Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Все о законах и налогах в бизнесе ЗА ЧТО ВЫ ПЛАТИТЕ БУХГАЛТЕРУ?


ЗА ЧТО ВЫ ПЛАТИТЕ БУХГАЛТЕРУ?

Задавались ли вы когда-либо вопросом – за что вы платите своему бухгалтеру, каков должен быть результат его труда, какими качествами он должен обладать?

На самом деле, на рынке труда невероятно много предложений от бухгалтеров. Если отбросить всякие психологические штучки и реально посмотреть на этот рынок, то мы обнаружим, по меньшей мере три типа бухгалтеров:

Первый – это те, кто действительно знают свое дело и способны обеспечить фирме и своему руководителю полную безопасность, минимум (полностью законно) налогов государству и довольных клиентов фирмы.

Второй тип бухгалтеров – это те, кто считают, что они знают. В действительности, все, что они знают – это как подделать документы под банк (расчетный счет) и как быть «хорошими» с государством. Ни о какой реальной защищенности предприятия, экономии денег на налогах здесь речь, как правило, не идет.

Третий тип – это явные или тайные, но всегда замаскированные «киллеры» бизнеса. Они могут прекрасно выглядеть, прекрасно говорить, производить великолепное впечатление, но все что будет результатом их труда – это хаос, нервная обстановка в бухгалтерии, не вовремя оплаченные счета, претензии со стороны налоговой, постоянные требования и намеки на трудности и необходимость увеличить зарплату и так далее.

Для второго и третьего типа существует стандартная, к сожалению, схема поведения бухгалтера, когда он устраивается на работу. Он приходит, иногда смотрит состояние дел в бухгалтерии и первое что он делает - это начинает грузить руководителя и стращать его тем, как плохи у него дела в документах в настоящее время.

Далее идет загруз тем, как много придется потратить времени и сил на восстановление бухгалтерии, что за это надо будет заплатить отдельно и прочее. Все что здесь происходит, этот человек пользуется тем, что руководитель не знает бухучета, не знает как правильно и просто можно контролировать бухгалтерию и бухгалтера и хочет получить с руководителя побольше денег. И руководитель берет этого славного бухгалтера, который много и красиво говорил, критиковал своего предшественника и обещал быстро все исправить. Что дальше? Нервы и еще большие проблемы. Этот человек будет брать с вас деньги за ваше не знание основ бухгалтерии и основ того, как контролировать бухгалтера.

Бухгалтер первого типа, настоящий профессионал будет вести себя так: во первых он посмотрит или спросит реальное состояние дел, сделает какие то пометки, спросит об объеме работы, оборотах, специфике предприятия, в общем он расспросит все о предприятии. Мало вероятно, что он на этом этапе будет говорить с вами о заработной плате, его интересует работа, он знает себе цену и он спокоен относительно того, что те руководители, которые способны ВИДЕТЬ, они увидят в нем специалиста профессионала и заплатят те деньги, которых он достоин. Этот тип бухгалтеров не боится трудностей, чем больше вы ему будете рассказывать о проблемах и трудностях, тем больше он будет улыбаться, у него будут «чесаться руки» поскорее справиться со всеми вашими трудностями, он не попросит дополнительно денег за восстановление бухгалтерии, он будет вести себя уверенно, спокойно, он любит решать проблемы, он быстрый. Он с радостью расскажет вам о своих достижениях на предыдущих местах работы и вы сразу почувствуете в нем помощника, т.е. он ориентирован на помощь предприятию прежде всего и потом уже на свой карман.

Каковы будут результаты в работе у первого типа? Идеальный порядок во всей документации, довольные кредиторы и дебиторы, правильно и во время сданная отчетность государству, ощутимая экономия (полностью законно) на налогах. Хороший бухгалтер не будет идти на поводу у директора, он спокойно будет отстаивать свою точку зрения, легко ориентироваться в законах, будет показывать своему руководителю соответствующие ссылки на законы и вообще будет вести себя достойно. Кстати, совсем не обязательно, что данный тип бухгалтеров будет просить у вас очень высокую зарплату. Скорее второй и третий типы бухгалтеров будут просить зарплату намного большую этого (хорошего) типа и они будут говорить о деньгах в первую очередь.

Когда бухгалтер поработает некоторое время, особенно если это новый и не проверенный вами человек, сделайте ему проверку.

Ниже простейший порядок проверки бухгалтерии предприятия.

1. Спросите своего бухгалтера (вновь нанимаемого), какие существуют типы и виды нарушений налогового и финансового законодательства и что за это грозит предприятию. Пусть он точно это назовет и покажет вам, где это написано в Налоговом кодексе, Кодексе об административных правонарушениях, Уголовном кодексе.

2. Далее пусть он вам быстро нарисует, какие потоки прохождения денег и товаров существуют на предприятии и какие первичные документы должны оформляться на каждом этапе прохождения денег и товаров. Конечно, и в этом случае он должен быть способен быстро и точно показать вам соответствующие ссылки на соответствующие законы и инструкции.

3. Пусть перечислит все учетные регистры вашего вида бизнеса, вашего предприятия, в которых отражаются данные из первичной документации.

4. Спросите его какие налоги, в каком процентном отношении платятся и в какие сроки. В какой последовательности это происходит. Какие отчетные формы при этом используются.

5. Дайте ему простое задание, которое он должен выполнить, имея калькулятор, лист бумаги и авторучку. Например: фирма А купила у фирмы Б товар на сумму 1000 рублей с НДС. Продала его фирме В за 1500 рублей с НДС. Затраты:

5.1. Заработная плата 100 р.

5.2. Аренда 50 р. с НДС.

5.3. Комиссионные Агенту на УСН 30 р.

5.4. Транспорт 20 р. с НДС.

5.5. Прочие 20 р. без НДС.

Рассчитайте все налоги.

6. Усложните задачу. Пусть решит задачу в рамках корпоративной структуры. Пусть покажет на практике свои способности пользоваться базами данных и вести различные документы.

Далее пройдите с ним в бухгалтерию на его рабочее место, вам предстоит проверить наличие и стыковку между собой следующих блоков документов:

1. Наличие, правильность оформления и использования и хранения документов общего характера. Наличие копий Учредительных документов, договора на аренду, коммунальные услуги, электроэнергию, телефоны, договора банковского обслуживания и т.д.

2. Банковские документы.

3. Кассовые документы. Счета, счета фактуры, накладные, акты сверок, чеки ККМ, товарные чеки, приходные и расходные кассовые ордера, авансовые отчеты и т.д.

4. Документы по кадрам, в части касающейся бухгалтерии.

5. Договора.

6. Документы на основные средства и нематериальные активы.

7. Книги, журналы. Всяческие регистры.

8. Отчетность перед государством. Помните, что документы должны храниться на предприятии 5 лет и существует строго регламентированный порядок их учета и хранения.

Далее:

1. Возьмите все выписки по банку за последний квартал.

2. Возьмите из этой пачки любую выписку по банку за любой день.

3. Возьмите любую операцию с клиентом, отраженную в данной банковской выписке.

4. Потребуйте все документы по данной операции. И не слушайте объяснений. Ваша задача получить в руки документы и самому их посмотреть, потребовав комментарий бухгалтера и ссылок на законы.

5. Пройдитесь по всей цепочке прохождения документов и денег, имеющих отношение к данной операции: договор, счет, платежное поручение, счет фактура, накладные, товарные чеки и так далее…, все, смотрите абсолютно все первичные документы по данной цепочке.

6. Если это была операция, например, на покупку оргтехники, то: проверьте физическое наличие оргтехники, паспорта на нее, накладные или товарные чеки, счета, счета фактуры, акты ввода в эксплуатацию, проводки по бухгалтерии, амортизацию и так далее.

7. Аналогично проверяйте кассу, кадровое делопроизводство и так далее.

8. Затем проверяйте отчетность. Отчетность перед государством рекомендую проверить за последние три года. В данном случае проверяется физическое наличие отчетности, ее стыковка между собой, документы подтверждающие платежи государству.

9. Проверьте архив предприятия.

10. Далее проверьте прочие документы:

a. Передвигайтесь по офису, берите первый попавшийся документ на столе, спрашивайте что это, где это должно лежать и пусть сотрудник объяснит это, положит это на место или выбросит (если это не нужно).

b. Закончив со столом, переходите к ящикам стола.

c. Затем различные корзины.

d. Шкафы и так далее.

Записывайте все недостатки, чтобы потом составить программу по устранению выявленных недостатков. Напишите программу устранения недостатков с указанием сроков и потребуйте отчитаться за ее выполнение. Проведите быструю, контрольную проверку по устранению выявленных недостатков. По результатам проверки издайте приказ о наказании, либо поощрении проверенных сотрудников, в зависимости от результатов. Введите необходимые правила, которые улучшат работу сотрудников и документооборот предприятия. На этом проверку можно считать законченной.

С уважением Владимир Туров


В избранное