Автор рассылки - В.В. Волгин,
инженер-механик (Московский
автомеханический институт), экономист
- международник (Всесоюзная академия
Внешней Торговли),член
Международной Академии Наук информации,
информационных процессов и технологий (МАН
ИПТ), более двадцати лет работавший в
сфере экспорта и импорта машин и
оборудования, в том числе за рубежом, автор
40 книг для предпринимателей и
автомобилистов.Об
этих книгах можно узнать на сайте:www.autobusiness.boom.ru
В
рассылке будут затрагиваться вопросы
организации торговли, управления запасами
и анализа деятельности. Технические
аспекты не рассматриваются.
Тема, заданная подписчиком.Речь идет о складах
запчастей.
«Вопрос перераспределения запаса
между складами компании в разных городах. Т.е. в каком случае лучше делать перемещения
запасов между филиалами, а когда есть смысл заказывать у внешнего поставщика….»
Регулирование запасов в системе складов
Если компания торгует в нескольких городах (районах) и в каждом городе
(районе) содержит склад, если товары на всех складах одной и той же
номенклатуры, то для оптимизации управления запасами на этих складах обычно
применяется компьютеризованная логистическая система,
в которой склады составляют торговую сеть, а один из складов назначается центральным. Это не значит, что он самый большой, но этот
склад должен находиться в развитом транспортном узле, откуда возможны поставки
всеми видами транспорта.
Запас товаров в сети складов рассматривается системой как единый запас,
включающий:
- хранящийся на нескольких складах;
- находящийся в пути от поставщиков;
- находящийся в процессе восполнения
(заказанный и подтвержденный к поставке).
Логистические задачи, решаемые системой: определение
оптимального уровня товарных запасов на всех складах по каждому наименованию,
определение объемов и сроков поставок, выбор источников поставок,контроль уровня товарных запасов иавтоматическая подготовка проектовзаказов на пополнение запасов.
Для обеспечения
обмена товарами между складами в учетных карточках товаров в качестве
поставщиков указываются специальными кодами как
внешние поставщики, так и другие склады торговой сети.
Каталожные номера
товаров должны вводиться в систему в
одном месте по одному методу, чтобы избегать ошибок в нумерации. Только
из-за ошибок или «самодеятельности» при вводе нового товара разными
исполнителями возникают несколько позиций одного и того же товара, которые
потом трудно выловить и объединить даже при инвентаризации, и большинство этих
позиций становятся неликвидами.
Пополнение основных объемов запасов на всех складах
производится непосредственно от внешних
поставщиков, чтобы исключить двойную приемку товаров (на центральном
и районных складах) и дополнительный транспортно-экспедиторские операции
(очевидно, что расходы при перевалке через центральный склад будут выше).
Заказ товаров для
всех складов должен вести центральный офис. Логистический
центр получает информацию о движении товаров от всех районных складов и при
сокращении запасов до определенного уровня готовит заказы на их пополнение,
согласует их с соответствующими складами, выдает заказы соответствующим
поставщикам.Расчеты с поставщиками по
всем поставкам, ввод поставок в компьютерную систему должен вести тоже
центральный офис.
Оптимизация запасов
достигается за счет следующей стратегии управления.
Страховые запасы по номенклатуре группы В
для всех складов хранятся только на центральном складе.
Основные запасы товаров группы С –
редко спрашиваемых, но обязательных для хранения, хранятся только на
центральном складе.
Центральный склад
отгружает эти товары по заявкам складов, большинство отгрузок осуществляются в
срочном режиме, для этого должным образом организованы все процессы на складе.
Совокупные страховые
запасы товаров группы В и запасы товаров группы С при
этой стратегии ниже, чем при их хранении на каждом складе, так как вероятность возникновения страхового случая
или спроса на товар группы С для центрального склада выше, значит спрос чаще и
товар для центрального склада является не редко спрашиваемым, а регулярно
реализуемым. А при регулярном спросе можно точнее рассчитать объемы запасов и
сроки их пополнения.
Страховые запасы
товаров группы А – товаров ежедневного или частого
спроса – обычно хранят на районных складах. В случае трудностей работы с
поставщиками (неритмичность, удаленность, плохие транспортные связи), часть
страховых запасов может быть размещена на центральном складе.
Нередко возникает
необходимость перераспределения запасов между складами ввиду образования
излишков или в порядке взаимовыручки в срочных случаях. В подобных случаях логистическая система обрабатываетзаказы на пополнение по излишкам или
предложениям складов-доноров и включает соответствующие товары в спецификации
для поставки складам, где эти товары понадобились.
Повторяю – очень важна
единая методика ввода каталожных номеров для исключения ошибок, иначе склады
захлебнутся во взаимных рекламациях по неверным поставкам или в неликвидах. В
компании должна быть служба товароведов, которые изучают номенклатуру, следят
за ее изменениями, взаимозаменяемыми товарами, особенностями поставок
изготовителями и т.д. Только они имеют право вводить новые позиции в
номенклатуру.
Разумеется,
центральный склад одновременно может работать и как районный в своем регионе,
однако управление страховыми запасами и запасами, предназначенными для всех
складов, должно осуществляться отдельной программой, которая рассматривает
районные функции центрального склада наравне с остальными складами сети. Товары
хранятся на тех же стеллажах, но распоряжение ими возможно только посредством
компьютерной системы.
Расчеты между
складами производятся по ценам изготовителей или по ценам себестоимости, единым
для всей сети. Транспортно-экспедиторские расходы учитываются как накладные.
Изложенная выше стратегия управления запасами
в сети складов применяется всеми автопроизводителями
(кроме российских, которые денег не считают) и всеми крупными сетевыми
компаниями, торгующими товарами, для которых необходима стабильность
номенклатуры ввиду обязательств перед потребителями (запасные части, лекарства
и т.п.).
Разумеется,
применение этой стратегии невозможно без компьютеризации всех необходимых
операций, включая:
- ежедневный анализ
и прогноз спроса по каждому наименованию;
- ежедневный расчет
с применением математических методов (теории вероятности, теории игр, теории
массового обслуживания, теории очередей и др.) объемов основных и страховых
запасов по каждому наименованию;
- ежедневная
автоматическая подготовка на основании вышеупомянутых расчетов проектов заказов
на пополнение запасов по тем или иным наименованиям.
Разумеется, каждый
компьютерный проект заказа обязательно
должен корректироваться товароведом с учетом факторов, которые не в
состоянии учесть компьютер: уход клиентов к другим продавцам, ожидаемый
временный всплеск спроса из-за подхода срока
капремонтов у крупного клиента, замена детали на деталь новой конструкции и
т.д. и т.п.
Разумеется,
руководство компании должно быть достаточно компетентным, чтобы понимать все
вышеизложенное и стратегически мыслящим, чтобы ежегодно выделять средства для
развития компьютеризации.
***********
В связи с имеющимися случаямиворовства моих текстов и судебными процессами
по ним, вынужден предупредить читателей о том, что на тексты рассылок
распространяется действие закона «Об авторских и смежных правах» и что этот текст включен в книгу, скоро выходящую из печати.
В.Волгин
********
*******************************
Уважаемые
подписчики!
Для
того,чтобы информация в рассылках
была максимально полезной для Вас -
сообщайте, пожалуйста, темы и вопросы,
которые Вас интересуют.
В
сообщениях обязательно указывайте Ваше имя
и город.
Письма
высылайте без приложений - из-за риска
вирусов приложения открывать не буду.