Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Секреты водительского мастерства (чему не учат в автошколе) Выпуск 3. Эффективные приемы экстренного торможения




Секреты водительского мастерства
или чему не учат в автошколе


Полезные советы и рекомендации от профессионалов
по управлению автомобилем в критических ситуациях
и прогнозированию аварийных ситуаций.

Выпуск 3


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Примите мои самые искренние поздравления с наступившим Новым Годом и  Рождеством Христовым!

Желаю, чтобы 2007 год приносил Вам, Вашим родным и близким, друзьям и знакомым только радость, большое человеческое счастье, крепкое здоровье, удачу и успех.

Пусть Новый Год станет для Вас временем обновления и благополучия, творческих дерзаний и достижения поставленных целей.


И кроме поздравлений и пожеланий также приношу свои извинения за опоздание с очередным выпуском рассылки. Но на это повлияло одно очень важное мероприятие, а точнее мой отъезд и участие в водительских тренингах, проводимых по новой экспериментальной программе. Об этом я написал ниже. (Прошу внимательно ознакомится с  нижеприведенной информацией о подготовке водителей, т.к. она имеет непосредственное отношение к теме рассылки.)

Дело в том, что я (вместе с партнерами) отсутствовал в Москве с 3 декабря 2006г. 
по 8 января
2007г. Мы проводили тренинги по новой, специально разработанной комплексной программе. Она включила в себя два взаимодополняющих курса:
1.
Контраварийная подготовка.
2. 
Обучение прогнозированию аварийных ситуаций.
КУРС 1. Контраварийная подготовка, состоящая из 2-х этапов.

Этап 1 включает в себя:
Теоретические и практические занятия в тренажерном классе,
направленные на отработку приемов скоростного руления и выработку устойчивых навыков уверенной работы с различными органами управления автомобилем в критических ситуациях.

Этап 2 включает в себя:  
Практические занятия на автодроме
направленные на отработку наиболее эффективных приемов управления автомобилем в критических ситуациях: различные способы экстренного торможения, преодоления любых видов заноса, сноса, вращения автомобиля, прохождения поворотов различной крутизны и т.д.

   Подготовка проводилась на автомобилях с разным типом привода,  оборудованных АКПП, ABS и системами курсовой устойчивости, а также и на более старых, не оборудованных подобными устройствами и системами.


КУРС 2. Обучение прогнозированию аварийных ситуаций (защитное вождение).

Это новый уникальный курс, специально разработанный для обучения всех водителей, как профессионалов, так и любителей (независимо от их водительского стажа) безаварийному управлению автомобилем в различных условиях. Эта часть подготовки также состояла из 2-х этапов:

Этап 1. Теоретические занятия в классе, где обучающиеся получили необходимые знания техники безаварийного движения, которые теперь дают им возможность:
а. Лучше понимать и заранее предугадывать поведение других участников движения.

б. Заранее видеть и избегать «подстав» на дороге.

в. Безошибочно определять по косвенным признакам возможное возникновение любой аварийной ситуации.

г. Понимать основные принципы безопасного передвижения в плотном городском потоке: перестроения в другие ряды, развороты в обратном направлении, обгоны автомобилей и др.

д. Понимать поведение автомобилей с разными типами привода и причины возникновения типичных аварийных ситуаций. 

Этап 2. Практическая (тестовая) поездка с инструктором по магистралям с оживленным движением для закрепления и проверки полученных знаний с последующим анализом допущенных ощибок и выдачей им соответствующих рекомендаций. 

    Результат от внедрения такого комплексного обучения показал, что только такой подход к повышению водительского мастерства, где совмещены обучение самым эффективным приемам управления автомобилем и тактике наиболее рационального и безаварийного движения в плотных городских потоках, дает возможность за очень короткий срок даже новичка превратить в водителя, не уступающего в технике управления автомобилем профессионалам со стажем.


А теперь перейдем непосредственно к теме этого выпуска: 

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ЭКСТРЕННОГО ТОРМОЖЕНИЯ

   Умение правильно выполнять торможение является наиболее важным для всего процесса безопасного управления автомобилем. Возможно, для многих автомобилистов (особенно новичков, читающих сейчас данный выпуск) это утверждение и станет открытием.

Но трудно не согласиться с тем, что наиболее часто для предотвращения столкновения (или любой другой опасной ситуации) используют тормозную педаль. И, к сожалению, далеко не всегда делают это правильно. А ошибка водителя в процессе торможения может в зависимости от различных факторов (скорости движения, состояния дорожного покрытия и др.) спровоцировать критический занос, снос, вращение и даже опрокидывание автомобиля.

И все это происходит потому, что кроме горячо любимого многими способа «педаль в пол до упора пока сам не остановится» и ещё одного или максимум двух, основная масса водителей (как любителей, так и профессионалов со стажем) не только не владеют другими приемами, но даже не знают об их существовании.

А на самом деле имеется большое количество приемов торможения, каждый из которых используется для какой-то конкретной ситуации.

Казалось бы, все очень просто – нажал на педаль тормоза, и машина остановится там, где и хотел водитель. Но это в обычных условиях, когда нет критической ситуации, где надо остановиться резко или под колесами нет льда, а сухой асфальт. Да ещё если автомобиль оборудован современной антиблокировочной системой (ABS). Тогда вообще нет никаких проблем. Просто дави на педаль и ни о чем больше не думай, т.к. за тебя это сделает компьютер.

Кстати, так ошибочно думают многие владельцы иномарок, считая ABS панацеей. Только при этом возникает вопрос: почему тогда в аварии не редко попадают очень дорогие иномарки,  водитель которых не смог справиться с управлением?  Ведь эти автомобили были оборудованы по последнему слову техники. (Надеюсь, что этот выпуск прочтут владельцы дорогих иномарок, оборудованных суперсовременными системами безопасности, и сделают соответствующие выводы о необходимости повышения своего водительского мастерства.)

А причина проста. Когда происходит критическая ситуация, где автомобиль необходимо остановить очень быстро, обычно используемые приемы торможения (которым вас научили в автошколе), как правило, далеко не всегда помогают. И в этом выпуске мы продолжим разговор о наиболее эффективных способах торможения.

Конечно, с помощью этой небольшой статьи невозможно даже очень кратко описать все существующие приемы торможения. Но о тех, которые должен уметь выполнять каждый водитель, мы и поговорим в этом выпуске.

Тем более, судя по календарю, уже пришла зима. Правда, несколько странная для наших широт, т.к. больше похожа на позднюю осень. Но так как ночью периодически бывают заморозки, то соответственно на дорогах появляется лед, а вместе с ним и увеличивается количество ДТП.

Но главной причиной этих аварий является не лед на проезжей части, а неумение многих водителей быстро адаптироваться к зимней езде, т.е. поменять стиль вождения с учетом изменившихся погодных условий, для того чтобы
передвигаться по скользкой зимней дороге также легко, как и летом по чистому асфальту.

А здесь-то у большинства водителей и возникают проблемы, т.к. уверенно управлять автомобилем в любых погодных условиях и на дорогах с различным покрытием может только тот, кто прошел специальную подготовку и в арсенале его водительского мастерства имеется множество приемов, помогающих без проблем выходить из любой критической ситуации на дороге.

Но среди многомиллионной армии российских автомобилистов их не так уж и много. Это в основном спортсмены-автогонщики, сотрудники спецслужб и обычные водители, прошедшие курсы контраварийной подготовки и защитного вождения (обучение прогнозированию аварийных ситуаций).

Поэтому Россия и занимает практически лидирующее положение среди европейских стран по числу ДТП. Ну не будем о грустном. Давайте вернемся к теме этого выпуска и поговорим о наиболее эффективных способах торможения автомобиля на скользкой дороге.

Итак, первое, что вы должны усвоить – это то, что независимо от погодных и дорожных условий перед началом торможения нужно посмотреть в зеркало заднего вида. Если позади на небольшой дистанции движется автомобиль, то вы должны несколько раз слегка нажать на тормозную педаль. Это делается для того, чтобы водитель, следующего за вами автомобиля, увидев впереди мигающие стоп-сигналы вашей машины,  понял ваши намерения начать торможение и не столкнулся с вашим автомобилем.

Также старайтесь избегать резкого торможения с блокировкой колес, т.к. это всегда приводит к последующему скольжению автомобиля, его возможному заносу и значительному удлинению тормозного пути даже на сухом асфальте.

Многие конечно могут удивиться такому эффекту. Ведь колеса автомобиля заблокированы и поэтому автомобиль (по идее) должен остановиться практически сразу.

Но, к сожалению, законы физики пока ещё никто не отменял. Поэтому с момента блокировки, остановившиеся колеса не катятся, равномерно соприкасаясь с дорожным покрытием всей рабочей поверхностью, а скользят, касаясь дороги только одним  и тем же участком. На сухом асфальте об этом будет свидетельствовать свист, трущейся о дорожное покрытие резины.

При сильном трении поверхность покрышки (в местах контакта с асфальтом)  начинает стираться, превращаясь в катышки, по которым колеса начинают ещё больше скользить, возникает юз и занос автомобиля. В результате водитель, пытающийся таким образом быстро и на безопасной дистанции остановить свой автомобиль, тем самым усугубляет свое положение, т.к. тормозной путь значительно увеличивается.

На льду, где коэффициент сцепления во много раз ниже по сравнению с сухим асфальтом, резина не стирается, но эффект скольжения при резком торможении с блокировкой колес может многократно усиливаться и значительно увеличиваться тормозной путь. На это также влияет и изношенность покрышек на вашем автомобиля, причем как на льду, так и на сухом асфальте.

Поэтому зимой необходимо двигаться на такой дистанции от впереди едущего автомобиля, которая значительно превышает дистанцию при движении по летней сухой дороге.

Резко тормозить не рекомендуется в любых условиях, за исключением экстремальных ситуаций. Такое торможение не только приводит к ускоренному износу шин, тормозов, деталей трансмиссии, увеличению расхода топлива, но и многократно увеличивает риск возникновения ДТП.

Резкое торможение также очень опасно при движении по дороге с плохим покрытием.
Так  в случае прокола шины, при движении по неровной, выщербленной дороге, резкое торможение может привести к потере управляемости. Поэтому в такой ситуации у водителя, не владеющего контраварийными приемами, практически не остается шансов вернуть автомобилю управляемость.

Наиболее эффективным и надежным способом торможения в эстремальных ситуациях является ступенчатое торможение. Этот способ я кратко описал
в предыдущем выпуске. Но, как гласит пословица: «Повторение-мать учения». Так что будем учиться.

Ступенчатое торможение выполняется следующим образом: водитель быстро нажимает на педаль тормоза небольшими, но постепенно усиливающимися импульсами. Первый импульс очень короткий, затем следует ослабление нажатия на педаль (но не до полного отпускания педали тормоза). Следующий импульс нажатия чуть длиннее и сильнее, затем опять следует ослабление нажатия (но не до конца!). И так до полной остановки автомобиля.

Самое главное при этом: нажимать на педаль надо так, чтобы не допускать полной блокировки колес, а только самое её начало. Т.е. весь процесс происходит фактически на грани блокировки колес. И для того, чтобы в совершенстве овладеть этим приемом торможения надо научиться улавливать этот момент.

Ещё один способ торможения, который тоже можно использовать – это прерывистое торможение. Оно выполняется следующим образом: водитель импульсами нажимает и полностью отпускает тормозную педаль до полной остановки автомобиля.

Отличие этих двух способов торможении состоят в следующем:

  • при ступенчатом торможении водитель постепенно увеличивает силу нажатия до момента начала блокировки колес и после этого только слегка и не до конца отпускает педаль тормоза. Т.е. здесь очень важно почувствовать момент начала блокировки колес.
  • при прерывистом торможении водитель с самого начала сильно нажимает на педаль тормоза до момента кратковременной блокировки колес и затем её полностью отпускает. В результате происходит полное растормаживание автомобиля. В этом случае также важно почувствовать момент начала блокировки колес и отпустить педаль.

Этот способ менее эффективен на скользкой дороге, но не зависимо от этого, им также должен владеть каждый водитель, т.к. в некоторых ситуациях он бывает более предпочтителен.

Так на участках с неровным покрытием лучше всего использовать этот способ торможения. Подьезжая к препятствию, водитель с силой резко нажимает на педаль тормоза. В результате этого автомобиль, как бы приседает передом, т.к. основная нагрузка в этот момент перераспределяется на переднюю ось, и пружины передней подвески сжимаются.

Затем, водитель также резко полностью отпускает педаль, нагрузка моментально снижается, пружины резко разжимаются и автомобиль как бы слегка подпрыгивает передней частью. Поэтому, если это происходит непосредственно перед препятствием, то автомобиль с легкостью преодолевает его. И что немаловажно, при этом не происходит удара передними колесами о препятствие, часто приводящими к поломке подвески.

Но для достижения нужного эффекта -
проезда неровностей без ущерба для автомобиля,   необходимо научиться нажимать на педаль тормоза непосредственно перед самим препятствием, чтобы вовремя загрузилась подвеска. А затем также быстро отпускать педаль, чтобы она разгрузилась. Благодаря этому значительно смягчается сила удара о препятствие, т.к. подвеска в этот момент уже разгружена.

Ещё большего эффекта можно добиться, если в самом начале, когда  передние колеса только начинают преодолевать препятствие, быстро нажать на педаль газа, тем самым ещё более разгружая подвеску.

Такой же принцип загрузки и последующей разгрузки передней подвески, но с корректировкой на различные факторы (коэффициент сцепления с дорогой, скорость движения и т.д.) лежит в основе приема, используемого для преодоления на скорости больших препятствий или неровностей на дороге. Например, таких, как «лежачий полицейский». Но об этом мы поговорим в одном из следующих выпусков.

А теперь снова вернемся к дальнейшему рассмотрению наиболее эффективных приемов торможения на скользкой дороге. Как следует из вышеописанного - максимальное замедление при торможении достигается на грани блокировки колес.

Кстати, по этому принципу работают различные системы ABS, которыми в настоящее время оснащаются все иномарки. Эти современные системы, которые постоянно совершенствуются, прекрасно помогают в процессе торможения сохранить устойчивость и управляемость автомобиля и исключить блокировку колес. 

Но владельцы таких автомобилей всегда должны  помнить о том, что даже очень совершенные и дорогостоящие системы могут иногда ошибаться или даже полностью выходить из строя по различным причинам. Т.к. это происходит
даже на пилотируемых космических кораблях и суперсовременных самолетах. А ведь там используется очень дорогостоящее оборудование, прошедшее перед началом эксплуатации множество испытаний в экстремальных режимах.

И подобная неисправность в системе, напрямую связанной с процессом торможения автомобиля, приводит (или может привести) на дороге к оhttp://subscribe.ru/archive/tech.auto.secret/200611/24162303.htmlчень серьезным авариям. (О проблемах, возникающих в системах ABS, я напишу в одном из следующих выпусков.) Так что не всегда и во всем следует полагаться на них.

А в первую очередь надо рассчитывать на собственные знания и навыки. Поэтому, если вы хотите уметь правильно тормозить в экстренной ситуации и на любом дорожном покрытии, то вам необходимо научиться улавливать момент начала блокировки колес.

Это очень важно, т.к. в первую очередь от этого зависит правильность выполнения приемов экстренного торможения – ступенчатого и прерывистого. Т.е. вы должны не просто механически нажимать и отпускать педаль тормоза, а, выполняя эти прямо противоположные действия, вовремя почувствовать, когда их надо остановить.

Так при нажатии на тормозную педаль (плавном, но быстром), необходимо почувствовать тот самый момент, когда колеса автомобиля начинают срываться в «юз». Затем следует обратное действие: отпускаете педаль, но только до того момента, когда почувствуете, что колеса вашего автомобиля поймали сцепление с дорогой.
И таким образом, чередуя эти действия, замедляете скорость автомобиля и останавливаете его.

Конечно, сложно этому научиться очень быстро. Для того чтобы почувствовать и  своевременно ловить эти моменты (начало «юза», а затем восстановление сцепления колес с дорогой) надо не один десяток раз повторить эти приемы.

Но отрабатывать искусство торможения надо не на дорогах общего пользования, т.к. такая учеба может привести к очень плачевному результату с непредсказуемыми последствиями. Это надо делать в безопасных условиях на автодроме под руководством опытного инструктора. Или (если у вас нет такой возможности) на  площадке, где нет автомобилей, людей или других препятствий, столкновение с которыми может привести к несчастному случаю либо серьезной поломке вашего автомобиля. Какой вариант выбирать – решать вам.

И ещё хотелось бы упомянуть о двух важных вещах, которые могут вам помочь в освоении приемов торможения (и выработке чувства блокировки колес), но которыми, к сожалению, очень многие водители пренебрегают.

Первое, что вам может помочь (возможно, многие будут удивлены)… пристегнутый и правильно отрегулированный ремень безопасности. (О том, как его правильно отрегулировать я писал в предыдущем выпуске). При экстренном торможении натяжение ремня должно дать вам информацию о блокировке колес. Также ремень подаст вам сигнал в случае заноса и вращения автомобиля.

Если же ремни плохо отрегулированы, то в случае экстренного торможения водитель наваливается на рулевое колесо, т.к. не может сохранить правильную посадку. Ноги при этом упираются в педаль и теряют чувствительность, необходимую для правильного дозирования импульсов нажатия на нее.

Также не забывайте о том, что для того, чтобы научиться правильно тормозить, вы должны хорошо чувствовать свой автомобиль (т.е. как бы слиться с ним). Почувствовать начало дестабилизации (занос, снос, скольжение) можно только “мышечным чувством”, которое формируется полным контактом тела водителя с автомобилем. Таким «чувством автомобиля» отлично владеют все автогонщики.

Для развития этого чувства водитель во время поездок должен иметь хороший контакт с сиденьем. Поэтому с него желательно убрать дополнительные плотные подкладки, а зимой не ездить в толстой утепленной одежде (или снимать её перед тем, как сесть за руль), т.к. все это значительно ухудшает контакт тела водителя с сиденьем. А это в свою очередь лишает  возможности почувствовать начало блокировки колес, провоцирующее развитие ещё более опасной ситуации.

В подтверждение своих слов могу добавить то, что автоспортсмены не спроста всегда одеты в легкий спортивный комбинезон и в автомобиле (во время езды) они всегда плотно пристегнуты к сиденью даже двумя ремнями безопасности. Это дает им возможность не только избежать серьезных травм в случае аварии.

Важным является ещё и то, что автогонщик в процессе езды, благодаря отличному контакту тела с сиденьем (достигнутому с помощью ремней и правильной посадки), получает массу информации не только о том, что происходит с автомобилем во время движения, но и о дорожном покрытии, по которому в данный момент едет и т.д. И всю эту информацию он получает не только с помощью глаз, но и благодаря выработанному годами "чувству автомобиля", которое и сигнализирует ему заранее о том, что в тот или иной момент происходит с автомобилем.

Так самое начало «юза», заноса или других критических ситуаций нельзя увидеть с водительского сиденья. Это можно только почувствовать. Поэтому, даже двигаясь на очень больших скоростях и по дорогам с разным покрытием, спортсмены (благодаря не только отработанной до автоматизма технике управления, но и развитому мышечному чувству) крайне редко попадают в критические ситуации. А если и попадают, то выходят из них с минимальными потерями.

Этому во многом способствует то, что тело спортсмена (на время ставшее единым целым с автомобилем) заранее получает сигналы о начале развития критической ситуации и, он моментально отвечает на них, выполняя необходимые в данной ситуации контраварийные действия. Т.е. останавливает в самом начале дальнейшее развитие опасной ситуации.

Надеюсь, вы теперь поняли необходимость пристегиваться перед каждой поездкой правильно отрегулированными ремнями безопасности!

А теперь, суммируя все вышеописанное, познакомьтесь с рекомендациями профессионалов по выбору наиболее эффективного способа экстренного торможения в зависимости от дорожных условий:
  • На скользком и ровном участке дороги применяйте ступенчатое торможение;
  • На участке с неровностями применяйте прерывистое торможение. Но не забывайте отпускать тормозную педаль перед неровностью, чтобы избежать поломки подвески;
  • В случае, если вы движетесь на автомобиле по неровной дороге с периодически возникающими скользкими участками (что часто бывает зимой при резких перепадах температур), то здесь лучше использовать комбинированный способ торможения. Принцип этого способа состоит в сочетании прерывистого, ступенчатого и резкого торможения. На участке с неровным и скользким покрытием используете прерывистое и ступенчатое, а на ровных и сухих участках – можно применять резкое торможение. Но при этом будьте осторожны и внимательны, чтобы не допустить возникновения заноса или ещё более критической ситуации.
  • Если участок дороги, по которому вы едите, представляет собой крутой спуск, покрытый льдом, то в данном случае лучше всего использовать прием “газ - тормоз”. Он выполняется следующим образом: левая нога производит ступенчатое торможение, а правая дозировано нажимает на педаль подачи топлива, противодействуя блокированию ведущих колес. Данный прием особенно эффективен на переднеприводных автомобилях, т.к. дает возможность увеличить тормозное усилие, сохраняя управляемость передних колес при торможении и избегая при этом их блокировки.
  • При проезде поворота применяйте плавное торможение с небольшим постоянным усилием;
  • В случае отказа тормозной системы используйте для торможения стояночный тормоз. Но при этом помните, что при сильном и резком рывке рычага можно заблокировать задние колеса и вызвать занос автомобиля со всеми вытекающими отсюда последствиями.
И ещё хотелось бы вкратце упомянуть о наиболее распространенных ошибках, которые допускают многие водители при торможении. Причем как новички, так и водители со стажем.
  • Самой частой ошибкой является многократная и длительная блокировка колес из-за неумения почувствовать этот момент, что приводит к потере устойчивости и увеличению тормозного пути.
  • Сильное и длительное давление на педаль тормоза, приводящее к последующей блокировке колес.
  • Длительная задержка колес в заблокированном состоянии. 
  • Неумение ослабить давление на педаль в конце торможения, также приводящее к блокировке колес.
  • Торможение с одновременным нажатием на педали сцепления и тормоза, что очень опасно на скользкой дороге, т.к. в результате этого действия колеса бывают заблокированы.
  • Торможение и одновременное вращение рулевого колеса при проезде поворотов на скользкой дороге. В результате это приводит автомобиль к его уходу с траектории поворота на встречную полосу или заносу.
    Конечно, только в теории (без отработки на практике) не так просто объяснить все нюансы и тонкости выполнения даже не очень сложных приемов, чтобы вы могли всё правильно  понять. Т.к. для этого необходимо учитывать различные факторы, которые могут положительно или отрицательно влиять на конечный результат. Например, такие как скорость движения, коэффициент сцепления с дорогой, наличие в автомобиле ABS и др.

Т.е.
в каждом конкретном случае надо знать все необходимые для успешного выполнения того или иного приема слагаемые, учитывать их и делать соответствующую корректировку своих действий в зависимости от их наличия или отсутствия. А умение  правильно и быстро анализировать в критической ситуации и, исходя из этого, находить единственно верное решение, и является мастерством, достичь которого можно только постоянной учебой и работой над собой.

Поэтому, материалы данного выпуска опубликованы только в ознакомительных целях.
Не рекомендуется использовать данные материалы для самостоятельного обучения,  т.к. попытки применения приёмов без соответствующей подготовки могут стать попросту опасными и для Вас и для окружающих.

Для действительно реального и быстрого повышения своего водительского мастерства в безопасных условиях рекомендую пройти тренинги по контраварийной подготовке и прогнозированию аварийных ситуаций.

С этой целью в новом году я совместно с моими партнерами, профессионально занимающимися обучением управлению автомобилем в критических ситуациях автоспортсменов и сотрудников спецслужб, организуем для всех желающих тренинги по контраварийной подготовке и защитному вождению.

Для этого созданы (и уже с успехом опробованы!) несколько эксклюзивных учебных программ, рассчитанных на лиц с рКУРС 2.азным уровнем подготовки и водительского стажа. С учетом этого будут подбираться группы, чтобы каждый обучающийся мог уверенно себя чувствовать и не комплексовать перед другими в процессе занятий.

А специально для подписчиков моей рассылки, пожелавших пройти такую подготовку, будут предоставлены льготные условия в виде специальных скидок (на подготовку, а также на различные услуги и товары «автомобильной тематики») и подарков по окончании обучения.

Более подробную информацию о всех программах подготовки, условиях записи на обучение и местах проведения занятий вы можете получить, написав мне на e-mail: author.scribe@gmail.com

ВНИМАНИЕ!!! В письме обязательно укажите источник, 
из которого вы получили информацию о тренингах.    
                                                         
Ну вот и все, о чем я хотел вам рассказать в этом выпуске. Надеюсь, что из прочитанного вы почерпнули для себя новую и полезную информацию, которая не раз поможет вам в будущем.

УДАЧИ ВАМ НА ДОРОГАХ!

С искренним уважением к вам, Виктор Брюнин.

Copyright © 2007, Victor Bryunin.
Все права на опубликованные материалы принадлежат Виктору Брюнину.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ частичное или полное воспроизведение материалов рассылки
в любой форме без письменного согласования с автором!


В избранное