Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Начинающий водитель


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Очередной выпуск рассылки сайта "Начинающий водитель". Снова в этом выпуске новая статья и актуальные темы нашего форума.

Сегодня у нас на повестке дня очень серьезная тема - ответственность водителя в кодексе об административных правонарушениях. Звучит скучновато, но рекомендуем прочитать эту статью до конца. Как говорится "незнание закона не освобождает от ответственности, а знание помогает избежать наказания" :)


Ответственность водителя: КоАП РФ и Постановление Пленума ВС РФ

Ответственность водителей за нарушение Правил дорожного движения установлена 12 Главой Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ). Думаю, всем известна пословица: Закон что дышло, куда повернул, то и вышло. Иными словами, одни и те же нормы закона можно трактовать по-разному. Для устранения противоречий в толковании закона на помощь правоприменителям (судьям, прокурорам, юристам, и простым гражданам) приходит Верховный Суд Российской Федерации, который издает обязательные для нижестоящих судов рекомендации по рассмотрению тех или иных дел, изложенные в виде Постановлений Пленумов Верховного Суда РФ.

24 октября 2006 года Верховный Суд РФ издал Постановление Пленума №18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». С момента принятия Постановления прошло уже около полугода, и за это время вполне сложилась практика его применения, которую мы и рассмотрим, причем исключительно в прикладном порядке…

Итак, ниже привожу выдержки из Постановления Пленума и комментарии к ним.

Назначение административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами… возможно только лицам, имеющим такое право, либо лишенным его в установленном законом порядке.

Говоря проще, нельзя «лишить прав» того, кому они не выдавались. Между тем, в практике известны случаи, когда прав лишались лица, которые еще даже не обучались в автошколе, а права им даже не выдавались. Это, конечно, незаконно. Как и лишение прав лица, имеющего просроченные «корочки».

При совершении водителем, не имеющим права управления транспортными средствами, правонарушений, его действия следует квалифицировать по части 1 либо части 2 статьи 12.7 КоАП РФ и соответствующим статьям главы 12 КоАП РФ. Действия водителей, не имеющих права управления транспортными средствами, управлявших ими в состоянии опьянения, не подлежат квалификации по статьям 12.8 или 12.26 КоАП РФ, поскольку к этим лицам не может быть применено наказание в виде лишения права управления транспортными средствами.

Еще одно подтверждение правила «не выдавались права – нечего лишать». Самое большее, что грозит лицу, никогда не имевшему прав за езду в состоянии опьянения, штраф 800 рублей.

Однако на тех, кто был лишен права управления транспортными средствами, сказанное выше не распространяется. Их можно лишать прав и дальше, более того этот процесс может растянуться на года. Читаем ниже:

Срок исполнения административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами, назначенного лицу, уже лишенному такого права, исчисляется не со времени вступления в законную силу постановления о применении данного вида наказания, а со дня, следующего за днем окончания срока административного наказания, примененного ранее.

То есть, лишили прав – совершил правонарушение, не имея прав на руках – снова лишили прав: срок второго наказания в виде лишения права управления ТС будет исчисляться со дня окончания первого срока лишения прав. Таким образом, теоретически, возможно «пожизненное» лишение прав…

Отдельно следует поговорить о практике медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Не исключается подтверждение факта нахождения водителя в состоянии опьянения и иными доказательствами (например, показаниями свидетелей, показаниями специального технического средства – индикаторной трубки «контроль трезвости», оформленными надлежащим образом в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, в присутствии понятых).

КоАП предусматривает, что признать водителя нетрезвым можно только на основании специального медицинского освидетельствования. Однако Верховный Суд решил, что вполне допустимы и иные доказательства: «дыхнуть в трубку», показания свидетелей. При этом в Постановлении Пленума ВС не оговаривается, что иные доказательства могут использоваться, только если невозможно медицинское освидетельствование. По сути, выбор метода проверки оставляется на усмотрение инспектора ДПС. Взяткоемкость такого положения вещей просто огромна…

Основанием привлечения к административной ответственности является зафиксированный отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения... В качестве отказа следует рассматривать не только отказ от освидетельствования в целом, но и отказ от того или иного вида исследования в рамках освидетельствования.

Если вы, допустим, не желаете, чтобы забор крови у вас осуществлялся сомнительной чистоты шприцем, в Акте медицинского освидетельствования запишут: «Отказ от прохождения медицинского освидетельствования». А это, на практике, означает автоматическое привлечение водителя к административной ответственности по ст.12.26 КоАП, предусматривающей лишение прав на срок от 1,5 до 2 лет. Это называется презумпция вины…

Картина весьма мрачная получается, не так ли? Но есть, как ни удивительно, некоторые положительные моменты. Читаем дальше:

Проверяя обоснованность привлечения лица к административной ответственности по части 2 статьи 12.37 КоАП РФ, следует принимать во внимание… что договор обязательного страхования не прекращает своего действия в течение 30 дней по истечении периода страхования...

Едва увидев просроченный полис ОСАГО, инспекторы ДПС сразу же оформляют штраф в размере 800 рублей по ст.12.37 КоАП РФ за «неисполнение обязанности по страхованию гражданской ответственности». Однако, если срок истечения полиса ОСАГО составляет менее 30 дней, то оштрафовать водителя нельзя, ведь Законом об ОСАГО предусмотрено, что полис действует в течении 30 дней после срока его истечения.

Когда владелец транспортного средства выполнил обязанность по страхованию своей гражданской ответственности, однако на момент проведения проверки у водителя отсутствовал страховой полис, его действия следует квалифицировать по части 1 статьи 12.3 КоАП РФ.

То есть, отсутствие при себе у водителя действующего полиса ОСАГО должно наказываться как управление ТС без предусмотренных документов, а это всего лишь 50 рублей.

А теперь снова о грустном: «встречка».

Нарушения водителями требований дорожных знаков или разметки, которые повлекли выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, следует квалифицировать по части 3 статьи 12.15 КоАП РФ…

ч.3. ст.12.15 КоАП предусмотрен либо штраф в размере от 300 до 500 рублей, либо лишение права управления ТС на срок от 2 до 4 месяцев. При этом, до принятия Постановления Пленума ВС РФ нарушителям разметки удавалось доказать ИДПС «проскочить» по ст.12.16 КоАП РФ (несоблюдение требований знаков и разметки), по которой водителю грозил лишь штраф до 50 рублей.

В заключение скажу следующее: ситуация в сфере безопасности дорожного движения в нашей стране просто катастрофична. Это, думаю, понимает любой здравомыслящий человек. Считаю, что одним из способов наведения порядка в этой сфере является ужесточение ответственности водителей. Подчеркну, одним из способов… Без реформы ГИБДД, без жесточайшей борьбы с коррупцией, увеличившаяся ответственность водителей станет еще более мощным инструментов в руках инспекторов ДПС по вымогательству взяток у водителей.

Автор статьи Игорь Голубицкий. Юрист и предприниматель, ведущий рассылки «Ваш юрист»,
автор практического пособия «Как Правильно Давать Деньги В Долг И Получать Их Обратно».
http://praktikum.golubitskiy.ru

постоянный адрес статьи на сайте: http://www.avtobeginner.ru/arts/57/

Новое на форуме


А на сегодня все!

До встречи на страницах сайта!
Успехов Вам!


В избранное