В феврале этого года в
Москве проходил VI Международный форум
«Технологии безопасности». Центральным событием
этого мероприятия была одноименная выставка.
Расположившись на 13-и тысячах квадратных метров,
выставка этого года включила в себя несколько
специализированных экспозиций: «Пожарная
безопасность», «Охрана труда и
жизнедеятельности человека», «Частная охранная
и детективная деятельность, услуги в области
безопасности», «Страхование и управление
рисками», «Промышленная безопасность».
Пока автомобиль не
угонят или не обворуют, большинство
автовладельцев вряд ли станут задумываться над
проблемой замены охранного комплекса. Однако с
течением времени охранная система вашего
«железного коня» устаревает не только физически,
но и морально. Это приводит к тому, что ее
защитных свойств может оказаться недостаточно
при встрече с «профессионалом-угонщиком». Как
определить уровень защиты охранной системы и как
ее усовершенствовать? Предлагаем возможные
решения этой задачи для нескольких вариантов
оборудования.
Почем нынче охрана?
Стало уже аксиомой, что на любом автомобиле
должен быть установлен набор охранных средств,
образующий так называемый охранный комплекс. Его
задача – сделать процесс нейтрализации охраны
угонщиком максимально долгим и трудоемким. В
качестве оценки устойчивости охранного
комплекса криминалисты принимают минимально
затрачиваемое на его нейтрализацию время, при
условии, что взлом производится подготовленным
угонщиком-профессионалом с использованием
специнструмента. Грамотно укомплектованные и
профессионально установленные охранные
комплексы могут успешно противостоять взлому в
этих идеальных для налетчика условиях более
одного часа. Но это только теоретическая сторона.
Фактически же, из-за незнания особенностей
конкретной системы охраны и индивидуальных
«хитростей» установки, а также из-за низкого
уровня «криминального» мастерства время
нейтрализации может растянуться и до суток. И,
наоборот, из-за небрежности в установке или
ошибок водителя при использовании системы
машины можно лишиться в считанные минуты.
В составе охранного комплекса можно выделить три
главных элемента:
автосигнализацию,
обеспечивающую оповещение владельца о внешнем
воздействии на автомобиль или о проникновении в
него;
противоугонную систему
(иммобилайзеры), препятствующую
несанкционированному запуску двигателя;
механические устройства защиты,
затрудняющие как проникновение в автомобиль, так
и его угон. К таким устройствам относятся
различного рода замки на руль, вал руля (типа
«Гарант»), педали и специальные противоугонные
механические устройства, устанавливаемые на
коробку переключения передач.
Можно с
уверенностью сказать, что автосигнализация
является базовым элементом охраны. Наряду с
оповещающими функциями, автосигнализация
выполняет и собственно противоугонную функцию, а
именно – осуществляет блокировку двигателя, не
позволяющую его запустить без снятия автомобиля
с охраны. Но общепризнанно, что блокировки
двигателя только по одной цепи мало. Вы спросите
почему? Ответ очевиден, если вспомнить, почему в
своей квартире хозяин не ограничивается только
одним замком. Чтобы заблокировать двигатель
сразу по нескольким «направлениям», применяются
специализированные противоугонные устройства –
иммобилайзеры, имеющие до 3-х и более цепей
блокировки.
Уровень защиты и охраны автомобиля должен
быть адекватен его стоимости. Второй аспект
ценового подхода зависит от того, насколько
владелец автомобиля хочет (с учетом материальных
возможностей) защитить свое «движимое»
имущество. А вообще, перефразируя известный
слоган, можно смело заявить, что хорошей охраны
никогда не бывает много.
Ниже приведена примерная комплектация
охранного комплекса (основная и дополнительная)
для разных автомобилей. В ней учтено условное
разделение автосигнализаций на три класса:
стандартный, расширенный и элитный. «Классовые»
отличия проявляются, в первую очередь, в
количестве возможных цепей блокировок
двигателя, в количестве зон охраны и
используемых датчиков. Принципиальны отличия в
возможностях сервисных функций и, в конечном
счете, в комфорте эксплуатации охранной системы
и самого автомобиля.
Как улучшить охрану автомобиля
Представленные выше комплексы не позволяют
установить строгое соответствие системы охраны
современным требованиям, но могут послужить
своеобразным ориентиром в море «охранных»
возможностей. Потому конкретизируем ситуацию.
Ситуация 1
Допустим, ваша автосигнализация не имеет
динамического кода, защищающего от перехвата
команды управления с брелока. Перехват кода не
столь частое явление, но исключать его все же не
стоит. Далее давайте выясним, как происходит
экстренное отключение охраны при потере брелока
или его неисправности. Зачастую дистанционное
управление сигнализацией становится
«ахиллесовой пятой» охранной системы – в
случаях, если оно осуществляется нажатием кнопки
или несколькими включениями зажигания. Эти
нехитрые способы успешно освоены угонщиками. Но
современные системы с многоразрядным
персональным кодом надежно противостоят
действиям преступных элементов. Третьим
фактором, укрепляющим оборону, являются
зависимые входы от контактных датчиков дверей и
капота/багажника. Независимые входы – это
независимость зон охраны, повышающая надежность
охранной системы: например, оставлен открытым
багажник, но контроль и охрана дверей остаются
активными.
Если вы «счастливчик», у которого охранный
комплекс имеет все указанные недостатки, то
оснований для его замены – вполне достаточно.
Для замены могут быть рекомендованы, например,
системы Red Star 980, Star Line 250, Star Line 270, Mister X MX-200.
Ситуация 2
Менее радикальная, поскольку вы считаете, что
исправно несущая службу охранная система не
подлежит замене. Попробуем усилить уровень
охраны за счет увеличения числа блокировок. В
системе их должно быть 2 – 3. Рекомендуем
применить любой иммобилайзер, лучше
бесконтактного (транспондерного) типа.
Достаточно эффективным будет использование
сигаретного иммобилайзера MX-37 от фирмы «Ультра
Стар». Стоимость его вместе с установкой
составляет $65. Запарковав машину, водитель
забирает с собой MX-37 – миниатюрный
блочок-прикуриватель, управляющий блокировками,
– и угонщики могут отдыхать. Не менее эффективен
способ блокировки подачи топлива с помощью
бензоклапана, управляемого иммобилайзером.
Скрытный микро-иммобилайзер (беспроводной)
можно установить, используя модуль беспроводной
блокировки Star Line.
Ситуация 3
Блокировок в вашей охранной системе
достаточно. А число датчиков? Оставляет желать
большего и лучшего.
Во-первых, современные датчики должны быть
двухуровневыми, т. е. иметь реакцию на слабое
воздействие в виде короткого (5 с) и длительного (30
с) сигнала на сильное воздействие. Во-вторых, они
должны быть дистанционно отключаемы. Неплохие
результаты показывают популярные сейчас
микроволновые датчики для защиты салона и
контроля приближения различных объектов к
автомобилю, например UMWS201.
Весьма хорош UMS DEFA – датчик, контролирующий
наклон и движение автомобиля и не имеющий
каких-либо механических элементов.
Ситуация 4
Чтобы существенно уменьшить вероятность
угона автомобиля, достаточно всего-навсего
получить от охранной системы радиооповещение о
незапланированном внешнем воздействии на него.
Радиооповещение осуществляется пейджерной
системой. Установка пейджерной системы может
производиться независимо от охранной системы.
Лучшие модели пейджерных автомобильных систем
(не путайте обычный пейджер с автомобильным)
обеспечивают связь от 500 до 1000 метров и
представляют собой пейджеры с дисплеем. Наиболее
популярны пейджерные системы Ultra Page – UP-10, UP-9
(«Ультра Стар»). На дисплее этих систем изображен
автомобиль, на котором графически отмечается
зона, подвергшаяся воздействию (всего таких зон
6). Контроль связи водителя с автомобилем,
осуществляемый системами Ultra Page, придаст
водителю уверенность в завтрашнем дне его
автомобиля.
Мы привели только некоторые способы
модернизации охранной системы. Специалисты
фирмы «Ультра Стар» и ее сервисного центра
рассмотрят и реализуют любые ваши предложения.
Счастливого пути и надежной вам охраны!
На заглавной иллюстрации – пейджерная система
Ultra Page UP-10: дисплей с изображением всех зон охраны
со звуковой и вибросигнализацией. Дальность – до
1 км.
Примерная комплектация
охранного комплекса
Автомобиль
ВАЗ
«классика»
ВАЗ
переднеприводной, подержанные иномарки
Иномарки
новые или относительно новые
Основная
комплектация
Автосигнализация
стандартного класса, замок на капот
Автосигнализация
расширенного класса, класса, замок на капот замок
на капот, замок на вал руля
Автосигнализация
расширенного или элитного класса, иммобилайзер,
замок на капот, механические противоугонные
устройства на КПП
Дополнительная
комплектация
Замок на вал
руля, механические противоугонные устройства на
КПП
-
Трекинговые
навигационные системы, пейджерная система,
система «3-го рубежа защиты»