Спасибо за внимание к нашей рассылке. Сегодня в номере:
Украинские специалисты прогнозируют дальнейший рост цен на бензин
Украинские нефтеперерабатывающие заводы работают не на полную мощность, а правительственный стабилизационный фонд бездействует, констатирует ICTV.
Украинцы с января платят за бензин на 30% больше. Теперь украинский рынок абсолютно зависим от мировой конъюнктуры, поэтому через несколько недель стоит ожидать очередного скачка цен на бензин.
Цены на нефть и горючее радуют разве что производителей нефти, руководителей нефтеперерабатывающих заводов и директоров АЗС. Обычных водителей они лишь огорчают. Ведь с начала года цены на бензин и дизтопливо в Украине повысились на треть.
В среднем ежемесячно украинские водители платят за горючее на 5% больше. Например, если в марте литр 95-го стоил 5 гривен 80 копеек, то в начале июля - 6,5 гривни. И это еще не предел, утверждают члены правительства. Цены на нефтепродукты в Украине продолжат рост.
Министр топлива и энергетики Юрий Продан, разводит руками и говорит, что это связано с нынешними европейскими тенденциями.
"Наша динамика не такая резкая, как, скажем, в западных странах, поэтому все будет зависеть от цены на нефть. Конечно, пока что она будет возрастать", - сказал министр топлива и энергетики Юрий Продан.
На сколько еще подорожает горючее, сейчас прогнозировать не берется никто: слишком много факторов влияет на цену "черного золота". Однако эксперты называют сугубо украинскую причину подорожания бензина и дизеля: увеличение зависимости от европейского нефтяного рынка.
Так, в этом году половину топлива Украина купила за границей, а еще в 2007 году доля импорта была меньше 30%.
"Сегодня наш рынок, и это нужно осознавать, колеблется абсолютно параллельно с мировым или, вернее, европейским рынком. И пока не запустятся украинские заводы, так будет и в дальнейшем. Это означает, что любое колебание нефти и нефтепродуктов в мире автоматически, с опозданием в две недели, происходит в Украине", - директор Центра энергетических исследований Константин Бородин.
Собственная нефтеперерабатывающая отрасль дает запас времени - около полтора месяца.
Если бы все 6 нефтеперерабатывающих заводов работали на полную мощность, в начале июля украинцы покупали бы бензин, произведенный по майской, значительно более дешевой нефти.
Помочь пережить новые ценовые рекорды должен был правительственный стабилизационный фонд, но он не работает.
Во вторник в Украине снова подорожали в рознице бензин и дизтопливо, причем существенно — на 8—10 копеек, констатирует "Сегодня".
Например, литр А-95 теперь стоит в Киеве на многих заправках 6,52 гривни за литр (почти весь июнь цена была стабильной — 6,38—6,45 гривни за литр), дизтопливо — до 6,92 гривни за литр. И это не предел: эксперты прогнозируют, что в июле цены могут вырасти еще до 5%, особенно на дизтопливо (ДТ), которое наконец-то преодолеет психологическую планку в 7 гривен за литр.
Исполнительный директор консалтинговой компании Сергей Куюн полагает, что цену на нефтепродукты поднял импорт из Европы (примерно 50% "горючки" Украина ввозит, остальное производит сама).
"В начале июня в мире начала резко дорожать нефть (до 20%), сейчас продают топливо, которое было из нее изготовлено в течение прошлого месяца. Ныне на нашем рынке даже переизбыток как бензина, так и дизтоплива, но Европа нам диктует цены", — говорит эксперт.
По его словам, единственное, что может слегка замедлить их рост — снижение спроса, однако удешевления не будет, максимум стабилизация на нынешнем уровне.
Месяцем ранее Куюн прогнозировал, что А-95 в рознице может дойти к июлю до 6,6 гривни за литр, а ДТ — до 7 гривен за литр, но именно то, что украинцы стали меньше ездить, а значит, и заправляться, скорректировало цены в меньшую сторону на 10 копеек, считает он.
Подорожало не на всех заправках, в основном на столичных и в крупных городах, где больше автомобилей, отметил замдиректора НТЦ "Психея" Геннадий Рябцев.
"Праздники прошли, теперь, когда после них все начали много заправляться, произошел скачок. В июле постепенное подорожание нефтепродуктов продолжится, в опте — на 3—7%, в рознице — в среднем на 5%. По Украине это составит для А-95 — 15—20 копеек на литре (до 6,55— 6,60) и 17—22 копеек (6,95—7,05) — для ДТ, причем имеются в виду не премиум-сорта, цена на которые уже превысила 7 гривен", - сказал Рябцев.
Также эксперты прогнозируют, что цены в Крыму, Киеве и Донецке будут выше среднерыночных на 10—12 копеек. Это значит, что например, в Крыму, где сейчас в связи с наплывом туристов и так самый дорогой бензин, стоимость литра А-95 может уже через пару недель зашкалить за 7 гривен.
В то же время пока остается стабильной цена на сжатый и сжиженный газ, применяемый для заправки автомобилей (сжиженный — для легковых). Литр жидкого топлива стоит 3,50—3,50 гривни, а расход его всего на 10—15% больше, чем при работе двигателя на бензине.
Несложно подсчитать, что при переоборудовании мотора в "гибрид" (газ—бензин) можно получить до 50% экономии денег на каждом километре, хотя затраты на установку газобалонной системы составят 800—1500 долларов, в зависимости от ее конструкции.
Если проезжать в месяц 1000 километров (дорога на работу и обратно в крупном городе), "отбить" расходы на газ удастся за 1—2 года, даже если бензин не будет дорожать.