Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Определение Конституционного суда РФ


Меню

Налоговый форум

Налоговые новости

Обратная связь

Подпишись на наши рассылки !

Эффективная защита налогоплательщиков
Просто о налогах и правосудии
Новостная налоговая лента

Эффективная защита налогоплательщиков

Рассылку подготовил и составил
Дмитрий Костальгин
16 октября 2006
Выпуск ? 156

Реклама

15-16 Ноября. Семинар: Новое налоговое администрирование. Все о налоговых проверках и взыскании налогов с 1 января 2007 г.
Вы узнаете о новых правилах взыскания налога, проведения налоговых проверок, обжалования действий налоговых органов, а также получите практические рекомендации по борьбе со злоупотреблениями и неправомерными действиями налоговых органов. Стоимость участия: 6 000 рублей.

Интересные дискуссии на форуме «Налоговое право»

Самая горячая тема недели  Решение Конституционного суда РФ о представлении документов по камеральной проверке

Если Вы хотите обсудить проблемы, затронутые нашей рассылкой, высказать свое мнение, то это можно сделать на нашем форуме "Налоговое право". Вы можете ознакомиться со специальной " Темой-оглавлением", где все обсуждения разбиты по видам налогов и главам НК РФ

Эффективная защита налогоплательщиков

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

по жалобе закрытого акционерного общество ?Производство продуктов питания? на нарушение конституционных  прав и свобод отдельными положениями статей 88, 171, 172 и 176 Налогового кодекса Российской федерации

город Москва                                                                                                                                                                                  12 июля 2006 года

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д.Зорькина, судей Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И.Клеандрова, А.Л.Кононова, Л.О.Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, О.С, Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,

заслушав в пленарном  заседании  заключение судьи С.М.Казанецева, проводившего на основании статъи 41  федерального закона ?О Конституционном суде Российской Федерации? предварительное изучение жалобы ЗАО "Производство продуктов питания?,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации  ЗАО ?Производство продуктов питания? оспаривает конституционность ряда положений Налогового кодека Российской Федерации, в именно:

статьи 88, устанавливающей порядок Проведения камеральной налоговой проверки;

пунктов 1 и 2 статьи 171, предоставляющих налогоплательщику право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на установленные данной статьей налоговые вычеты;

пункта 1 статьи 172, в силу которого налоговые вычеты производятся на .основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и иных документов, подтверждающих уплату сумм налога на добавленную стоимость;

пункта 1-3 статьи 176, определяющих порядок и сроки возмещения налога на добавленную стоимость в случае превышения сумм налоговых вычетов общей суммы налогов.

Как следует из представленных материалов, 2 ноября 2004 года ЗАО ?Производство продуктов питания? обратилось в инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам ? 10 по Центральному административному округу города Москвы с заявлением о возврате из бюджета суммы налога на добавленную стоимость за март 2003 года, однако решение о возмещении указанной суммы н течение предусмотренного законом срока принято не было. Требование ЗАО ?Производство продуктов питания? о признании бездействия налогового органа незаконным было удовлетворено Арбитражным судом города Москвы, указавшим в решении от 14 марте 2005 гада, что Налоговый кодекс Российской Федерации не возлагает на налогоплательщика обязанность предоставлять одновременно с налоговой декларацией документы, подтверждающие право на применение налогового вычета, что не исключает право налогового органа истребовать их при проведении соответствующих проверок.

Данное решение было отменено постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2005 года, оставленным в силе Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 18 августа 2005 года. Определением от 10 октября 2005 года Высший Арбитражный Суд Российской Федерации отказал в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Аналогичные решения выносились арбитражными судами в связи с требованиями ЗАО ?Производство продуктов питания? о возмещении сумм налога на добавленную стоимость из бюджета за другие месяцы 2003 года.

По мнению заявителя, положения статей 88, 171, 172 И 176 Налогового кодекса Российской Федерации - по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, - возлагают на налогоплательщика обязанность Представлять одновременно с налоговой декларацией документы, подтверждающее правильность применения налогового вычета (а частности, счета-фактуры), не предполагают обязанность налогового органа затребовать необходимые для проведения камеральной налоговой проверки документы, подтверждающие правильность составления налоговой декларации и тем самым противоречат Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 6 (часть 2), 8, 15 (части 1 и 2), 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1), 34 (часть ]), 35, 45, 46, 55 и 57.

2. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в Российской Федерации как правовом государстве законы о налогах должны содержать четкие и понятные нормы. Именно поэтому Налоговый кодекс Российской Федерации предписывает, что необходимые элементы налогообложения (налоговых обязательств) должны быть сформулированы так, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он обязан платать (пункт 6 статьи 3), а все неустранимые толкуются в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3); формальная определенность налоговых норм предполагает их достаточную точность, чем обеспечивается их правильное понимание и применение; расплывчатость налоговой нормы может привести к не согласующемуся с конституционным принципом правового государства произвольному и дискриминационному ее применению государственными органами и должностными лицами в их отношениях с налогоплательщиками и тем самым ? к нарушению конституционного принципа равенства юридического равенства и вытекающего из него требования  равенства налогообложения, закрепленного пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (постановления от 8 октября 1997 года ? 13-П по делу о проверке конституционности Закона Санкт-Петербурга ?О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году, от 11 ноября 1997 года .? 16-П по делу о проверке конституционности статьи 11 Закона Российской федерации ?О Государственной границе Российской Федерации?, от 28 марта 2000 года ? 5-П по делу о проверке конституционности подпункта ?к? пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации ?О налоге на добавленную стоимость?, от 20 февраля 2001 года ? 3-П по делу о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 7 Федерального закона ?О налоге на добавленную стоимость?).

2.1. Налоговый кодекс Российской Федерации исходит из недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля (статьи 35 и 103) если, осуществляя его налоговые органы руководствуются целями и мотивами, противоречащими действующему правопорядку, налоговый контроль в таких случаях может превратиться из необходимого инструмента налоговой политики в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1-3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо; превышение налоговыми органами (их должностными лицами) своих полномочий либо использование их вопреки законной цели и охраняемым правам и интересам граждан, организаций, государства и общества несовместимо с принципами правового государства, в котором осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 1, часть 1; статья 17, часть 3, Конституции Российской Федерации).

Данная призовая позиция, сформулированная Конституционным Судам Российской Федерации в Постановлении от 16 июля 2004 года ? 14-П по делу о проверке конституционности отдельных положений части второй статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующих сроки пункту 1 статьи 82 Налогового Кодекса Российской Федерации проводится не только посредством налоговых проверок, - он включает, в частности, получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверку данные учета и отчетности.

При проведении камеральных налоговых проверок на  основе представленных налоговых деклараций и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, налоговые органы в силу статей 31, 88 и 93 Налогового кодекса Российской Федерации вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Что касается налогоплательщика, то, как следует из положений статей 171, 172 и 176 Налогового кодекса Российской Федерации, находящихся в системной связи с его статьей 88, он не обязан, а вправе (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 172) приложить к подаваемой налоговой декларации документы, подтверждающие правильность применения налогового вычета по налогу па добавленную стоимость (в частности, счета-фактуры).

Обязанность по предоставлению таких документов возникает у налогоплательщика, согласно части четвертой статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, только при условии направления налоговым органом соответствующего требования. Поскольку решение об отказе в налоговом вычете выносится по результатам камеральной или выездной налоговой проверки, налоговый орган не имеет права отказать налогоплательщику в налоговом вычете, если соответствующая налоговая проверка не была им проведена.

2.2. Таким образом, положения статьи 88, пунктов 1 и 2 статьи 171, пункта 1 статьи 172 и пунктов 1-3 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации не обязывают налогоплательщика одновременно е подачей налоговой декларации (и/или заявления о возврате из бюджета сумм налога на добавленную стоимость а случае превышений сумм налоговых вычетов обшей суммы налога) представлять документы, подтверждающие правильность применения налогового вычете (в частности, счета-фактуры). Эта обязанность возникает у него с момента получения требования налогового органа о представивши указанных документов.

Иное означало бы возложение на налогоплательщика не установленной законодательство о налогах и сборах обязанности и создавало бы неопределенность в правоприменении, что противоречит статье 57 Конституции Российской Федерации и приведенным правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в сохраняющих свою силу постановлениях от 8 октября 1997 года ? 13-П, от 11 ноябри 1997 гада ? 16-П, от 28 марта 2000 года ? 5-П, от 20 февраля 2001 года ? 3-П , от 1б июля 2004 года ? 14-П.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 2 и 3 части первой статьи 43, статьей 6 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона ?О Конституционном Суде Российской Ю, Конституционный Суд Российской федерации

определил:

 

I. Положения статьи 88, пунктов 1 и 2 статьи 171, пункта 1 статьи 172, пунктов 1-3 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации по своему конституционно-правовому смыслу, выявленному Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении на основе правовых позиций, изложенных в ранее принятых и сохраняющих свою силу постановлениях, не обязывают налогоплательщика одновременно с подачей налоговой декларации {и/или заявления о возврате на бюджета сумм налога на добавленную стоимость в случае превышения сумм налоговых вычетов общей суммы налога) представлять документы, подтверждающие правильность применения налогового вычета, при том, что налоговый орган вправе требовать от налогоплательщика документы, необходимые и достаточные для проведения проверки правильности применения налоговых вычетов.

Выявленный в настоящем Определении конституционно-правовой смысл указанных законоположений исключает их истолкование в правоприменительной практике.

2. Признать жалобу закрытого акционерного общества ?Производство продуктов питания? не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленного заявителем вопроса не требуется вынесение предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона ?О Конституционном Суде Российской Федерации? итогового решения в виде постановления.

3. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в ?Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации?.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации                                                                  В.Д.Зорькин

 

Судья-секретарь Конституционного Суда

Российской Федерации                                                                  Ю.М. Данилов

Партнёры

Нашим партнером является рассылка "Просто о налогах и правосудии". В последнее время стране происходят негативные изменения в сфере налогообложения, в частности принятие новых непрозрачных законопроектов. Также обостряются проблемы, связанные со справедливым и независимым рассмотрением налоговых споров в судах.

В рассылке будут публиковаться критические и проблемные материалы, которые касаются реформ и проблем в сфере налогообложения, а также правосудия. Мы также будем публиковать обзоры новых налоговых законопроектов.

Большинство материалов этой рассылки будут уникальными, так как будут создаваться специально для наших подписчиков.

Мы будем стараться публиковать материалы, написанные наиболее понятным языком, чтобы проблема была понятна не только людям, специализирующимся в данной сфере, но и тем, кто мог не обратить внимание на проблему.

Введите ваш e-mail

Семинары (События)


В избранное