Ну кто не знает
автомобилей Volvo? Прочные, надежные,
комфортабельные, как почти все скандинавское,
они имеют заслуженную репутацию. В данном
специфическом контексте я бы перевел «volvo» с
латыни как близкую метафору-лозунг - «Вперед!». И
это символично: с самого начала года внимание не
только автомобилистов, но и специалистов в
информационных технологиях приковано к новой
идее конструкторов Volvo - Safety Concept Car (SCC), или, как
его назвали в прессе, «первый концепт нового
века».
9 мая в Атланте (штат
Джорджия) компания Volvo провела очередную
презентацию своего нового концепт-автомобиля
повышенной безопасности. На сей раз действу
внимали представители Национального управления
США по безопасности движения на скоростных
дорогах (National Highway Traffic Safety Administration).
Что же такое SCC?
Постараюсь кратко пройтись по основным
особенностям этого феномена. Прежде всего
бросается в глаза дисплей размером 4 на 8 дюймов,
расположенный почти посередине приборной панели
(консоли управления, как теперь принято
говорить). Экран объявлен главным функциональным
элементом безопасности в новой идеологии Volvo, и
по этому поводу нужно дать разъяснение.
Каждый год в
автокатастрофах погибает более полумиллиона
человек! А еще два с половиной миллиона получают
увечья и травмы. Специалисты уверены, что одной
из главных причин, приводящих к столь ужасным
последствиям, является рассеяние внимания
водителей, отвлечение от главного дела -
управления автомобилем - на несущественные
детали.
Конструкторы Volvo взяли
за основу концепта принцип исключения
отвлекающих факторов. Сидя в SCC, не нужно
оглядываться через плечо или всматриваться в
зеркала заднего обзора. Вся панорама видна на
экране. Когда автомобиль поворачивает или сдает
назад, видеокамеры, встроенные в боковые зеркала
и в бамперы, автоматически настраиваются на
текущую линию движения. Нет нужды вертеть
головой и изменять фокусировку зрения.
Но экран не только
показывает, что происходит в секторах движения,
недоступных для прямого обзора с водительского
места: на него выводятся карты местности, маршрут
движения, можно даже бросить взгляд на заднее
сиденье и убедиться, что с детьми все в порядке.
Мало того - боковые стойки ветрового стекла
конструкторы сделали в виде решетчатых
конструкций с окошками из прочного пластика,
благодаря чему в движении создается эффект почти
полной прозрачности.
Далее. В автомобиль
встроено немало световых и звуковых индикаторов,
сигнализирующих о возможной опасности.
Радиолокационные сенсоры, вмонтированные в
задний бампер, и боковые зеркала включают
предупредительные огни и звуковую сигнализацию
в ситуациях, когда какое-либо транспортное
средство (или препятствие) приближается к SCC
слишком быстро. Еще один звуковой сигнал -
низкотональный рокот (вроде храпа) - раздается,
когда водитель клюет носом, а автомобиль
начинает петлять или сбиваться с курса.
Есть в концепте Volvo и
нечто почти фантастическое. Именно: автомобиль
оснащен датчиками, которые, фокусируясь на
белках глаз водителя, передают информацию о его
положении в кресле на специальные сервоприводы,
которые подстраивают кресло, блок педалей,
рулевое колесо и основную консоль оптимальным
для конкретного человека образом (!). Полученная
однажды, модельная информация запоминается, и
всякий раз, когда этот водитель снова садится
в этот автомобиль, место для него уже
подогнанно наилучшим образом. Естественно, для
другого водителя будет выполняться другая
программа.
Открывается SCC с
помощью электронного ключа - карманного
устройства, оборудованного сканером папиллярных
линий. Поэтому автомобиль «знает», кто именно
будет его вести (а поэтому и креслице быстренько
настроит под клиента). Причем ключ, называемый Volvo
Personal Communicator, - не какой-то там брелок с
инфракрасным лучиком, с его помощью можно
задавать маршрут, специальные условия движения,
учитывая погоду (дождь, гололед, туман), вводить в
бортовой компьютер информацию о пунктах скорой
помощи, технического обслуживания,
автозаправочных станциях и т. д. Вообще, полные
возможности коммуникатора - это отдельная песня.
Форма кузова SCC прошла
тщательный целевой дизайн: автомобиль лишен
каких-либо выступающих форм и деталей - во
избежание вращательных и переворачивающих
моментов.
Обычно концепт-кары, за
редкими исключениями, так и остаются концептами.
Они вбирают опыт, накопленный всей индустрией
автомобилестроения. Но в планах Volvo есть намек на
то, что отдельные элементы SCC появятся в рыночных
моделях года через два.
Ехидные американцы
говорят о SCC, что ему не достает только клаксона с
резиновой грушей и бухты каната с якорем на конце
- для торможения. Ну что ж, каждой шутке свое место
и время…