Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Начинающему автомобилисту

  Все выпуски  

Статья об этике на дороге. Вежливы с тем, кто сам вежлив с окружающими. В чём же заключается вежливость водителя? Ответ получите из статьи "этика вождения"


 

Здравствуйте. С Вами Виктор ВАТРАК.

Начинающему автолюбителю.

Это надо знать.

Этика вождения.

Эта беседа рождалась степенно, в основном в автомобиле, в котором я сейчас провожу довольно много времени в силу семейных обстоятельств. Сама тема вспыхнула внезапно, во время просмотра передачи по TV программы Павла Майкова «Главная дорога» (тема о моргании дальним светом), а уж затем во время поездок «обрастала мясом» в моей голове. В итоге она созрела и я понял, что беседа будет называться «этика водителя» и получится интересной.

 

 Итак, какими же чертами должен обладать водитель автомобиля, как он должен вести себя на дороге? Такие вопросы мне задавали в письмах, есть такая тема в форуме, но она не отвечает на вопросы, а скорее задаёт их. Здесь надо сказать, что темы на форуме придумываю не я, а любой его участник. И вот что получилось: самая нераскрытая тема имеет наибольшее число посетителей. Значит, тема важна, значит, читатель ждёт её, хочет получить ответы. Я же давал короткие советы, считая, что всё и так очевидно.

 

Надо сказать, что я не терплю хамства ни в каком его проявлении. И ни в быту, ни в работе, ни на дороге. Я полностью присоединяюсь к высказыванию, что к окружающим надо относиться так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. Порой очень трудно оставить хамство без ответа, и в общении с чиновниками я им этого чаще всего не прощал, находя пути и способы наказания. А на дороге? Я встречал на дороге ситуации, когда один водитель своими нахальными действиями создавал помеху другому. Другой, обидевшись, с нарушением всех правил обгона догонял первого и, перекрыв ему дальнейший путь своим автомобилем, заставлял остановиться и начинал разборку.

 

Разумеется, здесь встретились 2 хама, которые считают, что дорога существует только для них двоих, потому что им обоим совершенно неважно присутствие прочих водителей. Для Вас  должно железно действовать правило ДДД, что в переводе на русский язык означает: Дай Дорогу Дураку. Вот мы и сформулировали одно из правил. Будьте корректны на дороге. Помните, что другим участникам движения тоже может быть трудно, что Вы, возможно, встретились с новичком, который растерялся. Перетерпите. Не исключено, что наступит случай, когда  у Вас произойдёт какой-то сбой на перекрёстке, и Вы будете благодарны водителям, когда они молча объедут Ваш заглохший не ко времени автомобиль.

 

Не зря родилась присказка: «Что такое мгновение? Это промежуток времени, который проходит от момента появления зелёного огня светофора до первого звукового сигнала стоящего сзади автомобиля». Не будьте таким нетерпеливым. Это можно считать вторым правилом. 

 

Говорить о трезвости за рулём даже не хочется. Возможно, что я попал в детстве и молодости в такую среду, где считалось: водитель и алкоголь несовместимы. В моём окружении было довольно много водителей как любителей, так и профессионалов. И никто из них не позволял себе в день поездки пригубить хотя бы глоток пива. Для меня показалось диким, когда в последний день пребывания в гостях в одной таёжной деревне в Иркутской области во время прощального обеда пришёл владелец «Запорожца», который должен был отвезти моё семейство на вокзал. Так вот он спокойно выпил 3 стопки (а стопка – гранёный стаканчик 100 грамм), после чего перевернул свою стопку вверх ногами и сказал: «мне хватит, мне ещё людей на вокзал везти». А сегодня высчитывают содержание в крови промилле, спорят о том, сколько алкоголя можно принять и после этого сесть за руль. ДА НИСКОЛЬКО. ОДНОЗНАЧНО. Продвинутая молодёжь ссылается на зарубежную практику. Но при этом как-то умалчивается, что по законам многих стран, где наличие ограниченного количества алкоголя в крови допустимо, при совершении ДТП виновным признаётся тот, кто был выпивши. Никакие аргументы больше не принимаются. Мои ровесники стали водить машины не только с похмелья, но и пьяными. Они считают себя защищёнными какими-то «корочками», которыми обзавелись к старости, не желая понимать, что помятые в результате такого вождения автомобили – не самое страшное, что может произойти. Загубленная чужая жизнь – результат такого вождения. Я сторонник самых жёстких мер, какие только можно принимать к пьяным водителям. И как Вы поняли по объёму этого абзаца, тема пьяных водителей – это крик моей души.

 

Но хватит кричать, такой метод ещё никому не давал возможности получить положительный результат. А если спокойно идти дальше, то можно сказать, что если точность – вежливость королей, то соблюдение ПДД – вежливость водителей. Правила дорожного движения – тщательно проработанная, выверенная жизнью инструкция поведения водителя на дороге. И, соблюдая ПДД, Вы вправе ожидать того же от других участников движения. Я же за свой миллион наезженных километров (звучит хорошо, но за 35 лет это не так уж и много, есть и покруче меня, только они не пишут J) был участником всего 2 ДТП, когда били мою машину, да так легко, что последствия устранял самостоятельно путём нанесения ударов резиновым молотком по вогнувшимся деталям кузова. В общем-то – это способность предвидения ситуации, чувство опасности. Именно они позволяли мне разрулить аварийную ситуацию, да так, что находящаяся в машине жена сначала и не понимала, что же произошло и почему я выскочил на обочину, хотя впереди всё было спокойно. Да потому, что неспокойно было сзади и я давал возможность лихачу обойти себя. А где-нибудь через километр можно было увидеть этого лихача, моргающие аварийки, крошки стёкол на асфальте и мятые кузова. Неприятная картина. Избежать её – проще простого. СОБЛЮДАЙТЕ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.

 

Соблюдайте ту скорость движения, которая принята на данном отрезке дороги другими водителями. Если впереди Вас движется поток машин со скоростью 90 км в час, не надо строить из себя слаломиста и лихо обходить машину за машиной, если Вы не едете к любимому дяде, чтобы успеть застать его в живых и произнести последнее «прости». Поверьте, что Вы не единственный в этом потоке, кто умеет ездить быстро.  УМЕЙТЕ ЕЗДИТЬ МЕДЛЕННО. Самый безопасный способ добраться до места – это ехать как все. Обгон, да ещё при интенсивном движении, крайне опасен как для обгоняющего, так и для остальных участников движения. Если Вам безразлична собственная судьба, подумайте, что вместе с Вами уйдут из жизни совершенно невиновные люди. Ваш профессионализм будет заключаться именно в том, чтобы подчиниться закону дороги: быть как все.

 

Это всё можно было бы назвать этикой движения. Но ведь есть ещё и парковка. При парковке, когда машины выстраиваются в линию вдоль бордюра, не прижимайтесь бампером к впередистоящему автомобилю. Может возникнуть ситуация, когда автомобиль поджали и спереди и сзади, и выехать он не может никаким образом. В общем, думайте о том, чтобы стоящий впереди Вас имел возможность выезда, тогда и о Вас кто-нибудь подумает и, глядишь, не возьмут Вас «в коробочку».

 

В передаче «Что? Где? Когда?» прозвучал вопрос: какой жест показывали водители, обгоняющие машину, у которой между двумя задними скатами застрял камень? Вопрос был взят сходу: показывали фигу. Говоря об этике, невозможно пропустить водительский язык жестов и света. Убеждён, что родоначальниками языка являются дальнобойщики, как наиболее опытные водители и они же «законодатели моды» на дороге. Моя уверенность ни на чём не основана кроме опыта тесного общения с этой категорией людей, да не где-нибудь, а в многодневных совместных поездках. Так что тот, кто знает правильный ответ, может написать. Я обязательно опубликую ответ, если аргументы сочту убедительными. Точно также не претендую на полноту знания языка, поскольку специально не учил, а наиболее часто применяемые жесты сами отложились в памяти.

 

Этот жест существовал давно, но после введения в ПДД нового пункта об езде с включёнными фарами, приобрёл актуальность. Кому из Вас не приходилось в последнее время проходить мимо стоящего с заглушенным мотором автомобиля, но с включёнными фарами и водителем в кабине. Не поленитесь, указательным и средним пальцами покажите ему на свои глаза, а после этого направьте свой указательный палец на его машину. Вы увидите, что Вам в ответ с благодарностью кивнули головой, и свет погас. Да я и сам забываю его выключать!

 

А вот тоже знакомая картина: забытый во включённом состоянии сигнал поворота. Если Вы обогнали такой автомобиль, то через окно поднимите согнутую в локте левую руку над крышей своего автомобиля и потренируйте свои пальцы. Для этого с частотой, примерно равной частоте моргания сигнала поворота, резко сжимайте пальцы в кулак и разжимайте их. Вас поймут правильно.

 

Увидев любую неполадку у идущего впереди автомобиля, после обгона помашите ему рукой вверх-вниз. Ладонь при этом направлена вниз. Затем большим пальцем левой руки сделайте неопределённый жест в сторону колёс или кузова автомобиля. Водитель непременно остановится и осмотрит свой автомобиль.

 

Подобных жестов было много, это только те, что остались в памяти. Остальные как-то канули в Лету. Но язык остался, поскольку без  него оказалось неудобно. Просто автомобиль совершенствовался, а с ним совершенствовалось и управление световыми приборами. И вот, когда все рычажки и кнопки управления светом были собраны в единый блок управления под руль автомобиля, язык жестов заменился языком света. Этот язык оказался куда удобнее.

 

Ну и вернёмся к тому, с чего начали, к морганию дальним светом. Если в потоке машин Вы не имеете преимущества в движении и стоите в ожидании «окошка», то наступит момент, когда один из автомобилей остановится и моргнёт один раз светом. Проезжайте, он показал, что пропускает Вас. Он профессионал. В благодарность достаточно приподнять над рулём кисть руки. Но если Вы увидите, что с какого-то второстепенного ответвления дороги пытается выехать автомобиль, а за Вами идёт нескончаемый поток автомобилей, притормозите и моргните ему. Наплюйте на какофонию звуковых сигналов, что раздадутся из машин, следующих за Вами. Как же! Их лишили права преимущественного проезда! Просто представьте то, что водитель пропущенного автомобиля сейчас думает про Вас: приятно встретить профессионала, а то развелось тут на дороге тех, что купили права, а ездить не научились.

 

Если идущий навстречу автомобиль врубил дальний свет, да ещё и сопроводил его звуковым сигналом, то в переводе это означает как раз следующее: «куда прёшь, зараза, не видишь, что у меня преимущество?» Не вздумайте продолжать движение, вспомните правило трёх Д.

 

Два раза подряд моргнуть светом – это сказать: «осторожнее, дружок, я только что видел на дороге автоинспектора». Если у инспектора финансовый кризис, и он вышел на трассу выправить положение, то ему совсем не понравится Ваше моргание. В этом случае устанавливают 2 поста с расстоянием между ними примерно в километр. И тут уже не контролируют нарушение Правил вождения, а ловят моргающих водителей. За такое нарушение трудно привлечь к ответственности, но ведь истинный ГАИ’шник и к фонарному столбу придраться сумеет. Смиритесь, Вам сегодня не повезло, но такое бывает не каждый раз.

 

Сигналы поворота так и названы потому, что указывают на желание водителя изменить направление движения. А ведь с их помощью точно так же разговаривают. Вспомните ситуацию, когда впереди коптит гружёный КАМАЗ с полуприцепом, а дорожная обстановка не позволяет обогнать его. И вдруг, когда Вы уже совсем решились и включили сигнал левого поворота, у КАМАЗА также заморгал левый поворотник. Прекращайте обгон, впереди препятствие, и Вы не успеете обогнать. Но вот из кабины водителя большегрузной машины видно, что обогнать его ничто не мешает. Он любезно включит сигнал правого поворота. Не бойтесь, обходите его. Он уже всё просчитал.

 

Ну и последнее, на чём хотел бы остановиться, это сказать о сигнале «спасибо». Ненадолго включенная аварийная сигнализация как раз и означает, что Вы всё правильно поняли и благодарите за оказанную любезность.

 

Курсы вождения.

 

Даная статья очень перекликается с одной из глав книжки «Новичок за рулём» В первую очередь тем, что писались они на одном дыхании и с удовольствием. Я рассказывал то, что хотелось рассказать. В книге Вы найдёте главу о тех, кого мы встречаем на дороге.

 

Ведь Вам наверняка интересно: кем и как заполнена трасса, как Вы выглядите в глазах других участников движения, как  они Вас воспринимают. Разве не хочется Вам узнать почему на дороге надо кого-то опасаться, а, главное, как избежать этой опасности? Заходите на страницу http://www.vatrak.ru/vozhdenie/kniga и покупайте мою книгу.

 

Заходите в гости. Мой адрес http://www.vatrak.ru

 


В избранное