Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Информационные технологии в автомире. #6


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

* Информационные технологии в автомире *

Выпуск #6
18 декабря 2000 г.



Здравствуйте, уважаемые подписчики.

Перед Вами шестой выпуск рассылки "Информационные технологии в автомире".
Сегодня я, с Вашего позволения, продолжу повествовать о диагностике систем впрыска, устанавливаемых на отечественных автомобилях. Эта тема бала затронута мною в одном из предыдущих выпусков этой рассылки. Объектом сегодняшнего моего рассмотрения станет весьма популярная на сегодняшний день компьютерная программа для диагностики - "Мотор-Тестер" (в простонародии "Мотор").

Программа "Мотор-Тестер" разработана на том же предприятии, что тестеры семейства ДСТ, о которых я и уже говорил в одной из предыдущих рассылок, - на НПО "Новые технологические системы". Но к ДСТ я еще вернусь, чуть попозже, когда буду рассказывать о преимуществах "Мотор-Тестера". А сейчас перейду к изложению "сухой" технической информации.

Программа предназначена для диагностики двигателей внутреннего сгорания автомобилей, оснащенных системами электронного управления впрыском топлива. "Мотор-тестер" считывает и обрабатывает данные с электронного блока управления (ЭБУ) автомобиля. В нем предусмотрена возможность управления исполнительными механизмами двигателя (ИМ), а так же возможность сохранять, просматривать и распечатывать полученную информацию.

Программа позволяет:

  • Отображать в динамике все контролируемые параметры ЭБУ, просматривать как в цифровом, так и в графическом виде до 7 параметров одновременно. "Мотор" позволяет детально проследить все изменения работы двигателя, соответствующие различным наборам параметров.

  • Управлять исполнительными механизмами двигателя в процессе отображения интересующих параметров. При выполнении этой операции важно не только грамотно расшифровать снимаемые параметры, но и отчетливо представлять процессы, происходящие в двигателе при разных режимах работы.

  • Система записи и просмотра поступающей информации, снабженная набором визиров, позволяет определять значения параметров в необходимый момент времени.

  • Получать сведения об ошибках ЭБУ, паспортах ЭБУ, двигателя, калибровок, таблицах коэффициентов топливоподач.

  • Проводить испытания для определения частоты вращения коленчатого вала, механических потерь, скорости прогрева двигателя и другие, в зависимости от типа ЭБУ.

  • Вести базу данных (БД) о клиентах - владельцах автомобилей и персональные базы данных для каждого автомобиля по проведенным диагностикам, сохранять в базе данных графики параметров. Показатели работоспособности двигателя автомобиля могут быть сохранены в БД или переданы клиенту в распечатанном виде, что дает возможность сравнения характеристик при повторной диагностике через, ну скажем, 10-15 тысяч километров пробега.

    К тому же в программе предусмотрен специальный энергосберегающий режим вывода графиков, который очень может пригодиться для работы на Ноутбуке (графики на черном фоне). Что касается применяемости программы, а именно спектр тестируемых ею ЭБУ, то могу сказать, что на сегодняшний день последняя версия этой программы (версия 1.2.0.6) "дружит" со всеми ЭБУ (электронный блок управления) установка которых производилось на автомобили ВАЗ и ГАЗ в начале 2000 года, а именно:

  • МКД 105 (ГАЗ)
  • АВТРОН M 1.5.4 (ГАЗ)
  • МИКАС M1.5.4 (ГАЗ)
  • МИКАС M1.5.4-КЗ (ГАЗ)
  • МИКАС 7.1 (ГАЗ)
  • ЯНВАРЬ 4 (ВАЗ)
  • ЯНВАРЬ 5.1 (ВАЗ)
  • BOSCH М1.5.4 (ВАЗ)
  • BOSCH М1.5.4N (ВАЗ)
  • BOSCH МP 7.0 (ВАЗ)
  • GM ISFI-2S (ВАЗ) - распределенный впрыск
  • GM EFI-4 (ВАЗ) - центральный впрыск

    Итак, всего 12 типов ЭБУ. Сейчас на Ульяновском заводе приступили к внедрению ЭБУ на "бобики", и, насколько я знаю, этим ЭБУ являются Микасы. А коль скоро это так, то к модельному ряду ВАЗа и ГАЗа можно прибавить и УАЗики с его Микасами.

    В комплект поставки программы входят следующие элементы:
  • 2 инсталляционные дискеты Мотор-Тестер
  • адаптер KR-2 с паспортом
  • шнур RS232
  • шнур ВАЗ
  • шнур ГАЗ
  • электронный ключ защиты
  • руководство пользователя

    Схема работы программы следующая. Есть персональный компьютер (ПК), на котором установлен "Мотор", есть автомобиль. В последовательный (СОМ) порт ПК "втыкается" шнур RS232, который соединяет ПК и адаптер KR-2. В свою очередь в адаптер "втыкается" шнур либо для ВАЗа, либо для ГАЗа, который в свою очередь через специальный разъем в автомобиле подсоединяется к ЭБУ. Справедливости ради хочу заметить, что "подцепить" ГАЗ гораздо проще, чем ВАЗ. У ГАЗа разъем выведен прямо под капот автомобиля, а при диагностике ВАЗа иногда приходится снимать консоль, а потом долго искать вожделенный разъем - КАШМАР.

    ПК -- шнур RS232 --> KR-2 -- шнур ВАЗ/ГАЗ --> автомобиль

    Теперь несколько слов о требовании программы к аппаратной среде. Это один из ее плюсов. Требования минимальны. Для комфортной работы с "Мотором" необходимо иметь компьютер с 486 процессором и 8-ю мегабайтами оперативки. Рекомендуемая разрешающая способность монитора 800х600 точек, что вполне по силам даже стареньким мониторам. Подобный компьютер сейчас можно приобрести по вполне сносной цене - не более чем за 3000 руб. Дискового пространства программа занимает минимум. Работает она под управлением популярных сегодня систем семейства Windows - 95/98/NT/2000. В общем, если компьютер "тянет" одну из указанных операционных систем, то и "Мотор" там пойдет.

    Ну вот, постепенно я и подошел к сравнительному анализу объекта нашего сегодняшнего рассмотрения. А здесь есть, о чем поговорить. Начну сравнение, как и обещал, с уже известным тестером ДСТ.

    Во-первых, Мотор от ДСТ положительно отличается своей ценой. Стоимость программы, с возможностью работы со всеми типами ЭБУ, приблизительно раза в два ниже стоимости ДСТ с целым рядом сменных картриджей. Даже если к стоимости "Мотора" прибавить стоимость компьютера с вышеуказанными характеристиками, то разница в цене все равно будет весьма внушительна.

    Во-вторых, информативность "Мотора" в процессе работы с ним гораздо выше информативности ДСТ. В распоряжении программы весь монитор. Одна возможность вывода в динамическом режиме всевозможных графиков уже чего стоит - весьма наглядно и даже красиво. Оперировать параметрами при работе с программой куда проще. В отличие от ДСТ, "Мотор" выдает не только код ошибки, но и ее описание. В этом случае отпадает необходимость рыться в литературе в поиске расшифровки. Данные можно сохранить на диск прямо "не отходя от кассы", а затем в любое время их поднять.

    В третьих, хотелось бы отметить оперативность исправления поломок в работе программы. Конечно, если сломался компьютер, то здесь придется чинить сам компьютер, ну а если вышло так, что "слетела" программа, то тут можно, не мудрствуя лукаво, без труда переустановить ее. А установка "Мотора" дело нескольких минут, с этим может разобраться даже начинающий пользователь компьютера. Правда, при этом можно потерять сохраненные ранее данные, ну что, за все надо платить. Представьте, что сломался ДСТ или его картридж. Тут уже придется за его ремонт заплатить "живыми" деньгами, а, сколько придется ждать, знают только всевышний и мастерская.

    В четвертых, это "психологический" плюс компьютерной программы перед невзрачным прибором. Все, что связано с компьютером имеет на большинство людей магическое воздействие. Представьте себе следующую ситуацию: Клиент приезжает на автосервис и видит то, что к его многострадальному авто подключают целый персональный компьютер. За компьютером стоит служащий автосервиса и простым нажатием кнопки заставляет машину клиента вести себя по-разному. Ну, например, включит дворники или отключит какую-нибудь из форсунок, или изменит частоту вращения коленчатого вала или …, или …, или…. И все это производиться даже без прикосновений к самому автомобилю, а на экране монитора в графическом виде выводятся графики отражающие работу автомобиля. Что остается делать клиенту в таком случае? Посмотреть на Вас как на крутых специалистов и охотно раскошелиться. :o) Не сомневайтесь, я лично не раз наблюдал подобную ситуацию.

    Ну, раз уж мы сравниваем, то необходимо отметить и некоторые недостатки программы.

    Начнем с того, что для ее работы естественно необходим компьютер. Хотя на сегодняшний день компьютер на предприятии это не роскошь, а необходимость, но для некоторых предприятий или частных лиц эта проблема весьма актуальна. Но, я думаю, со временем все осознают необходимость наличия компьютера. Как относительный недостаток можно отметить "стационарность" диагностической точки укомплектованной компьютерной программой. В этом отношении мобильность прибора ДСТ отличает его от "Мотора" в положительную сторону (Суммарная длина шнуров RS232+ВАЗ или ГАЗ около 10 метров). Хотя, как я уже говорил, "Мотор" может функционировать и на ноутбуках. Перемещаться с ноутбуком гораздо проще, чем с обычным персональным компьютером, правда стоит он дороже. Но эти недостатки свойственны всем компьютерным программам, а не только "Мотору". Ну а что касается непосредственно "Мотор-Тестера", то здесь можно отметить следующий недостаток. В комплект поставки "Мотора" входит электронный ключ защиты, без которого программа работать не будет. Он подсоединяется к параллельному порту (LPT) компьютера. При поломке или утере этого ключа заменить его просто так не удастся. По крайней мере, поставщик отмечает то, что при утере или поломке ключа он им не заменяется. И это может стать весьма серьезной головной болью для обладателя программы. Но и эта проблема решаема. На сегодняшний день существуют программные эмуляторы электронных ключей. Это низкоуровневая компьютерная программа, которая самостоятельно обрабатывает вызовы к ключу. Использование подобных эмуляторов лицензионными пользователями не противоречит текущему законодательству РФ.

    Вот собственно и все, что я хотел рассказать в этой рассылке. За подробностями Добро пожаловать на сайт рассылки.
    Надеюсь, что представленная информация будет для Вас, уважаемые подписчики, интересной. Если Вы обладаете какой-либо информацией, которая может заинтересовать других людей и которая укладывается в тематику рассылки, буду рад и признателен за ее предоставление. Также небезынтересно Ваше мнение о том или ином объекте, который был или будет рассмотрен в материалах этого всего :o)


    С уважением, Копысов Владислав.
    Екатеринбург.

    E-mail: autodealer@mail.ur.ru
    Web-сайт: http://www.autodealer.ru
    Рассылка: http://subscribe.ru/catalog/tech.auto.infotechauto


    http://subscribe.ru/
    E-mail: ask@subscribe.ru
    Поиск

    В избранное