Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Белый бизнес" начинает и выигрывает! ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ ОШИБКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ (А.Минин)


Рассылка для руководителей и владельцев компаний

"Белый бизнес" начинает и выигрывает!

BusinessForward

Выпуск N 21  от 6 сентября 2007 г.

Добрый день, уважаемые читатели!

Прошлая статья по диагностике качества юридической защищенности бизнеса вызвала ряд вопросов, поэтому мы попросили ее автора Андрея Минина, управляющего партнера ЗАО «Юридическое агентство ЛИГА ПРАВ», осветить некоторые из них более подробно. В результате этого появилась новая статья , которую мы и предлагаем вашему вниманию

Владимир Кусакин

__________________________________________________________

__________________________________________________________

ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ ОШИБКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ

Дорогие друзья,
в настоящей статье я бы хотел вам рассказать о некоторых  аспектах обеспечения юридической безопасности организации и упущениях, которые не всегда видны ее руководству и даже «внутренним» юристам предприятия, и которые, тем не менее, являются достаточно распространенными в наше время.

Суммируя свой опыт внедрения программ легализации бизнеса у различных клиентов, я неоднократно обращал свое внимание на такие, казалось бы, простые недочеты и ошибки, которые «лежат на поверхности» и, тем не менее, могут быть не замечены годами. И это при том, что на предприятии может быть свой юрист, либо фирма пользуется услугами внешних специалистов, да и само руководство бывает зачастую подковано в правовой тематике.  

Обратим внимание на некоторые из них:

1. Очень часто предприниматели пользуются услугами фирм, предлагающих приобрести «готовую компанию под ключ». Это бывает в тех ситуациях, когда по каким-то причинам возникает необходимость срочно иметь под рукой готовое предприятие для заключения какой-либо разовой сделки, либо серии сделок. Это бывает и в тех ситуациях, когда по каким-то причинам у предпринимателя нет времени создавать новую фирму, то есть ждать проведения всех регистрационных процедур, открытия расчетного счета, получения всех документов из фондов, решения вопроса с юридическим адресом и т.д. В любом случае, такая ситуация очень распространена и многие пользуются услугами продавцов готовых фирм.

Как правило, в фирмах, продаваемых «под ключ», изначально числятся некие номинальные учредители и директора. Покупателю передают комплект зарегистрированных ранее документов на компанию, типовые документы на смену собственника и директора, которых новое руководство, соответственно никогда в глаза и не видело, что само по себе иногда также может приводить к разным казусам и недоразумениям в последующем.

Естественно, устав и другие учредительные документы толком никто никогда не читает. А, между прочим, очень часто эти самые документы, и прежде всего устав, содержат в себе положения, затрудняющие достижение тех целей, которые ставят перед собой новые владельцы, приобретая эту самую готовую фирму. Часто можно обнаружить в уставных документах и некоторые ошибки, и явные противоречия требованиям законодательства. И это несмотря на то, что эти документы уже прошли регистрацию в соответствующем государственном органе. Например, налоговые органы как можно наблюдать, после введения в действие  Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» от 08.08.01 №129-ФЗ, вообще перестали проводить юридическую экспертизу предоставленных на регистрацию документов. Они очень внимательно отслеживают правильность заполнения  форм типового заявления, но не обращают практически никакого внимания на текст устава, например.

 Все дело в том, что эти уставы и другие документы создаются сотрудниками фирм- продавцов в массовом, поточном порядке без серьезной проработки их текста с точки зрения норм права и интересов будущего покупателя. Иногда их авторы вообще не имеют юридического образования и т.д.

К каким проблемам может привести подобная ситуация?

Например, в уставе может быть прописан определенный порядок оформления каких либо сделок, например тех которые относятся к категории крупные (статья 46 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.98 № 14-ФЗ). Теперь рассмотрим ситуацию, при которой новый директор этой компании заключает эту самую сделку, не обращая особого внимания на те положения устава собственной фирмы, которые регламентируют ее заключение. Это может привести к тому, что такая сделка может быть признана  недействительной.

Развитие подобной ситуации может привести к тому, что какой – либо актив, например, объект недвижимости, в соответствии с правилами о применении последствий недействительности сделки (ст. 167 ГК РФ) может быть в судебном порядке возвращен первоначальному владельцу, либо его правопреемнику. Очень часто те же самые сделки с недвижимостью заключаются не по рыночной, а по номинальной цене, которую «удобно» указать в договоре его сторонам. Но такое положение вещей характерно и не только для сделок с недвижимым имуществом. При этом и возврат актива в судебном порядке, будет делаться исходя из этой самой номинальной цены. То есть новый собственник, который считал этот объект своим, поскольку, поставил его уже себе на баланс и, как он думает, оформил все документы, будет вынужден его отдать по судебному решению, получив взамен, например, половину его рыночной стоимости на момент такой передачи.

Такая ситуация может быть характерной не только в упомянутом выше случае действий от лица новой компании, но также и в случае непонимания положений учредительных и других документов «своей» фирмы, которую он регистрировал «под себя» много лет назад.

Таким образом, недостаточная проработка и анализ данных содержащихся в уставе, может приводить и к другим казусам. Например, к банальной путанице терминов в корпоративных документах, во всевозможных внутренних положениях, приказах, инструкциях. Иногда эти ситуации не приводят к сложным последствиям и могут быть устранены безболезненно, иногда приводят к потери времени, ресурсов на исправление разнообразных проблем, порой, достаточно серьезных.

2. Очень часто наблюдаются ситуации, связанные с невыполнением требований закона и устава компании относительно оформления решений высшего руководящего органа. В законе существует определенный перечень требований к проведению ежегодного общего собрания участников (акционеров).

Рассмотрим данный аспект на примере требований ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Статьи 33, 34, 35, 36 которого закрепляют необходимость решения вопроса о распределении прибыли Общим собранием участников общества, а также порядок проведения таких собраний. Подобные требования прописаны и для Акционерных обществ и для Некоммерческих организаций в соответствующих федеральных законах. Уставы, и даже типовые, как правило, дублируют эти требования. Также, в упомянутых нормах законодательства и в учредительных документах организации прописаны определенные требования к механизмам созыва, действия таких собраний и к содержанию документов, создаваемых в результате работы собрания.

Говоря об акционерных обществах, хочется отметить, что, покупая готовое ЗАО, или, даже регистрируя такую фирму «под себя», далеко не во всех случаях новые владельцы знают о необходимости государственной регистрации выпуска акций и о тех последствиях, которые за собой влечет невыполнение данного требования.

В большинстве случаев работы с руководством фирм клиентов наблюдается их полное незнание вышеприведенных механизмов и, как следствие, отсутствие соответствующих документов и корреспондирующих им корпоративных решений. Подобное положение дел иногда может приводить и к печальным последствиям. Например, требование о выплате дивидендов и отражении соответствующего решения в документах компании, может привести в том числе и к уголовному преследованию руководства фирмы.

Был реальный пример, когда  один из соучредителей смог возбудить уголовное дело против бывших партнеров, доказав, что дивиденды фактически распределялись между ними, а его об этом никто не уведомил формально, и он якобы их не получал. Здесь мы уже заходим в другую область – в вопросы необходимости легализации бизнеса, уплаты налогов и того, что может происходить с теми, кто имеет проблемы с этой областью, но это предмет отдельного разговора.

3.  Во многих организациях, кроме должности генерального директора присутствует, например исполнительный директор или финансовый директор. Иногда бывает так, что фактический директор, который в силу определенной организационной политики, имеет реальные полномочия от учредителей принимать управленческие и административные решения не имеет должности генерального директора в соответствии с тем, что под этим термином понимается в законе и уставе компании. 

Определенным вариантом проблемы может быть ситуация, когда в учредительных документах могут быть прописаны одни разновидности органов управления с установленным набором полномочий, в реальности, на фирме – они носят другие названия и наделены бывают иными функциями.

Рассмотрим случай, когда на юридических  документах от имени компании вместо генерального директора, данные о котором содержатся в Едином государственном реестре, ставит подпись другое лицо, которое назначено, например, исполнительным директором. В данном случае, если полномочия такого руководителя не подкреплены доверенностью и другими юридическими механизмами, возникает внеправовая ситуация, которая иногда может привести к серьезным последствиям. Например, в упомянутой выше статье 33 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» прямо говорится о том, что «образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий» компетентно решать только Общее собрание. Подобное решение должно быть отражено в соответствующем протоколе и других документах. В случае, если подпись такого лица стоит под каким-либо хозяйственным договором, то могут возникнуть последствия, описанные в первом примере выше по тексту. В качестве одного из возможных вариантов развития событий могут появится определенные проблемы и в результате проведения проверок контролирующими, правоохранительными органами такого предприятия, при приобщении таких документов к материалам проверок. Весь спектр таких последствий здесь рассмотреть не представляется возможным, но он очень широк.

4. Существует еще и много других моментов, на которые не всегда обращает внимание руководство компании и, которые, тем не менее, имеют огромное значение для обеспечения безопасности бизнеса. К ним, в том числе относится и проблема использования программного обеспечения. Несмотря на несколько нашумевших в СМИ процессов, далеко не все руководители всерьез задумываются над тем, что пороговой суммой для возникновения уголовной ответственности в соответствии со статьей 146 УК РФ является ущерб правообладателю всего на сумму большую 50 000 рублей   (а это, покупная стоимость всего двух базовых пакетов Майкрософт для одного рабочего места). Иногда, руководство вообще не помнит, где и какой софт установлен, так как на фирме используется много компьютеров, программы на них ставились в разное время (в том числе и лицензионные) и т.д. А ведь это нарушение лежит на самой поверхности, его не надо долго «копать», чтобы создать при желании фактуру для возбуждения уголовного дела, которое могут инициировать и конкуренты и уволенные, обиженные сотрудники, да и сами коррумпированные представители милиции с целью последующего вымогательства взяток. Для определения возможности наступления уголовной ответственности за данное нарушение, необходимо подсчитать покупную стоимость всего используемого софта, а также программ на жестких дисках, используемых в офисе.

В настоящей статье, не изложишь всех тех возможных нарушений и казусов, которые могут встретиться на каждом отдельном предприятии, да еще и с учетом специфики отдельно взятого бизнеса. В качестве предупреждающей меры от появления возможных неприятностей является в первую очередь повышение уровня ответственности и правосознания руководства фирмы, а также грамотный юридический анализ ситуации на предприятии и работа по «исправлению ошибок».

 

С уважением, юрист Минин Андрей.                              
Управляющий партнер ЗАО «Юридическое агентство ЛИГА ПРАВ»

__________________________________________________________

__________________________________________________________

В нашей основной рассылке «Экспресс-диагностика Вашего бизнеса» в выпуске от 30 августа опубликована статья Галины Смоляковой "Секретные формулы для управления"

"Сегодня я решил нарушить правило не дублировать в этой рассылке материалы из рассылки Галины Смоляковой "Супербизнес или как добиться совершенства в бизнесе". Дело в том, что она написала замечательную статью о том, как компании выбраться из состояния "несуществования", когда ты только начинаешь деятельность или когда у тебя продолжительный спад. И мне обидно, что прочитают ее немногие, рассылка у нее еще молодая и подписчиков пока не много.

Рекомендую сначала прочитать статью "Сказ о статистиках", она предваряет сегодняшнюю. И обязательно подпишитесь на ее рассылку, там будет много интересных материалов."

__________________________________________________________

__________________________________________________________

 

BusinessForward рекомендует:

Открытая конференция «Принципы построения саморазвивающегося бизнеса»,

будет проходить с 27 по 30 сентября
в курортной столице Российской Федерации - городе Сочи.

Конференция проводится при поддержке Московского правительства, администрации города Сочи, а также информационных партнёров компании.

Цель: Дать реальные инструменты владельцам и создателям бизнеса для увеличения скорости расширения их компаний. Предоставить дополнительные варианты возможных эффективных действий для увеличения степени свободы и защиты интересов непосредственно создателя бизнеса.

В результате: Вы сможете отдохнуть в курортной столице России – Сочи в разгар бархатного сезона, в 50 метрах от набережной, пообщаться и познакомиться с такими же отважными и способными владельцами бизнеса, как Вы сами. Узнать самые успешные действия по созданию саморазвивающегося бизнеса, которые могут быть полезными Вам и Вашей компании. Посмотреть по сторонам и понять, куда движется рынок. Вдохновиться на новые подвиги и достижения в своей области, получив при этом на память великолепные раздаточные материалы, которые, к сожалению, пока не продаются в книжных магазинах.

 

Подробнее о конференции >>

Программа конференции >>

Внимание, АКЦИЯ!

Если Вы, после посещения открытой встречи «Свобода руководителя – успех и процветание компании», зарегистрируетесь на осеннюю конференцию в Сочи «Принципы построения саморазвивающегося бизнеса», то открытая встреча будет для Вас бесплатна! Вам предоставят скидку на оплату конференции в размере уже оплаченной Вами суммы.

Встречи проходят по средам, ближайшая состоится 12 сентября в Москве, в 14-00.

 

BusinessForward

Тел. 8(495) 585-76-93 или 8 (499) 739-90-93

BusinessForward

Тел. 8(495) 585-76-93 или 8 (499) 739-90-93

(C) 2007 BusinessForward. Все авторские права защищены законом.

В избранное