Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости автомобильного мира

  Все выпуски  

Новости автомобильного мира


Новости автомобильного мира
Рассылка новостей
В ПОИСКАХ ДНА

Последний месяц весны для российского рынка новых автомобилей, как и предполагали эксперты, оказался самым провальным с начала 2009 года - в мае продажи упали на 58 процентов. То есть, больше чем в два раза по сравнению с маем прошлого года. Причем у многих марок, участвующих в рейтинге Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), спад продаж превысил средние показатели по рынку - некоторые компании продали за месяц в 3-4 раза меньше машин, чем годом ранее.
Но, как мы уже отмечали в предыдущих обзорах российского авторынка, падение спроса на новые автомобили в России относительно весны прошлого года - процесс закономерный и легко объяснимый. Дешевые кредиты и стабильная экономическая ситуация год назад заставили многих россиян задуматься о покупке машины и воплотить свои мечты о новой иномарке или свежей "Ладе" в жизнь. Поэтому смущает другое - если в марте-апреле продажи держались примерно на одном уровне (135 тысяч машин), а по сравнению с началом года даже немного выросли, то в мае (по сравнению с апрелем) спрос упал сразу на 12 процентов - до 119 тысяч автомобилей.
Но, по мнению специалистов, и у этого факта есть очень простое объяснение: у автопроизводителей и дилеров почти закончились запасы прошлогодних машин, ввезенных по старым ценам и старым пошлинам. А покупать автомобили 2009 модельного года, которые подорожали на 15-20 процентов, в отсутствие доступных кредитов россияне пока не торопятся. Но означает ли это, что российский рынок уже достиг своего дна?
Однозначно ответить на этот вопрос пока не берется никто. К примеру, президент и управляющий директор российского офиса Ford Найджел Брэкенбери (Nigel Brackenbury) считает, что это самое дно уже совсем близко. Однако он не исключает, что в июне продажи могут вновь сократиться.
Аналитик "ВТБ капитал" Елена Сахнова, как "пишет" газета Ведомости, также считает, что рынок практически достиг минимальных показателей и теперь спрос на новые автомобили на некоторое время зафиксируется на уровне 120 тысяч машин в месяц. А некоторого оживления можно будет ожидать в июле, считает совладелец дилерского холдинга Genser Игорь Пономарев.

МАРКИ

Большинство марок, участвующих в рейтинге АЕБ, оказались "в минусе" как по итогам мая, так и по итогам первых пяти месяцев 2009 года. В последнем месяце весны положительную динамику продаж продемонстрировали всего две марки - Citroen и Hummer, однако и у той и у другой компании слишком маленькие объемы реализации, чтобы оказать существенное влияние на рынок в целом.
По итогам пяти месяцев "в плюсе" остались шесть марок - Volkswagen, Citroen, Infiniti, Cadillac, Hummer и Seat. Зато у всех остальных спад продаж составил от 30 до 90 процентов! Спрос на автомобили Volvo, к примеру, упал в 10 раз, а на автомобили Hyundai - почти в пять раз.
Из первой десятки рейтинга АЕБ лучше всех себя чувствует компания Renault - по итогам мая спрос на французские автомобили сократился всего на 29 процентов ("спасибо" российскому "Логану"?), а по итогам пяти месяцев - на 36 процентов. Марка Kia, которая поставила себе в этом году амбициозную задачу пробиться в "топ-5" среди иностранных брендов в России, пока занимает лишь девятую позицию. Однако спад продаж у южнокорейской компании уже меньше, чем у лидеров рейтинга - 35 процентов в мае и 38 процентов с начала года.
Среди лидеров рейтинга лучше всего себя чувствует французская марка Renault.
Для сравнения, спрос на автомобили Chevrolet упал вдвое (и в мае, и за пять месяцев), а у "Форда" в мае продажи сократились почти в три раза и на 43 процента с начала года. Правда, у "АвтоВАЗа" ситуация еще хуже - в мае было продано всего 28 тысяч машин (в апреле, для сравнения, 34 тысячи), а с начала года спад продаж составил 45 процентов.

МОДЕЛИ

В первой десятке самых продаваемых автомобилей в России существенных изменений не произошло, если не считать рокировки на 7-8 местах - Daewoo Nexia и по итогам мая и по итогам пяти месяцев обогнала Chevrolet Lanos. Зато ниже десятого места произошли более существенные перестановки. К примеру, Chevrolet Niva перепрыгнула с 16-го на 12-е место и теперь носит титул самого продаваемого внедорожника в России. А на 13-м месте расположилась Lada 4x4 (Нива), которая сумела обогнать популярную в прошлом малолитражку Hyundai Getz.
Недавний рестайлинг пошел "Шеви Ниве" на пользу - теперь это самый продаваемый внедорожник в России
Mazda3 откатилась с 11-го на 15-е место - спрос на эту модель в мае (по сравнению с прошлым годом) упал почти в семь раз. Однако если сравнивать с апрелем, то спрос на "Мазду3" увеличился на 14 процентов. В плюсе, по сравнению с апрелем, остались также самые доступные по цене участники рейтинга: Renault Logan (+18 процентов), Chevrolet Lacetti, Lanos и Aveo (+24 процента, +9 и +19 процентов соответственно).
Нельзя не отметить появление в "топ-25" самых продаваемых автомобилей еще одной модели марки Toyota помимо Camry - седана Corolla, который вытеснил из рейтинга кроссовер Nissan X-Trail.

ПЕРСПЕКТИВЫ

Месяц назад, делая прогнозы о стабилизации российского автомобильного рынка, мы, похоже, немного поспешили. Да и не только мы - председатель Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России Мартин Ян еще в начале мая заявил, что "снижение показателей российского автомобильного рынка постепенно стабилизируется".
Теперь же Мартин Ян говорит о том, что в стагнации рынка виновата правительственная программа поддержки автопроизводителей, которая "до сих пор не смогла остановить падение продаж и изменить тренд к лучшему". "Мы в Комитете автопроизводителей АЕБ считаем, что необходимо увеличить объем выделенных средств, допустить к участию все автомобили российского производства, как можно быстрее увеличить ценовой порог с 350 тысяч до 600 тысяч рублей и допустить большее количество банков к участию в программе", - заявил он.
Говоря о расширении ценовых рамок льготного автокредита, субсидируемого правительством, Мартин Ян имеет ввиду предложение Минпромторга, в котором содержатся пункты и об увеличении максимальной цены автомобилей, участвующих в этой программе, и о привлечении к реализации этой программы новых банков, чей собственный капитал на конец апреля составлял не меньше 70 миллиардов рублей.
Однако глава российского офиса компании Ford еще два месяца назад выдвинул более радикальное предложение - распространить действие программы на все автомобили российского производства, без ограничения их стоимости. Похожей идеи придерживается и Федеральная антимонопольная служба, которая предлагает ввести единые условия предоставления льготных автокредитов для всех автопроизводителей. Таким условием может быть, например, наличие обязательного производства полного цикла в России или определенный уровень его локализации. Соответствующее предложение ФАС уже направила в адрес правительства России.
Однако существенного влияния на российский рынок правительственная программа льготного автокредитования пока не оказывает и вряд ли окажет в будущем. Дело в том, что выделяемых на ее финансирование средств хватит максимум на покупку 150 тысяч машин. Исходя из последних прогнозов по продажам (1,4 миллиона автомобилей в 2009 году), это максимум десять процентов от рынка - капля в море, если учесть почти двукратное падение продаж по сравнению с 2008 годом, когда в России было реализовано около трех миллионов машин.

Михаил Цымбал

В избранное