Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Диагностика автомобилей. Теория, методы, практика


Информационный Канал Subscribe.Ru

Информация по диагностике автомобилей

 Автодиагноз: Диагностика автомобилей: Методы работы и поиска неисправностей
 
 
 

 

 

 

 

Методы работы и отыскания неисправностей

Каждый диагност имеет свои методы и подходы к отысканию неисправностей. Здесь описаны методы поиска неисправностей основанные на мировом опыте, предлагаемые различными фирмами – производителями диагностического оборудования, а так же, на опыте многих диагностов.

Система зажигания

Система зажигания на данный момент делится на три основных вида.

  1. Контактная система

  2. Бесконтактная система

  3. Микропроцессорная система

Каждая система имеет свой набор датчиков и исполнительных устройств. По этому первичное напряжение на катушке во всех системах будет разное. Но форма вторичного напряжения, не зависимо от системы, будет одинаковая. Исключение составляет микропроцессорная система, где к одной катушке подключается две свечи. В этом случае, общая картина будет другая. Но если рассматривать один из импульсов микропроцессорной системы, то он по форме не будет отличаться от импульсов остальных систем.

Вторичное напряжение на катушке.

Для того, чтобы посмотреть вторичное напряжение, необходимо подключить датчик вторичного напряжения на высоковольтный провод. Если нужно посмотреть импульс на одном цилиндре, то необходимо подключить датчик к проводу этого цилиндра. Если необходимо посмотреть сразу все цилиндры, то датчик подключается к центральному высоковольтному проводу (между катушкой и распределителем зажигания).

  • Напряжение пробоя на высоковольтном проводе (на холостом ходу), лежит в диапазоне от 6 до 13кв. Уменьшение напряжения пробоя ниже 6кВ, при нормальной длительности плазмы, указывает на повышенное содержание топлива в топливно-воздушной смеси (богатая смесь). Повышенное напряжение, при тех же условиях, указывает на пониженное содержание топлива в топливно-воздушной смеси (бедная смесь). При нормальном смесеобразовании, в режиме резкого ускорения, вторичное напряжение не должно падать более чем 40% от установленного. Так же повышенное напряжение может указывать и на подсос воздуха.

  • Превышение напряжения пробоя на холостом ходу выше 13 кв. (при нормальном зазоре на свечах), с одновременным уменьшением длительности горения, указывает на вероятный обрыв в высоковольтной цепи. Например, обрыв высоковольтной обмотки катушки зажигания, обрыв высоковольтного провода, выход из строя сопротивления бегунка трамблёра (сопротивление свечных колпачков) и т.д.

  • Низкое напряжение пробоя на холостом ходу, с одновременным увеличением времени горения, указывает на короткое замыкание в высоковольтной цепи. Например, замыкание высоковольтной обмотки катушки зажигания, замыкание высоковольтного провода на массу, пробой бегунка трамблёра (свечных колпачков) на массу и т.д. Так же, пониженное напряжение может указывать на обогащённую смесь и низкую компрессию.

  • Если напряжение пробоя находится в пределах нормы, но спад импульса во время горения от напряжения пробоя очень пологий, то это означает, обрыв свечного провода. Только разряд происходит не в цилиндре, а в другом месте, например в бегунке трамблёра. То есть, разряду “легче” пробить зазор в бегунке, чем в зазоре свечи.

  • Количество периодов остаточных колебаний катушки, во вторичной обмотке катушки зажигания, после окончания искры (зона 2), должно быть не менее 4, и зависит от типа катушки. Если меньше, то это указывает на короткозамкнутый виток во вторичной обмотке катушки.

  • Первый пик отклика вторичной обмотки, в момент начала заряда катушки (зона 3), должен быть направлен вниз, а высоковольтный импульс вверх. В противном случае, катушка подсоединена неверно. Перепутаны клеммы подключения первичной обмотки.

  • Помехи во время горения указывают на нагар на свече, присутствие в топливно-воздушной смеси влаги. Время горения искры исправной свечи, при нормальных условиях, должна составлять более 1,2 мс. Если время горения меньше, то это говорит о плохом горении искры на свече. Если с уменьшением длительности горения повышается напряжение во время горения, в первичной обмотке, то это значит, что очень большой зазор искрового промежутка в свече.

  • Напряжение во вторичной цепи, во время горения, должно быть постоянным. Если имеет место спад напряжения, то это говорит о высоком сопротивлении во вторичной цепи (это может быть высокоомные провода или плохой контакт). Если во время горения искры напряжение во вторичной обмотке возрастает, то это говорит о нагаре на свече (низкое сопротивление вторичной цепи).

  • В микропроцессорной системе искра появляется на двух свечах одновременно. В каждом цилиндре происходит два искровых разряда (один в момент рабочего такта, второй в конце такта выпуска). Напряжение пробоя такта выпуска будет ниже, чем рабочего такта. Потому что при рабочем такте, в цилиндре большое давление и значит, напряжение пробоя тоже большое. В такте выпуска давление незначительное - 0,2-0,6 атм. Значит напряжение пробоя очень мало. Сам импульс вторичного напряжения ничем не отличается от импульсов контактной или бесконтактной системы зажигания.

 

 

Контактная система зажигания

В состав этой системы входит: прерыватель, конденсатор, катушка и распределитель зажигания.

Катушка одной клеммой подключена к аккумулятору, а другой к прерывателю. Это значит, что в исходном состоянии на конце прерывателя, не подключённом к земле буде +12В. В момент прокрутки распределителя зажигания, когда бегунок находится между контактами токосъемника распределителя, происходит замыкание прерывателя на землю и через катушку начинает течь ток. Идёт накопление энергии в катушке. В момент прохода бегунка распределителя над токосъёмником свечи, контакт прерывателя размыкается. При этом во вторичной обмотке катушки индуцируется ток высокого напряжения (до 25кв), а в первичной обмотке ток самоиндукции (не менее250В). В итоге на свече появляется высоковольтное напряжение. Происходит пробой искрового промежутка и на свече появляется искра.

Что мы можем контролировать и какие неисправности мы можем обнаружить?

Для проверки контактной системы зажигания нам нужно рассмотреть сигнал первичного напряжения и сигнал вторичного напряжения на катушке. Для этого, мы подключаем датчик вторичного напряжения (2) к центральному высоковольтному проводу и осциллографический щуп (с предварительно выбранным пределом –100+500В), к клемме “-” катушки (1).

При этом, на экране будет парад цилиндров, (количество импульсов зависит от количества цилиндров):

Теперь рассмотрим один из импульсов подробнее:

  • Амплитуда пика колебаний зоны 1 должна быть больше 250 Вольт. Если она ниже, в совокупности с количеством остаточных колебаний после плазмы (меньше трёх), указывает на короткозамкнутый виток в первичной цепи катушки зажигания.

  • Малое количество колебаний в момент горения плазмы t, указывает на неисправность конденсатора.

  • Пологий спад импульса в момент начала заряда (зона 3) указывает на нагар на контактах. Несколько импульсов в этой зоне, говорят о “дребезге” контакта.

  • Асинхронизм угла замкнутого состояния не должен превышать 3° . В противном случае, неисправен трамблёр.

  • В контактных системах угол замкнутого состояния (УЗСК) должен соответствовать паспортным данным (например, для ВАЗ-2101, УОЗ равен 55± 3° ). Не зависит от количества оборотов. Несоответствие угла замкнутого состояния паспортным данным указывает на неправильный зазор в контактах. А изменение угла замкнутого состояния с количеством оборотов - на слабую пружину контактов.

  • Чем больше УЗСК, тем меньший зазор контактов прерывателя. И наоборот.

  • Количество остаточных колебаний (зона 2) должно быть не менее 4. Если их меньше, а особенно, если их нет совсем, то это указывает на короткозамкнутые витки в первичной обмотке.

  • Очень большое количество колебаний в зоне 1 при нормальных в зоне 2 указывает на отсутствие сопротивления во вторичной цепи (бегунке, свечных проводах, свечных наконечниках).
  • Утечка конденсатора - колебания в зоне 1 и зоне 2 уменьшены по амплитуде и их меньше
  • Линия замыкания должна быть одна, крутая, и чёткая. Иначе плохой контакт прерывателя: окисление контактов, заедание рычажка, слабая пружин и т.д.

     

     

     

 

Бесконтактная система зажигания

Эта система в своём составе имеет: датчик Холла, коммутатор, катушку и распределитель зажигания.

Катушка одной клеммой подключена к аккумулятору, а другой к выходному транзистору коммутатора. Датчик Холла механически связан с распределителем зажигания. Коммутатор выдаёт питание для датчика Холла и снимает управляющий импульс с него. Так же, коммутатор подтягивает выход датчика холла к +. То есть, в исходном состоянии (бегунок не соединен с контактом свечи) на выходе датчика Холла будет напряжение +6В, созданное коммутатором. Когда бегунок распределителя зажигания проходит над контактом свечи, то датчик Холла вырабатывает управляющий импульс (замыкает подтянутый вход коммутатора на землю). По этому фронту (перепаду управляющего сигнала в ноль) коммутатор размыкает выходной транзистор. При этом во вторичной обмотке катушки индуцируется ток высокого напряжения (до 25кв), а в первичной обмотке - ток самоиндукции (более 300В). В итоге, на свече появляется высоковольтное напряжение. Происходит пробой искрового промежутка и на свече появляется искра.

 Но для того, чтобы возник разряд необходимо, чтобы катушка была предварительно заряжена. То есть, до управляющего импульса с датчика Холла, коммутатор должен предугадать, когда нужно замкнуть катушку на землю, для того чтобы её зарядить. Причём, он должен это сделать так, чтобы время заряда катушки было приблизительно постоянным. Иначе будет перезаряд катушки. Для этого коммутатор вычисляет период импульсов приходящих с датчика Холла. И в зависимости от этого периода, вычисляет время начала замыкания катушки на землю. Другими словами, чем выше обороты двигателя, тем раньше коммутатор будет начинать замыкать катушку на землю, но время замкнутого состояния будет одинаковым. Например, для ВАЗ-2109 УЗСК должен быть не более 22-25° .

Что мы можем контролировать и какие неисправности мы можем обнаружить?

 Для проверки коммутаторной системы, необходимо подключить датчик вторичного напряжения в точку 2 (высоковольтный щуп ), щуп первичного напряжения (-100+500В) в точку 1, и щуп (+16В) в точку 3. Иногда в бесконтактных системах, в место датчика Холла применяют индуктивный датчик. Напряжение на таких датчиках может достигать 40В. Рекомендуется установить предел измерения –50+50В.

  • Напряжение на первичной обмотке, должно быть больше 300В (при 280В уже плохое искрообразование). Если оно меньше, то значит, скорее всего, виноват коммутатор (пробой выходного транзистора и ограничение импульса). Если имеет место ограничение импульса. т.е. верхушку импульса как бы обрезали (обычно верхушка импульса имеет закруглённую или заострённую форму) и напряжение ниже 300в. То это подтверждает виновность коммутатора.

  • В индуктивном датчике импульсы должны быть симметричные.    Если это не так, то значит в индуктивном датчике смещены пластины.

  • Количество остаточных колебаний (зона 2) должно быть не менее 4. Если их меньше, а особенно, если их нет совсем, то это указывает на короткозамкнутые витки в первичной обмотке.

  • Время горения искры исправной свечи, при нормальных условиях, должна составлять более 1,2 мс. Если время горения меньше, то это говорит о плохом горении искры на свече. Если с уменьшением длительности горения повышается напряжение во время горения в первичной обмотке, то это значит, что очень большой зазор искрового промежутка в свече.

Все неисправности связанные с датчиком Холла и входными частями коммутатора отображены на этом рисунке. Пунктирными линиями отображены возможные отклонения сигнала от нормального.

 

 

Микропроцессорная система

В микропроцессорных системах применяются, как правило, две катушки зажигания, или один модуль зажигания, который состоит из двух катушек и двух коммутаторов. Искра появляется на двух свечах одновременно. В каждом цилиндре происходит два искровых разряда (один в момент рабочего такта, второй - в конце такта выпуска). Началом накопления энергии, углом замкнутого состояния (УЗСК) и моментом возникновения искры, управляет микроконтроллер, который получает информацию от датчиков (угол поворота коленвала, распредвала, и т. д.).

Что мы можем контролировать и какие неисправности мы можем обнаружить?

Если это модуль зажигания, то проконтролировать первичное напряжение на катушке нельзя, так как выводы катушки недоступны. Мы можем лишь увидеть низковольтные команды, идущие от контроллера к модулю. Вход модуля необходимо рассматривать как вход коммутатора. Таки модули применяются, например, в автомобилях ВАЗ-2110.

Если микроконтроллер имеет силовые выходные части для подключения катушек (ГАЗ-3110), то можно увидеть первичное напряжение такое, как на бесконтактной системе зажигания (см. выше). На два оборота коленвала будет два импульса первичного напряжения. Все дефекты искрообразования будут такие же, как и в бесконтактной системе.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное