Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


 
Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Тема сегодняшнего выпуска:

Весна

Весна, лето, осень, зима. Четыре времени года – и каждое из них для автолюбителя имеет свои особенности, свои черты. Проявляются они и в характере возникающих неисправностей. Четыре времени года диктуют нам свои условия, и мы намерены опубликовать в Клубе-90 четыре материала, связанные с сезонными неполадками. Ведет эту тему наш постоянный автор Э. Коноп.

Весна, которая теперь уже совсем не за горами, для автолюбителя – пора богатая проблемами, так, во всяком случае, утверждают признанные авторитеты.

Армию «любителей», весьма разношерстную, довольно легко все-таки разделить на две, не равные по численности категории. Первая (меньшая) – те, кто ездит круглогодично и, хотя это порой сопряжено с известными потерями, взамен получает нечто бесценное, а именно – опыт.

Ко второй категории отнесем тех, кому наш талантливый народ давно уже определил нежное прозвище – «подснежники». Впрочем, отбросив шутки в сторону, заметим, что и среди этих людей встречаются достаточно опытные; мало ли по каким причинам человек отказывает себе в удовольствии ездить зимой – тут и машина быстрей стареет, и расходы выше.

Начнем, естественно, с тех, кто зимой не ездит. Если говорить о наименее опытных из них, то сейчас самое время напомнить, что нужно, чтобы «выжить» в экстремальных условиях ранней весны. Первое развлечение после зимней спячки – возня с аккумуляторной батареей. Интересный феномен: сколько бы ни говорилось о том, что хранить заряженную батарею в тепле вредно, не убавляется энтузиастов, упорно таскающих ее домой. Этот разговор, конечно, более уместен поздней осенью, когда многие ставят автомобили на прикол. Но коль мы уже коснулись его, то не будем откладывать на конец года.

Здесь явно путаются две разные цели – необходимость пуска двигателя (особенно холодного, на морозе) и необходимость хранения бездействующей батареи. Школьник, еще не забывший основы науки, скажет, что тепло ускоряет ход реакций в аккумуляторе, поэтому для пуска холодного мотора лучше подойдет батарея, принесенная из теплого помещения, – она способна отдать больший ток. В то же время в тепле ускоряется и саморазряд батареи, сульфатация пластин. Значит, длительное хранение заряженной батареи предпочтительней на морозе, а не уютной квартире. Кстати, исправная, полностью заряженная батарея с электролитом плотностью 1,28 безболезненно переживает даже 60-градусный мороз. Другое дело, полуразряженная, а тем более разряженная до плотности 1,15 – тут уж она может замерзнуть при морозе 12–15o.

Если владелец машины содержит заряженную батарею в тепле, сохранить ее работоспособность можно лишь ценой определенных хлопот, причем не самых приятных. Они описаны в многочисленных инструкциях – все эти проверки плотности, подзарядки и т. д. В сущности – это способы хоть как-то избавить батарею от губительного для нее бездействия.

Перед началом сезона батарею, даже хранившуюся в благодатной прохладе, надо подзарядить. При установке на машину тщательно очистить выводы и зажимы от сульфатных наслоений, смазать техническим вазелином – тогда они дольше проработают до следующей чистки.

Во время зимней спячки могут накапливаться и другие неисправности электрооборудования, но при всем их кажущемся разнообразии источник один – окисление соединений, клемм. Например, при повороте ключа в положение «стартер» контрольные лампочки не меняют яркости, щелчков тягового реле не слышно. Причина чаще всего в том, что ток на реле через контакты замка не проходит или он недостаточен для срабатывания реле. В этом случае замок, даже «неразборный», надо разобрать и починить. Так, у «Жигулей» мы в свое время высверлили головки соединительных заклепок, заменив их на будущее подходящими винтами с резьбой М1,6 и гайками – и замок стал вполне разборным, ремонтопригодным. Получив доступ к подгоревшим контактам, нужно их зачистить самой мелкой шкуркой – «нулевкой» и отполировать.

Возможны и неисправности собственно стартера, например, окисление, обгорание силовых контактов, замыкаемых тяговым реле, ослабление крепления проводов, винтовых зажимов. Тут уж не обойтись без снятия стартера, иначе его электрику в порядок не приведешь. Заодно можно будет проверить состояние коллектора, удалить пыль и грязь, подтянуть крепления, осмотреть щетки, при необходимости – заменить их.

Незаметно как-то мы перешли уже к тем неисправностям, которые следует иметь в виду и водителям, ездящим круглый год.

Но наш разговор сегодня – о весне. Главная ее неприятность – талая вода на дорогах. Зловредная «аш-два-о» проникает всюду, повреждает не только электрооборудование, а вообще все, что составляет понятие «автомобиль». Неожиданные отказы, короткие замыкания, сбои в работе зажигания, генератора, стартера – обычные результаты действия влаги.

«Странности», провалы в работе карбюратора тоже нередко вызываются водой. Отказы тормозов? Сколько угодно. Сегодня вы ездили по лужам, завтра мороз – и уже не работает замерзший трос ручника. Ржавеют тормозные цилиндры, в них заедают поршни, повреждаются манжеты – и где вы, былые тормоза?!

Те, кто ездит всю зиму, с наступлением весны обычно с большим рвением следят за состоянием машины, уделяя особое внимание чистоте контактов, клемм, зажимов, изоляторов свечей и ведя небезнадежную войну против пресловутой воды!

Весной учащаются отказы осветительных приборов, сигнализации. Перед выездом надо их проверить. Кто из нас не видел, как странно порой работают световые приборы идущей впереди машины – одновременно со стоп-сигналами вполнакала загораются другие лампы, при включении указателей поворота начинают моргать все другие лампочки и машина походит на новогоднюю елку. Новичков это обычно озадачивает. Между тем ларчик открывается просто: все это происходит тогда, когда в соответствующих цепях – непорядок. Дело либо в отсутствии хорошего контакта минусового провода с «массой», либо в таком окислении соединений, когда между разными цепями получаются токопроводящие мостики, чему очень способствует попавшая туда вода, особенно подсоленная, с дороги.

Езда по грязным весенним дорогам предъявляет вдвойне жесткие требования к работе стеклоочистителей, омывателя стекла. Характер дефектов здесь тот же, поэтому повторяться нет смысла.

Разобравшись с электрооборудованием, загляните под машину, нет ли там следов течи масла, технических жидкостей. При необходимости придется долить масло в двигатель, в коробку передач, в редуктор заднего моста. Если окажется, что куда-то убежала охлаждающая жидкость, очень важно найти, куда именно. Дело не в том даже, что непросто купить. Страшней, если она уходит внутрь двигателя, в масло (тут позавидуешь владельцам «запорожцев»). Происходит это обычно из-за повреждения прокладки между головкой и блоком цилиндров.

Здесь не грех напомнить: иногда пусть кратковременной поездки на смеси масла с водой или даже «Тосолом» бывает довольно, чтобы надолго вывести мотор из строя.

Если нет уверенности, что жидкость из системы охлаждения не ушла в картер, лучше проверить это напрямую, отвернув сливную пробку.

Что касается тормозной системы, то жидкость из нее может убегать не менее охотно, было бы куда. Поэтому обязательно надо проверить и тормоза. Небольшую потерю «Невы» из бачка можно попросту восполнить. Если же окажется, что в бачке ничего нет, поездку придется отложить – тут уж явная неисправность, с которой пускаться в дорогу опасно.

Потеря жидкости из привода сцепления не столь опасна, но достаточно неприятна. Долив ее в бачок, можете ехать, но откладывать ремонт не стоит.

Мотор не всегда легко пускается после длительной стоянки, даже у технически грамотного хозяина, с самыми безукоризненными регулировками зажигания или карбюратора. А причина часто лежит, как говорят, на поверхности. Это старый бензин, потерявший большую часть легких фракций (еще хуже, когда он с самого начала был разбавлен, как нередко случается, дизельным топливом). Запасливые люди, купившие бочку-другую бензина «слева», да притом год назад, нередко бывают вынуждены потом сливать его.

Итак, мотор работает нормально. Что ж, пока он прогревается, не грех проверить давление в шинах – наверняка придется их подкачать. Надо ли убеждать, что это вопрос достаточно важный.

Мотор прогрет. И тут вас может ожидать еще один не очень приятный сюрприз – муфта сцепления не выключается. Естественно, тут не включится и передача. Причина? Она в том, что за время стоянки ведомый диск муфты склеился (спекся – некоторые говорят) с нажимным диском и маховиком, и при попытках выжать муфту силы пружины не хватает.

Оторвать ведомый диск от ведущей части муфты можно, если при нажатой педали сцепления создать в трансмиссии достаточно интенсивные рывки. Обычно в таких случаях включают передачу при неработающем, но предварительно прогретом двигателе и снова его пускают – мощности стартера хватает, чтобы машина на первой передаче сразу пошла. Далее, двигаясь с небольшой скоростью, при нажатой педали сцепления резко сбрасывают и прибавляют газ. Обычно бывает достаточно проехать так сотню метров, особенно по неровной дороге, чтобы диск оторвался. Когда рядом ваши коллеги-автолюбители, лучше не нагружать стартер, а пустить машину с помощью трех-четырех «человеческих сил», приложенных сзади.

Закончить этот материал автор хотел бы признанием в том, что вовсе не ставил перед собой цель дать исчерпывающие советы на все случаи, какие могут встретиться в жизни. Он рассмотрел лишь самые типичные, притом характерные именно для данного времени года, кстати, самого желанного для автомобилистов.

Материал взят из журнала "За рулем".

На сегодня это все, прощаюсь с Вами до следующего выпуска рассылки, прочитать эту и другие статьи Вы можете здесь.

С уважением, Сергей Поназдырь
 

В избранное