Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Белый бизнес"начинает и выигрывает! Подводные камни «налоговой выгоды».


Рассылка для руководителей и владельцев компаний

"Белый бизнес" начинает и выигрывает!

BusinessForward

Выпуск N 15  от 25 июня 2007 г.

Добрый день, уважаемые читатели!

Сегодня я предлагаю вашему вниманию небольшой отчет, составленный А. Уйменовым, корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации» по итогам прошедшей недавно конференции "Экономия и преступление. Где грань?" Я думаю, вам будет полезно ознакомиться со взглядом на эту проблему как официальных представителей налоговых органов, так и бизнесменов и специалистов-аудиторов.

Владимир Кусакин

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Подводные камни «налоговой выгоды»


Введение в начале текущего года в действие Высшим Арбитражным Судом концепции «необоснованной налоговой выгоды» многими предпринимателями было воспринято неоднозначно. О том, чего следует опасаться бизнесменам в связи с ее применением и чему они могут радоваться, шла речь на прошедшей недавно конференции «Экономия и преступление. Где грань?»

Как справедливо заметила генеральный директор организатора встречи — аудиторско-консалтинговой компании «ЭКФИ» Елена Харитонова, желание предпринимателей сэкономить определенные средства на уплате налогов вполне разумно и понятно. Однако, добавила она, зачастую это желание становится сомнительным, а иногда и попросту преступным с точки зрения закона. В этих случаях в дело вступают представители государства — налоговые инспекторы, а в случае спора — судьи. Они и определяют степень виновности фирмы, используя, в том числе, понятие «налоговая выгода».

Суд шагнул вперед

По мнению начальника Управления законодательства ВАС России Дмитрия Дедова, новый термин и его наполнение — серьезный шаг вперед по сравнению с действовавшей до недавнего времени концепцией «недобросовестного налогоплательщика». В отличие от нее, отметил Дедов, постановление Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» наполнено не морально-этическим, а правовым содержанием. Этот документ, по словам докладчика, стал первым российским шагом к широко применяющейся за рубежом доктрине «злоупотребления правом». Кстати, в планах Высшего Арбитражного Суда, сообщил Дедов, разработка постановления о злоупотреблении гражданскими правами. «Оно уже год готовится в нашем суде и принято будет не скоро, — считает представитель судебной власти. — Может, эта задержка обернется и во благо, поскольку богатая правоприменительная практика, связанная с использованием понятия «необоснованная налоговая выгода», позволит избежать нам в дальнейшем многих ошибок«.

Бремя доказывания

От законотворческих перспектив к проблемам настоящего бухгалтеров и финансовых директоров вернул руководитель налоговой практики юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Сергей Савсерис. Для начала он пояснил, что в понятии «необоснованная налоговая выгода» фактически заключена презумпция добросовестности налогоплательщика. Иными словами, предприниматель должен понимать, что изначально его действия подразумеваются судом экономически оправданными, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности — достоверными. «То есть, чтобы инспекторы отказали вам в получении налоговой выгоды, они обязаны будут доказать, что представленная вами информация — неполная, недостоверная и противоречивая», — убеждал Савсерис присутствующих.

Полезное знание

Далее спикер обратил внимание слушателей на второй абзац постановления Пленума ВАС, в котором речь идет об обязанности суда исследовать и оценить все приведенные фирмой доказательства, опровергающие утверждения налоговиков. По мнению Савсериса, использование этого положения весьма эффективно в сочетании с определением КС № 267-О от 12 июля 2006 г., в котором указано, что налогоплательщик вправе приносить в суд, в том числе, и такие доказательства, которые не представлялись для проверки в налоговую. «Дело в том, что в прошлом году ФАС Московской области дал судьям рекомендации, в соответствии с которыми они не должны рассматривать в ходе налогового спора документы, ранее не представлявшиеся компанией в инспекцию, — рассказал эксперт. — Но ведь очень часто компании готовы направить для изучения какие угодно материалы, однако сам инспектор не считает нужным их запросить. Почему в результате должен страдать налогоплательщик?» Здесь за коллег вступился Владимир Дедов, который пояснил, что решения, подобные принятому ФАС МО, проистекают из тотальной загруженности судей и непомерно большого объема документов, представляемых противоборствующими сторонами. «В идеале большинство спорных ситуаций должны разрешать между собой налоговики и предприниматели, однако сегодня с большинством из них люди в нашей стране идут в суд», — посетовал Дедов.

Неформальные критерии

В эпоху действия концепции «недобросовестного налогоплательщика» этот самый поход в суд ничем хорошим для фирмы, как правило, не заканчивался, поскольку под существовавшие формальные критерии недобросовестности судья мог подогнать практически любую компанию. В связи с этим Сергея Савсериса, а вслед за ним, надо думать, и многих бизнесменов, порадовали пункты постановления Пленума ВАС, в которых перечислены конкретные случаи, когда «налоговая выгода» считается обоснованной и необоснованной. «Главное, из чего должны исходить предприниматели в деятельности по налоговой оптимизации — налоговая выгода не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели», — подчеркнул юрист. Бизнесмены, по его словам, должны четко понимать, что деловая цель обуславливается намерением получить положительный экономический эффект. В то же самое время никто не застрахован и от неудач. Поэтому, заявил Савсерис, сам факт убыточности той или иной сделки (к примеру, из-за резкого снижения цен на рынке) не должен убедить налоговиков или судью в том, что налогоплательщик получил необоснованную выгоду.

Будь готов!

Одним из существенных плюсов новой концепции является, по мнению докладчика, свобода выбора форм ведения экономической деятельности. Он пояснил, что если компания выбирает один из способов достижения того или иного результата и при этом в природе существуют аналогичные методы его достижения, то полученная в итоге фирмой налоговая экономия не может быть признана необоснованной. Савсерис, впрочем, оговорился, что в данном случае речь не идет об «искусственных операциях», вроде оказания консультационных услуг дочернему обществу и его дальнейшего финансирования за счет полученной выручки.

Тем не менее всем участникам конференции было понятно, что налоговики и впредь будут прикладывать все усилия, для того чтобы доказывать наличие необоснованности налоговой выгоды компаний. Савсерис попытался спрогнозировать действия инспекторов в таких ситуациях. Для начала, считает он, представители налоговой службы постараются выявить «необычную» или нехарактерную для коммерческой деятельности операцию. Она послужит основанием для более тщательной проверки налогоплательщика. В дальнейшем инспекторы проанализируют экономический аспект совершенной фирмой сделки: ее бизнес-цель, направленность на достижение эффекта. «Не исключено, что налоговики проведут опрос бухгалтеров, и в этом кроется серьезная проблема, — предупредил слушателей Савсерис. — Очень часто на подобных опросах бухгалтеры излагают инспектору свои мысли и предположения о целях той или иной сделки, вспоминают какие-то слухи, при том что в их компетенцию эти вопросы не входят. Между тем сотрудник налоговой службы все тщательно записывает и выдает на суде в качестве показаний». В связи с этим юрист дал совет: необходимо тщательно наблюдать за тем, кто разъясняет цели сделки и общается с налоговиками при проведении подобных проверок. Показания должны давать директор, финансовый директор, руководитель технической службы предприятия.

Еще одним элементом проверки может стать анализ финансового эффекта проведенных операций, исследование их прибыльности. Савсерис напомнил, что само по себе отсутствие прибыли не может быть основанием для уличения фирмы в получении необоснованной налоговой выгоды. Однако вполне вероятно, от представителей компании потребуют представить убедительные доказательства того, что достижение прибыли изначально планировалось. Наконец, сотрудники налоговой службы постараются установить, насколько осуществленная предприятием сделка соответствует общепринятым нормам права.

Проверяй и доверяй

Особое внимание юрист уделил отношениям компаний, подозреваемых налоговиками в получении необоснованной налоговой выгоды, с контрагентами. Так, согласно постановлению ВАС, нарушение контрагентом своих налоговых обязанностей не должно стать поводом к обвинению фирмы в незаконной налоговой оптимизации. Но при этом, отметил Савсерис, суд признает налоговую выгоду фирмы необоснованной, если она будет действовать без должной осмотрительности и осторожности и если выяснится, что компании было заранее известно о нарушениях, допущенных контрагентом. Также служители Фемиды встанут на сторону государства, если узнают, что предприятие постоянно стремится получить налоговую выгоду и использует для этой цели помощь недобросовестных контрагентов. В итоге Савсерис посоветовал слушателям собирать как можно больше информации о партнерах по сделкам. Он сообщил, что компания «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» обычно рекомендует своим клиентам разрабатывать внутреннее положение о проверке контрагентов, что в дальнейшем наверняка избавит их от ненужных неприятностей и позволит получать вполне законную и обоснованную налоговую выгоду.

А. Уйменов, корреспондент «Федерального агентства финансовой информации»

__________________________________________________________

__________________________________________________________

В нашей основной рассылке «Экспресс-диагностика Вашего бизнеса»  в двух последних выпусках от 20 и 21 июня опубликованы:

1. Статья В.Кусакина "Харизма руководителя"

"Харизма! Это слово слышали практически все. Его приятно произносить, как будто название какого-то экзотического цветка. Иногда мы слышим, что у кого-то она есть. И, тяжело вздыхая про себя, думаем: "Вот ему повезло!" ... Скажу вам серьезно на правах доктора философии (причем не марксистко-ленинской), есть шанс, что у вас эта самая харизма есть. Шанс не велик, её придется откапывать и все такое, но он есть."

2. Статья Г.Смоляковой "Что за рыба? Или как определить на этапе собеседования, подходит вам человек или нет."

"Не раз приходилось слышать от моих сотрудников о процессе найма в других компаниях. А также много отчаянных воззваний, типа: «Наймом занимаюсь практически сам, не знаю, то ли обращаться к рекрутинговым агентствам, то ли есть какой-то секрет, где найти толковых людей? Помогите…» Из всего услышанного я увидела очень распространенную ошибку, которую допускают все, начиная с менеджера по персоналу и заканчивая директором."

__________________________________________________________

__________________________________________________________

 

 

Компания BusinessForward представляет в России, СНГ и странах Балтии программу для владельцев бизнеса Усилитель Мощности Руководителя , известную в Западной Европе и Америке, как Executive Booster.

Ближайшие программы будут проходить:

    • с 30 июня по 6 июля 2007 года как всегда в "Империал Парк Отель & SPA" в Подмосковье;
    • с 22 по 29 июля 2007 года в Турции

  
Как избежать ситуаций, в которых Вы выполняете работу за других людей?

Вы откроете секрет, почему это происходит, что позволит Вам справиться с этим и уменьшить количество текущих дел, для того, чтобы освободить время для стратегического развития.

Может быть, Вы уже составляли планы, но терпели неудачу с их осуществлением?

Эта программа покажет, что скрывалось за этим и даст Вам данные, как достичь намеченных целей.

Что оказывает негативное воздействие на Вас и Ваш бизнес?

Есть определенные причины, почему дела идут то вверх то вниз. Вы сможете обнаружить внешние и внутренние источники разрушения, влияющие именно на Вашу компанию и способность добиваться большого успеха.

Как распознавать людей с разрушительным потенциалом?

Вы узнаете, кто рассеивает Ваше внимание. Вы узнаете механизм, лежащий в основе разрушительной и, к сожалению, распространенной ситуации подавления, и как с этим легко справиться.


Подробнее о программе можно узнать на странице, посвященной Усилителю Мощности Руководителя , а также прочитав ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ (FAQ) о программе "Усилитель Мощности Руководителя"

 

 

BusinessForward

Тел. 8(495) 585-76-93 или 8 (499) 739-90-93

(C) 2007 BusinessForward. Все авторские права защищены законом.

В избранное