Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Анализ рынка авто и сельхозтехники Про перспективы рынка мы знаем лучше, чем министры


Информационный Канал Subscribe.Ru


Выпуск № 2. от 23.04.04

Про перспективы рынка мы знаем лучше, чем министры 
По материалам интервью с президентом "Агромашхолдинга" Юрием Коропачинским

Несмотря на то что АПК работает в рыночных условиях, механизм приобретения сельхозтехники
по-прежнему контролируется государством. Те, кто принимает окончательное решение
о покупке, никогда эту технику не используют, а те, кто использует, не принимают
решения, считает президент «Агромашхолдинга» Юрий Коропачинский. 
Начиная с 1992–1993 гг. объемы производства комбайнов в стране падали пять лет
подряд и к 1998 г. уменьшились в 100 раз. К 1998 г. прямые покупки государства
сошли на нет. А ведь предприятия сельхозмашиностроения на 100% зависели от дотаций
государства, которое заказывало, покупало, оплачивало покупку сельхозтехники.
Все собрания директоров того времени больше напоминали собрания плакальщиков,
которые вспоминали, как раньше было хорошо. Продажами на этих предприятиях занимались
сами директора, которые говорили, что продукция сельхозмашиностроения не нужна,
потому что к нам никто не приезжает и ничего не покупает. Они сидели в кабинете
и ждали, когда к ним постучатся, скажут: «Можно, я у вас возьму?» 
Потом в отрасль пришли новые люди. Пришла новая команда на Красноярский завод
комбайнов в 1998 г., в 1999 г. на «Ростсельмаш» пришло «Новое содружество», затем
МДМ – на Волгоградский завод. В отрасли появился новый стиль управления, и стал
возникать рынок. С тех пор как сменился менеджмент, позиция государства не определяет
развитие отрасли. Сегодня про перспективы рынка сельхозтехники новые управленцы
знают гораздо больше, чем министерства. Просто на производстве произошла смена
кадров, но новая волна менеджеров пока еще не дошла до министерств. 
На агрорынке нет простого и понятного механизма покупки. Люди, принимающие решения,
постоянно меняются, меняются основные покупатели сельхозтехники, меняется роль
государства. Прямой спрос меньше влияет на покупку сельхозтехники, чем, допустим,
активность «Росагролизинга». Вот, к примеру, шоколад и пиво – предельно потребительский
товар, у которого есть конкретный потребитель, и он единолично принимает решение
о покупке. Сельхозтехнику покупают совсем иначе. У нее огромный пласт «покупателей»,
включая министров, губернаторов, начальников сельхозуправлений и руководителей
предприятий агробизнеса – колхозов, совхозов, главных инженеров и, наконец, механизаторов,
которые непосредственно работают на этой технике в поле. И решение о покупке
техники принимается в этом конгломерате. 
Парадокс в том, что те, кто принимает окончательное решение о покупке, никогда
эту технику не используют, а те, кто использует, не принимают решение. Здесь
потребитель – это не человек, а отрасль. И в зависимости от экономической ситуации
центры принятия решений находятся в разных частях этой длинной цепочки. Например,
руководители хозяйств обращаются не в «Росагролизинг» (непосредственно хозяйствам
он ничего не продает), а к губернатору, который находит лизингополучателя. Им,
как правило, выступает крупная компания, которая действует под гарантию субъекта
Федерации. Когда губернатор дал гарантию субъекта Федерации, а «Росагролизинг»
акцептовал и профинансировал сделку – кто в этом случае принял решение? И кто
был покупателем? 
Если руководитель хозяйства был ориентирован на экономический результат машины,
то мотивы принятия решения, например, заместителем губернатора по сельскому хозяйству
иные. Он стремится выполнить прежде всего те задачи, которые перед ним поставил
губернатор. 
Каждый раз убеждаемся в том, что в большинстве сельскохозяйственных регионов
аграрная политика достаточно самобытна. К примеру, в Алтайском крае, который
собирает 5 млн т зерна, и в Орловской области – главной житнице Черноземья –
совершенно отличные друг от друга экономики сельского хозяйства и экономики субъектов
в целом. 
Уровень технического совершенства должен соответствовать уровню потребности в
технологии, менталитету людей. Если вам комбайн дарят, берите комбайн фирмы Claas.
Все равно бесплатно. Если вы собираетесь его купить и окупить – это безумие.
В России, я думаю, не больше 5% площадей зерновых культур требуют использования
такой техники. Как известно, в большинстве хозяйств у нас используют два типа
технического масла – масло есть и масла нет. При таком подходе к эксплуатации
западная техника мертва. 
Конкуренция между предприятиями, входящими в холдинг, может сохраниться и при
монополии на рынке. «Фольксваген» и «Ауди» конкурируют в рамках одного холдинга.
Конкуренция стандартов, идей, техники в этом случае не отрицается. 
Но конкуренция в такой отрасли, как машиностроение, – вещь дорогостоящая. Для
того чтобы привлечь инвестиции – а они измеряются сотнями миллионов долларов,
– для того чтобы сменить модели, на это требуются годы, для того чтобы создать
сервисную инфраструктуру, которая стоит не дешевле самих заводов, операционных
прибылей ни у одного завода не хватит. Постановка на производство комбайна «Енисей
1200» потребовала инвестиций в $150 млн. В данном случае конкуренция между предприятиями
только подрывает их экономические возможности. Они начинают снижать цены и выбрасывать
деньги на рекламу, вместо того чтобы пустить их на разработку новых моделей.

Отрасль, о которой мы говорим, высокотехнологична. Например, в 1968 г. красноярский
«Енисей» получил золотую медаль на международный выставке в Париже. Сельхозмашиностроение
в Советском Союзе было одним из мировых лидеров когда-то. Так же как космическая
промышленность.
В этом году рынок в России сократится по комбайнам на 25%. По тракторам – на
30%. Но нам нельзя останавливать создание дилерской и сервисной сетей, разработку
новых моделей. Это возможно при слиянии компаний, консолидации капитала. И это
крайне важно делать, если мы хотим оставаться хотя бы на рынках СНГ лидерами
во всех аспектах. 
Без комбайнов невозможно производство хлеба. Можно из лукошка посеять, но нельзя
серпом убрать. Можно всю армию и студентов выгнать с серпами, но это не поможет.
А хлеб – безальтернативный продукт, который потребляется при любой экономической
ситуации в стране. И зернопроизводство в России – основа сельского хозяйства.
По этой причине производство комбайнов в стране обречено на рост. 

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное