита не падает более чем на 0,03 г/см3). Как видим, готова без заряда от постороннего источника.

Все это справедливо для батарей, хранившихся не более года с момента выпуска. По истечении же данного срока плотность электролита после пропитки пластин снижается более чем на 0,03 г/см3, поэтому в зависимости от фактической величины батарею приходится заряжать в течение того или иного времени.

Действующая документация рекомендует хранить батареи до начала эксплуатации не свыше трех лет. Но по тем или иным причинам немало их переживает этот срок. Поэтому в НПО «Автоэлектроника» была исследована возможность приведения в действие стартерных аккумуляторных батарей, хранившихся без электролита (сухими) в течение длительного времени. Испытывались батареи типов 6СТ-55, 6СТ-75 и другие с разными сроками хранения – до девяти лет включительно. Определялось влияние продолжительности хранения на электрические характеристики батарей после приведения в действие заливкой электролита, пропиткой им батарей в течение разного времени и заряда разной интенсивности и продолжительности.

Выяснилось, что пропитка батарей электролитом свыше 20 минут после года хранения практически не влияет на электрические характеристики. Когда процесс занимал менее 20 минут,

/на сайте продолжение статьи открывается после отсылки SMS/>>>

Выяснилось, что пропитка батарей электролитом свыше 20 минут после года хранения практически не влияет на электрические характеристики. Когда процесс занимал менее 20 минут, электрические характеристики при последующем стартерном разряде были тем ниже, чем меньше время. Различие между отдельными батареями при этом оказалось больше, чем между однотипными батареями после пропитки разной продолжительности. Отсюда следует, что 20 минут являются оптимальными. Некоторые батареи, хранившиеся сухими свыше года, после заливки электролита и пропитки оказывались полностью разряженными. Все это позволяет утверждать, что батареи, содержащиеся сухими более трех лет, предусмотренных технической документацией, сохраняют работоспособность и ресурс, однако после заливки электролита и пропитки во всех случаях их надо заряжать.

Инструкция по эксплуатации рекомендует проводить заряд токами, равными 0,1 от номинальной емкости при 20-часовом режиме разряда – С20 (например, батарею 6СТ-55, С20 которой равна 55 А × ч, заряжать током 5,5 А; 6СТ-60 – 6 А.

Установлено, что основным фактором, определяющим последующие разрядные характеристики батарей, является количество электричества, сообщенное им в процессе заряда. При испытаниях оно составляло от 10 до 60% номинальной емкости.

Было выявлено, что величины от 20 до 40% дают наиболее высокие показатели при последующем стартерном разряде. Напряжение на десятой секунде стартерного разряда током 3 С20 (для 6СТ-55 это 165 А) колеблется от 10,25 до 10,5 В, а продолжительность стартерного разряда от 4,5 до 6,1 минуты. Сообщение количества электричества меньше 20% от номинальной емкости приводит к существенному снижению электрических характеристик при последующем разряде, а больше 40% С20 влечет излишнее увеличение температуры электролита в конце заряда вследствие перезаряда. При токе 0,1 С20, нормированном инструкцией по эксплуатации, необходимое для подзаряда время составляет от 3 до 5 часов, то есть достаточно велико. В ходе испытаний была проверена возможность заряда токами большей, чем 0,1 С20, величины. Оказалось, что токи от 0,3 С20 до 0,6 С20 не приводят к перегреву или к недозаряду современных батарей и их можно применять.

Определяя контрольные электрические характеристики, предусмотренные технической документацией, удалось установить, что после приведения в действие батареи отвечают предъявляемым к ним требованиям. Таким образом, можно рекомендовать заливать в стартерные батареи, хранившиеся более трех лет в сухом виде, электролит, предусмотренный инструкцией по эксплуатации, пропитывать в течении 20 минут и вслед за этим заряжать токами, численно равными от 0,3 С20 до 0,6 С20 ( от 16,5 до 33 А для 6СТ-55) в течение времени, необходимого для полного заряда. Напомним, что признаками полного заряда являются постоянство достигнутых величин напряжения и плотности в течение двух последних часов, а также обильное газовыделение (кипение) электролита.

Ссылки в тему:
Новый аккумулятор
Как восстановить проводимость
Токопроводящая пленка на аккумуляторе
Защита аккумулятора от перегрева
Контакт между пластинами
Накануне зимы
Небьющийся ареометр
Подзарядное устройство
Советы по аккумулятору
Уровень электролита
Уход за аккумулятором
Уход за аккумулятором
Материал взят из журнала "За рулем".

На сегодня это все, прощаюсь с Вами до следующего выпуска рассылки, прочитать эту и другие статьи Вы можете здесь.

С уважением, Сергей Поназдырь
 

В избранное