Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Секреты водительского мастерства (чему не учат в автошколе) Выпуск 2




Секреты водительского мастерства
или чему не учат в автошколе


Полезные советы и рекомендации от профессионалов
по управлению автомобилем в критических ситуациях
и прогнозированию аварийных ситуаций.

Выпуск 2


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Наконец-то я закончил написание очередного выпуска, который вы сейчас читаете. В связи с этим приношу свои глубочайшие извинения за долгое молчание, но творческий процесс написания очень тормозили различные обстоятельства. Поэтому в дальнейшем обещаю исправиться и более оперативно создавать новые выпуски.

На этом вступительную часть будем считать законченной и перейдем к делу.
 
Итак, в начале этого выпуска мы поговорим об основах управления автомобилем зимой. А точнее об основных правилах, соблюдение которых не один раз поможет вам избежать неприятностей на скользкой дороге.

А затем продолжим тему (начатую в предыдущем выпуске) об основах безопасного управления автомобилем. Рекомендую эту  информацию прочитать всем, не зависимо от того, какой у вас водительский стаж. Я думаю, что прочитанное даст толчок многим задуматься и относиться более серьезно к, казалось бы, малозначительным вещам. Потому что и от этого зависит ваша безопасность. 


ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ЗИМНЕГО ВОЖДЕНИЯ

Вот и осень подходит к концу. Все чаще выпадает снег и ночная температура уходит в минус. И дороги ранним утром бывают покрыты тонким слоем льда, который порой жестоко наказывает водителей, ещё не сменивших «летний» стиль вождения на «зимний» или не подготовивших (соответственно сезону) свой автомобиль.
 
В связи с вышеизложенным
я и хочу в этом выпуске  рассказать об основных правилах безопасного управления автомобилем зимой.

Для начала хотелось бы дать рекомендацию насчет резины. Если вы по какой-то причине ещё не меняли летнюю или всесезонную на зимнюю резину, то рекомендую это побыстрее сделать.

Уверен, что это обойдется гораздо дешевле, чем ремонтировать автомобиль после аварии, а также избавит вас от ненужных волнений при экстренном торможении на скользкой зимней дороге перед внезапно "
подрезающей" ваш автомобиль дорогой иномаркой. Ведь, как известно, нервные клетки не восстанавливаются, так зачем же их растрачивать попусту.

Поэтому, даже если на вашей машине установлена т.н. всесезонная резина, все равно меняйте её на зимнюю. Поймите простую вещь: резина (по своим свойствам и составу) не может быть универсальной и одинаково хорошей, как для летней дороги, где колесо имеет хорошее сцепление с дорожным покрытием, так и для зимней, где коэффициент сцепления с дорогой гораздо ниже.

Для убедительности приведу простой пример. Попробуйте в разной зимней обуви походить по льду, и вы сразу почувствуете разницу. В одной вы будете уверенно идти по скользкой поверхности, а в другой - с трудом удерживая равновесие.

И это в зимней обуви, подошва которой, сделанная из специальных материалов, как раз предназначена для того, чтобы нога не скользила. Поэтому всесезонная резина не может одновременно обладать необходимыми свойствами, как для зимы, так и для лета. Т.е. при любой (как плюсовой, так и минусовой) температуре поддерживать одинаковое сцепление с дорогой.

Поэтому зимой скользить она будет больше и тормозной путь на ней будет существенно длинней. А к чему это может привести на зимней дороге, вы и сами можете догадаться.

Так что каждому автомобилисту желательно иметь два комплекта резины: зимнюю и летнюю.
Так считают специалисты по контраварийной подготовке водителей. И с каждым комплектом шин иметь комплект дисков, чтобы не тратить время и деньги на смену резины в самый пик сезона. Тем более частые манипуляции с шинами в процессе их монтажа и демонтажа, мягко говоря, не самым лучшим образом отражаются на их потребительских свойствах.

Единственное, о чем стоит подумать при покупке зимней резины – приобретать шипованную или нет. В этом случае рекомендую пользоваться следующим правилом: при частой езде по снегу и льду лучше использовать шипованную резину.

При езде по городским дорогам, где гораздо чаще встречается асфальт, лучше подойдет нешипованная резина, т.к. на твердом асфальтовом покрытии шипы быстро стираются или выпадают. И шипованная резина на чистом асфальте держит машину хуже, чем нешипованная, что в случае экстренного торможения может привести к ДТП.

Но на участках, где дорога скользкая, шипованная резина оказывается гораздо эффективней нешипованной. Так что выбор за вами.

А теперь давайте перейдем к главной теме сегодняшнего выпуска – основам зимнего вождения.

1. При движении на скользкой дороге (как на зимней, так и на летней) нельзя делать никаких резких манипуляций: резко поворачивать руль, нажимать на педаль газа и тормоза.
Это первое, что вам надо запомнить и следовать этому всегда.

Все эти действия с органами управления на скользкой дороге надо выполнять плавно. В противном случае вы, как минимум, попадете в занос, который очень быстро (если вы не  владеете техникой контраварийного вождения) может перейти в неконтролируемое вращение автомобиля.  Последнее  чаще всего заканчивается выносом автомобиля на встречную полосу и ДТП с очень серьезными последствиями.

2. При движении по зимней дороге необходимо держать гораздо большую дистанцию и тормозить намного раньше, чем на летней дороге, т.к. значительно увеличивается тормозной путь. 

Поэтому (для адаптации к скользкой дороге)  перед первым выездом в гололед на дорогу с оживленным движением, попробуйте (ещё до подъезда к ней) сделать несколько торможений, чтобы прочувствовать, как ведет себя автомобиль.

А если у вас имеется свободное время, то не поленитесь для этого поездить в течении 10-15 минут по близлежащим улицам, где нет большого потока автомобилей.

3. Помните, что на скользкой дороге автомобиль управляем только тогда, когда его колеса вращаются. Поэтому во время торможения откажитесь от  рефлекса 
давить на педаль тормоза с максимальным усилием, т.к. это приводит к блокировке колес и потери управляемости автомобиля на дороге. 

Для торможения (в том числе и экстренного) в зимних условиях лучше всего использовать ступенчатое торможение. Выполняется этот способ торможения следующим образом: первый импульс нажатия на педаль должен быть очень коротким, а каждый последующий - чуть длиннее предыдущего и без блокировки колес. И так до полной остановки автомобиля.

В обычной ситуации на зимней дороге можно использовать торможение двигателем, которое также помогает избежать заноса.

4. Навсегда откажитесь от вредной привычки выключать сцепление и двигаться «накатом». На скользкой дороге такая езда в целях экономии бензина в любой момент может привести к ДТП и последующим большим расходам на ремонт автомобиля, а, возможно, и лечение «экономного» водителя.

5. Если ваш автомобиль все же попал в занос, то в борьбе с ним поможет педаль газа.

  • Для этого на заднеприводном  вы должны повернуть руль в сторону заноса и отпустить педаль газа (полностью «закрыть газ»);

  • На переднеприводном наоборот надо нажать на педаль газа, тем самым увеличивая обороты двигателя;
  • На полноприводном — значительно уменьшить силу нажатия на педаль газа;
6. Трогаться с места лучше всего на минимальном газу, плавно прибавляя обороты двигателя.

Эта же рекомендация вам поможет избежать проблем с выездом со стоянки, где перед этим намело много снега. Если не получается тронуться с места, т.е. машина буксует - значит под колесами образовалась колея и машина завязла в снегу.

В этом случае попробуйте выехать, раскачав автомобиль, последовательно нажимая и отпуская педаль сцепления и газа. Передние колеса машины при этом должны стоять прямо. Если под буксующими колесами образовался лед, подсыпьте под них песок, небольшой мешочек которого желательно всегда иметь в багажнике
зимой.

Также, учитывайте то, что автомобиль (при трогании на льду) может заскользить и при этом его может ещё и повести вбок (из-за резкого нажатия на педаль газа). Поэтому, заезжая на стоянку, не ставьте его очень близко к другим автомобилям, чтобы в подобной ситуации не задеть их.

7. При подъезде к повороту надо притормозить, значительно снизив скорость. Въезжать и затем двигаться по дуге поворота надо на небольшой скорости, без рывков и не тормозя. После прохождения поворота можно начать плавно увеличивать скорость.

Вот общие рекомендации, выполняя которые вы сможете избежать ошибок в управлении автомобилем, нередко приводящих к критическим ситуациям на дороге.

Но это далеко не все из богатого арсенала приемов безопасного управления автомобилем, овладение которыми поможет любому водителю (вне зависимости от сезона) уверенно чувствовать себя на дороге.

Поэтому рекомендую внимательно читать все выпуски рассылки, запоминать и использовать советы и рекомендации, написанные в них,  т.о. постоянно повышая свое водительское мастерство.

А теперь перейдем ко второй части выпуска, в которой мы продолжим рассказ о факторах, влияющих на безопасность при управлении автомобилем.


ОСНОВЫ  БЕЗОПАСНОГО  УПРАВЛЕНИЯ  АВТОМОБИЛЕМ

В предыдущем выпуске рассылки я дал  основные рекомендации, которые необходимо почаще выполнять, чтобы не попадать в аварии из-за неисправности или неподготовленности автомобиля.

Но это только начало того, что должен знать и чему уделять постоянное внимание водитель, заботящийся, как о своей безопасности, так и о безопасности других участников движения.
Итак, продолжим.

Представим, что вы уже проделали все ранее описанные в предыдущем выпуске операции. Ваш автомобиль готов к поездке. Теперь можно спокойно трогаться.

Но прежде, чем начать движение, вы должны также убедиться в том, что водительское сиденье находиться в правильном положении, т.е. Вы без особых усилий и не испытывая какого-либо дискомфорта, можете пользоваться всеми органами управления и имеете хороший обзор в любом направлении. Но для этого необходимо отрегулировать положение сиденья водителя "под себя".

Запомните, что это также надо делать:
  • после посещения автосервиса;
  • если перед поездкой вашим автомобилем пользовался кто-то другой;
  • если вы собираетесь управлять чужим автомобилем.
Это очень важно, т.к. от правильной регулировки зависит и ваша посадка. А правильная посадка  – это то, от чего напрямую зависит ваша безопасность.

Так при неправильной посадке значительно снижается степень готовности к активным действиям,  т.е. увеличивается время реакции водителя в случае попадания в критическую ситуацию, которая развивается очень стремительно. А недостаток времени в подобной ситуации может существенно влиять на её исход.

Правильная посадка значительно снижает утомляемость водителя в процессе езды, что также повышает безопасность. Поэтому необходимо правильно отрегулировать сиденье.

1.    Регулировка сиденья.

Эту операцию следует начинать с его продольной регулировки.
Для этого сядьте, плотно прижавшись поясницей к спинке сиденья.

Затем, передвигая в продольном направлении, установите сиденье в такое положение, чтобы ваша левая нога при нажатии на педаль сцепления практически полностью выпрямлялась. При этом нажатие на педаль должно производиться подушечками стопы, а не пяткой или кончиками пальцев.

Если у вас маленький размер стопы, обязательно подложите под коврик какую-нибудь подкладку, чтобы нажатие на педали производилось именно подушечками стопы. По этой же причине не управляйте автомобилем в обуви на высоких каблуках, т.к. это будет вам мешать правильно нажимать на педали.

Если в вашем автомобиле предусмотрена возможность регулировки вертикального положения подушки сиденья, то установите её таким образом, чтобы во время езды ваши кисти рук, удерживающие руль в точках,  
соответствующих цифрам 10 и 2 на циферблате часов, находились немного ниже уровня плеч

Затем начните регулировать наклон спинки сиденья. Определить правильность регулировки вы можете следующим образом: плотно прижмитесь всей поверхностью спины к спинке сиденья и положите обе руки, вытянутые прямо, на верхнюю часть обода рулевого колеса. Если представить рулевое колесо, как циферблат часов, то это будет точка, соответствующая 12 часам. Назовем её - точка 12.

При правильной регулировке и посадке, Ваши вытянутые прямо руки будут касаться рулевого колеса тем местом, где заканчиваются ладони (в районе кистевого сгиба). Спина при этом должна быть плотно прижата к спинке сиденья. В этом положении (если сиденье правильно отрегулировано) вы должны свободно дотягиваться до всех органов управления и с удобством пользоваться ими.

Для проверки левой рукой возьмите руль в точке 12, а правой попробуйте переключать передачи. Спина при всех ваших манипуляциях всегда должна быть плотно прижата к спинке сиденья.

Если вы, не  отрывая спины, можете свободно включить «дальнюю» (по отношению к себе) передачу (3-ю, 5-ую на механической КПП или «Паркинг» на автоматической КПП), то это свидетельствует о том, что сиденье отрегулировано правильно.

В противном случае, если при этом Вы испытываете неудобства и для того, чтобы дотянуться до одного из органов управления, Вам приходиться наклоняться вперед и отрывать спину от  сиденья, то необходимо его подрегулировать.

Правильно отрегулированное сиденье и правильная посадка в процессе езды  дадут вам возможность "слиться" (стать единым целым) с автомобилем, что в свою очередь поможет моментально ощущать даже незначительную потерю автомобилем устойчивости и управляемости.

А чтобы ничто не мешало вашему "слиянию" с автомобилем, перед поездкой настоятельно рекомендую снимать верхнюю зимнюю одежду (дубленку, пуховик и др.) и убрать различные толстые подкладки и подстилки с сиденья, значительно ухудшающие такую связь водителя с автомобилем.
 

По окончании регулировки не забудьте проверить, надежно ли вы зафиксировали сиденье.

2.  Регулировка подголовника.
После того, как закончите регулировать положение сиденья "под себя" проверьте правильность регулировки подголовника, чему многие не уделяют должного внимания.

Некоторые водители не понимают, для чего нужен подголовник и используют его в качестве подушки во время езды. А зря, т.к. эта часть сиденья, если она правильно отрегулирована, может спасти не только от опасной травмы шейного отдела позвоночника, но даже от летального исхода при внезапном и сильном ударе сзади.

Запомните: правильно отрегулированный подголовник должен иметь такое положение, чтобы его жесткая часть находилась на уровне ваших глаз и как можно ближе к затылку.

А чтобы вы ещё больше осознали необходимость его регулировки, приведу Вам следующий факт. Как Вы думаете, сколько весит голова человека?
От 5 кг. и более 
в зависимости от возраста человека.

Представьте, какую нагрузку ежедневно испытывает шейный отдел позвоночника, удерживая такой груз. Поэтому даже при несильном ударе в заднюю часть Вашего автомобиля, Вы рискуете сломать себе шею. 


3. Регулировка рулевой колонки.
Отрегулируйте наклон рулевой колонки, если в вашем автомобиле предусмотрена такая возможность.

Правильность регулировки проверяется следующим образом: если вы возьмете рулевое колесо в верхнем секторе, в точках, соответствующих 10-и и 2-м часам, то кисти рук должны находиться немного выше локтей, но ниже уровня плеч.

Это значительно снижает утомляемость в процессе управления автомобилем и способствует повышению вашей безопасности.


4. Регулировка ремней безопасности.
Также необходимо отрегулировать ремни безопасности, т.к. от этого напрямую зависит ваша жизнь и здоровье в случае попадания в ДТП, особенно при лобовом столкновении.

Кстати, не менее тяжкие последствия для головы и шеи в результате столкновения могут наступить, если вы вообще не пользуетесь ремнями безопасности или используете не правильно отрегулированные. Ведь какой толк будет от того, что они свободно болтаются на водителе.

В случае попадания в ДТП они будут просто бесполезны. А если автомобиль ещё и оснащен подушками безопасности, то водитель или пассажир (непристегнутые или пристегнутые неотрегулированными ремнями) могут получить очень серьезную травму головы от встречного удара  сработавшей подушки.

Поэтому перед поездкой обязательно проверьте правильность регулировки ремней безопасности. Это делается следующим образом: правильно отрегулированный ремень должен прилегать к телу водителя настолько плотно, чтобы  между ними с трудом можно было просунуть распрямленную кисть руки. Если кисть проходит свободно, то необходимо подтянуть ремень.

А для того, чтобы вы окончательно поняли необходимость использования в каждой поездке ремней безопасности, приведу данные из доклада американской Национальной Администрации безопасности дорожного движения, подтверждающие вышесказанное.

«В 2004 году в авариях на американских дорогах погибли 31 тысяча 693 человека, которые находились в машинах - 55% из них не были пристегнуты ремнями безопасности...»

В случае  ДТП по этой же причине серьезно могут пострадать не только те, кто сидит на переднем сидении. Не меньше рискуют и непристегнутые ремнями пассажиры, сидящие сзади. Об этом свидетельствуют результаты специальных исследований:
   «... в Японии была проведена серия краш-тестов, целью которой была проверка эффективности ремней безопасности на задних сиденьях автомобиля. ...
   При проведении этого краш-теста, в качестве манекенов для задних сидений подобрали фигуры взрослой женщины и ребёнка в возрасте трёх лет. Для манекена ребёнка, сзади установили специальное детское сиденье Takata 04-neo, которое в прошлом году получило много положительных оценок по безопасности.
   Лобовое столкновение на Nissan Wingroad проводилось на расстоянии 180 м от препятствия на скорости 55 км/ч с последующим лобовым ударом. Испытания показали, что через 30 секунд теста при непристегнутых ремнях безопасности задние манекены получают серьезные повреждения. И, напротив, совершенно не пострадали, когда были хорошо закреплены ремнями.
   Ремни безопасности для задних пассажиров не менее важны, чем передние, поскольку большинство новых автомобилей, таких как Nissan Wingroad, оснащены передними подушками безопасности, которые при аварии спасают водителя и переднего пассажира. Процесс движения был снят на видеокамеру, которая показала, что в момент столкновения манекены получили сильный удар при контакте с передними сиденьями. Ремни безопасности значительно смягчают этот удар.»

5. Регулировка зеркал заднего вида.
Хороший обзор – это залог вашей безопасности. С этим, я думаю, не будет спорить никто.

Но не только отличный обзор через лобовое стекло является таким гарантом безопасности. Не менее важен и хороший обзор сзади, т.к зеркалами заднего вида во время движения водитель должен пользоваться очень часто. Особенно, если предстоит выполнять какой-нибудь маневр: поворот, разворот, объезд, обгон, перестроение и т.д.

Поэтому после всех вышеперечисленных регулировочных операций, примите правильную посадку и установите положение зеркал заднего вида таким образом:
  • чтобы в эти зеркала хорошо было видно, то что происходит позади вашего автомобиля, т.е. через внутрисалонное должен быть отличный обзор заднего стекла, а в боковые зеркала должен быть хорошо виден задний сектор дороги справа и слева от вашего автомобиля. И самое главное: обзор должен быть таким, чтобы исключить или свести к минимуму возникновение мертвых зон;
  • чтобы вы могли хорошо видеть все зеркала, лишь меняя направление взгляда и практически не поворачивая для этого голову и не изменяя положения туловища, т.е. не отрывая спины.
Ну вот и все, о чем я хотел вам рассказать. Надеюсь, что из прочитанного вы почерпнули для себя новую и полезную информацию, которая поможет вам в будущем.

УДАЧИ ВАМ НА ДОРОГАХ!

С искренним уважением к вам, Виктор Брюнин.

Copyright © 2006, Victor Bryunin.
Все права на опубликованные материалы принадлежат Виктору Брюнину.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ частичное или полное воспроизведение материалов рассылки
в любой форме без письменного согласования с автором!


В избранное