Вопросы налогообложения и бухучёта. Рекомендации специалиста
ПИСЬМА МИНФИНА
Письмо Минфина России от 13 марта 2013 № 03-05-04-02/7507 Позиция финансового ведомства по поводу пересчета земельного налога в случае изменения кадастровой стоимости земли в течение календарного года, заключалась в следующем: налог пересчету не подлежит. Однако в недавно опубликованном письме чиновники заявили обратное – налог пересчитать можно. Налоговая база для исчисления земельного
налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ). На практике стоимость земли может изменяться в течение года, например, в случаях изменения категории земельного участка или вида его разрешенного использования. Президиум ВАС РФ в постановлении от 06.11.12 № 7701/12 указал, что отсутствие в главе 31 НК РФ нормы, регулирующей определение налоговой базы по земельному налогу при изменении
вида разрешенного использования земельных участков, не препятствует налогоплательщику исчислять налог с учетом кадастровой стоимости, рассчитанной исходя из измененного вида разрешенного использования. В Минфине с выводами суда согласны. В комментируемом письме чиновники заявили: исчисление земельного налога в отношении земельного участка, у которого в течение налогового периода изменилась кадастровая стоимость в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования
земельного участка, можно осуществлять с применением коэффициента, установленного в пункте 7 статьи 396 НК РФ. В этой норме НК РФ речь идет о возникновении права на землю в течение налогового периода. В таком случае земельный налог исчисляется с применением коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых земельный участок находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.
Письмо Минфина России от 10 июня 2013 № 03-03-06/1/21479 Дополнительные выплаты при увольнении, предусмотренные соглашением о расторжении трудового договора, признаются расходами по налогу на прибыль. Налогоплательщик обратился в Минфин со следующим вопросом. Организация в связи с закрытием офиса сокращает численность персонала. На основании соглашения о прекращении трудового договора,
увольняющимся работникам выплачивается пособие в размере четырех окладов в порядке, предусмотренном локальным актом. Можно ли учесть расходы на выплату пособий при налогообложении прибыли? Минфин считает, что можно. В ст. 178 ТК РФ предусмотрено, что при сокращении штата увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения. При этом организации
имеют право устанавливать повышенный размер пособия в трудовых или коллективных договорах. Начисления работникам, предусмотренные нормами законодательства, а также трудовыми и (или) коллективными договорами включаются в расходы на оплату труда (ст. 255 НК РФ). По мнению Минфина, положения ст.255 НК РФ применяются и в случае, если дополнительное выходное пособие предусмотрено соглашением сторон о расторжении трудового договора, поскольку в соответствии со ст. 57 Трудового кодекса соглашение сторон является неотъемлемой
частью трудового договора.
Письмо Минфина России от 11 июня 2013 № 03-03-06/1/21726 Порядок формирования резерва по сомнительным долгам установлен ст. 266 НК РФ. Согласно данной норме, сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. В Минфине полагают, что при формировании
резерва по сомнительным долгам налогоплательщик вправе учесть сумму сомнительной задолженности в размере, предъявленном продавцом покупателю, включая сумму НДС. Отметим, что суды придерживаются аналогичного мнения (см. определение Конституционного суда РФот 12.05.05 № 167-О, постановление Президиума ВАС РФ от 23.11.05 № 6602/05).
НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Законопроект 196666-6 в результате подписания президентом превратился в федеральный закон 134-ФЗ. Президент Путин подписал, как сообщает официальный сайт Кремля, федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям". Напомним об основных новшествах,
которые несет данный нормативный акт. Во-первых, администрирование НДС убыточных деклараций и уточненок к уменьшению становится жестче. Увеличивается объем документации, которую смогут требовать налоговики при подаче убыточной декларации и уточненной с уменьшением суммы налога относительно первоначальной. Дополнительные бумаги будут также необходимы, если у налоговых органов появятся противоречивые сведения по НДС. Камералить декларации по НДС будут с использованием некоторых возможностей выездных проверок.
Отчитываться по НДС придется в электронном виде. Во-вторых, недоимку могут взыскать с "родственной" фирмы, если средства поступили через третьих лиц. Иными словами, расширены возможности для взыскания недоимки, числящейся за юрлицами более трех месяцев. Кроме того, усиливается роль информации, содержащейся в ЕГРЮЛ, в том числе в налоговых правоотношениях. Налоговики будут слать письма юрлицам только на адреса, указанные в ЕГРЮЛ. Заблокировать счет организации смогут по еще одному основанию,
помимо опоздания с декларацией – за несдачу квитанции о приеме электронных документов ИФНС. В-третьих, расширен круг лиц, отвечающих по обязательствам банкрота при порче бухгалтерских документов. В-четвертых, налоговики получат информацию о всех банковских вкладах и счетах граждан. В-пятых, "крупный размер" преступлений в финансовой сфере становится "особо крупным". Ужесточаются наказания в сфере финансовых преступлений, вводятся новые виды преступлений и меры наказания за
них. Устанавливается ответственность юрлиц за недостоверные данные о них в ЕГРЮЛ. Банки получают право расторгать договор банковского счета. Подписанный закон уже прошел официальное опубликование на портале правовой информации российского правительства. Со дня официального опубликования вступили в силу следующие нормы нового закона: ∙ об отправке налоговиками корреспонденции юрлицам только на адреса, указанные в ЕГРЮЛ; ∙ о расширении возможностей для взыскания недоимки, числящейся за юрлицами
более трех месяцев; ∙ о наделении налогового органа правом при истребовании у третьего лица информации о конкретной сделке истребовать также и документы, относящиеся к ней. Положения об истребовании налоговиками информации о счетах и вкладах физлиц вступят в силу через год – с 1 июля 2014 года. Остальные новшества вступят в силу с 1 января 2014 года или с 1 января 2015 года.
ВОПРОС - ОТВЕТ
ВОПРОС: Заключается договор на оказание услуг (выполнение работ), по которому Общество является исполнителем. Заказчик перечисляет предоплату, с которой Обществом исчислен НДС. Позднее к договору заключается соглашение о переходе прав и обязанностей, по которому проходит уступка права (требования) к Обществу от старого заказчика к новому. В какой
момент Общество может принять к вычету НДС с авансов, поступивших от первоначального заказчика?
ОТВЕТ: Право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона (п. 1 ст. 382 ГК РФ). При уступке права требования происходит смена кредитора, само обязательство не прекращается. Согласно п. 8 ст.
171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиком с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг). Порядок предоставления таких вычетов регламентирован пунктом 6 ст. 172 НК РФ, согласно которому вычеты сумм налога, указанных в п. 8 ст. 171 НК РФ, производятся с даты отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг). Иных условий для применения налогового вычета в части полученных авансов, в том числе, при совершении уступки
права требования заказчиком НК РФ не установлено. Таким образом, суммы НДС, исчисленные и уплаченные Обществом с сумм предварительной оплаты (частичной оплаты), полученной от первоначального заказчика, уступившего право требования на оплаченные работы, услуги новому заказчику, подлежат вычетам с даты выполнения работ, оказания услуг Обществом новому заказчику.