Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Остаться в живых! Все об оптимизации среднего бизнеса. Слышим звон: декларации по НДС сейчас и на грядущий год


Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности

Сегодня в налоговой аналитике:

1. Наш эксперт Александр Вотинцев подготовил специально для вас колонку о том, как перевод сдачи деклараций по НДС на "цифру" скажется на отношениях налогоплательщиков с налоговиками (ВАЖНО: при проведении последними контрольных мероприятий).

2. Фоторепортаж с состоявшегося 3-5 апреля бизнес-курса "Остаться в живых! Пособие по оптимизации среднего бизнеса", который подарит вам отличное настроение!. Можно посмотреть здесь


Слышим звон, разберемся где он: декларации по НДС сейчас и на грядущий год

В этой статье мы постараемся прояснить ситуацию, как отразится перевод сдачи налоговых деклараций по НДС на цифровую основу на отношениях налогоплательщиков с налоговыми органами при проведении последними контрольной деятельности. Также рассмотрим возможные технические проблемы налоговых органов при внедрении электронной декларации по НДС с полными данными книг покупок и продаж, запланированное на 2015г. (насколько планы налоговых органов по такому внедрению соотносятся с их реальными техническими возможностями?).
Начнем со дня сегодняшнего, 2014 год. Декларации по НДС, начиная с отчета за 1 квартал 2014 г. должны сдаваться исключительно электронным способом по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) (п. 5 ст. 174 НК РФ) через спецоператора или напрямую через сайт налоговой службы.

Возможность сдать декларацию по НДС старым неинновационным способом останется у налоговых агентов, но только у тех, которые по своей деятельности освобождены от уплаты НДС или вообще не являются налогоплательщиками (1).

(1) Письмо ФНС от 26.02.2014 № ГД-3-3/780@ «О представлении налоговых деклараций по НДС»

При этом нужно иметь ввиду, что с 2014 года посредники, которые сами не являются плательщиками НДС, но выставляют или принимают счета-фактуры в интересах других лиц на основании договора поручения, комиссии или агентского договора, обязаны вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур (п. 3.1 ст. 169 НК РФ). С 2015 года эти журналы необходимо будет предоставлять в инспекцию не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, по установленному формату и посредством ТКС, что в перспективе полностью снимет проблему раскрытия принципала для налоговых органов при проведении контрольных мероприятий.

Что будет, если декларация сдана не по ТКС?

За нарушение способа предоставления декларации предусмотрен штраф в 200 р. (ст. 119.1 НК РФ). Если не очень страшно, то проблемы на этом не заканчиваются. Во-первых, лично (через представителя) сдать декларацию по НДС не получится. Отказать в приме декларации, исходя из п. 4 ст. 80 НК РФ, налоговый орган может только из-за нарушений по форме (формату), а не по способу сдачи декларации, но инспектора на местах в такие тонкости не вникают и развернут «восвояси несолоно хлебавши». Пока доказываешь свою правоту, так и 10 дней пройдет со дня, предусмотренного для сдачи декларации, и на основании п. 3 ст. 76 НК РФ приостановят операции по расчетному счету.

Попробовать сдать декларацию лично (или через представителя) можно разве что, если вместе с декларацией сразу принести квитанцию об оплате штрафа за нарушение способа предоставления декларации.

Если направить почтой, то не факт, что Инспекции вообще станут разбирать такую корреспонденцию, когда есть инструкция, что все декларации по НДС принимаются по ТКС. Кроме того, декларация по старой традиции может просто «зависнуть» на почте, откуда налоговая ее поступления не ждет. И снова 10 дней, п. 3 ст. 76 НК РФ, приостановка расчетного счета. Придется нести в налоговую копию декларации с квитанцией об отправке, объяснять, что уже упомянутое выше положение НК РФ не приравнивает нарушение способа представления налогоплательщиком налоговой декларации к ее непредставлению, получить постановление о наложении штрафа в 200 р. и надеяться, что Инспекция не забудет направить в банк уведомление о возобновлении операций по расчетному счету.

Все эти проблемы в первую очередь коснуться организаций, которые практикуют сдачу «нулевых» деклараций и налоговых агентов, не являющихся плательщиками НДС. Остальным уже давно пора свыкнуться с необходимостью и организовать электронную отчетность. Это не так сложно сделать, и, по большому счету, предполагает определенные удобства, в том числе сокращение непосредственных контактов с налоговым органом (жирный плюс).

Но дальше больше, 2015 год.

Самое сенсационное нововведение, которое, согласно заявлениям чиновников от налогового ведомства, активно распространяемым в интернет и СМИ, должно нанести сокрушительный удар по «обналичникам»: Начиная с отчета за 1 квартал 2015 г. в составе декларации по НДС будут отражаться данные из книг покупок и продаж.

Коварный замысел ФНС таков, что данные из этих книг в автономном режиме будут сверяться с аналогичными данными, поступившими с отчетами по НДС от всех его поставщиков и покупателей, выявляя расхождения (своеобразные встречные проверки в режиме Онлайн).

Это нововведение предполагает, в первую очередь, повышение качества и оперативности проводимого инспекциями предпроверочного анализа и самих выездных проверок. Планирование выездных налоговых проверок в основном сконцентрировано на выявлении «проблемных» контрагентов у налогоплательщиков, и если даже в настоящий момент у налоговых органов это не вызывает особых трудностей, то получив в свое распоряжение данные книг покупок и продаж уже на стадии поступления декларации, они смогут тотально увеличить охват своего анализа.
Например, сейчас проверка налогоплательщика с целью выявления его «проблемных» контрагентов, начинается с запроса выписок по расчетным счетам проверяемого, затем по контрагентам, через которые проходят значительные суммы и которые обладают признаками проблемности, так же запрашиваются выписки, направляются требования о предоставлении документов, в т.ч. тех же книг покупок и продаж. С 2015 года эти затратные по времени процедуры налоговые органы смогут просто опустить при осуществлении предпроверочного анализа. Информации, уже имеющейся в декларациях по НДС, им будет вполне достаточно, чтобы сделать вывод о целесообразности проведения проверки, тем более что обработка данных, как предполагается, будет проводится в автономном режиме. Кроме того, налоговые смогут более точно определять предполагаемые суммы к доначислению. Вообщем, налогоплательщику уже не придется рассчитывать на то, что налоговая выявит не всех его «проблемных» контрагентов в ходе проверки, выявит всех, кто является плательщиком НДС, причем независимо от сумм, которые через них проходили. Конечно, за налоговыми инспекторами все же остается немалая работа по дальнейшему распутыванию незаконных налоговых схем, сбору, обработке и оформлению доказательств получения необоснованной налоговый выгоды конкретными налогоплательщиками (в этом машина человеческий мозг никак не заменит, во всяком случае, пока).
Еще один неприятный момент: сейчас, когда Инспекция начинает рассылать требования контрагентам налогоплательщика, это служит сигналом, что в отношении него рассматривается возможность проведения выездной проверки. Если же отпадет, как мы уже отмечали, необходимость в ходе предпроверочного анализа проводить встречные проверки, выездная проверка может стать полной неожиданностью.

Так же, очевидно, усилится контроль полноты декларирования налогоплательщиками доходов. Сейчас этому направлению налоговые органы уделяют значительно меньше внимания по сравнению с их деятельностью по выявлению «проблемных» контрагентов, в виду определенной трудоемкости обнаружения соответствующих нарушений. Но, получив возможность оперативно сводить данные о реализованных налогоплательщиком товарах (работах, услугах) по его книге продаж с данными книги покупок его клиента, интерес налоговиков в этой сфере возрастет.

Общее качество камеральных проверок тоже повысится по тем же причинам, что, теоретически  (о практике поговорим чуть позже), позволит выявлять нарушения по мере их возникновения, не запуская «ликвидации» налогоплательщиков посредством выездных налоговых проверок каждые 2-3 года, когда нарушения накопятся.

Автоматическая сверка книг покупок и продаж так же предполагает ряд проблем и в случаях, когда налоговая машина будет вычислять разовые и незначительные для проведения полноценных проверок расхождения по книгам налогоплательщиков, например: если кто-либо из поставщиков налогоплательщика не отчитается за квартал, прекратив своё существование, другой случайно (и такое бывает) не проведет счет-фактуру, некоторые, не справившись с документооборотом, представят «приблизительный» расчет, во избежание штрафных санкций и в надежде все собрать и рассчитать в корректирующей декларации.

Налоговые органы должны будут как-то реагировать в этой ситуации и организовать рассылку налогоплательщикам писем с требованием дать разъяснения по факту выявленных расхождений. Очевидно, что такие «письма счастья» начнут получать не только виновники, допустившие неправильное заполнение своей декларации, но и добропорядочные налогоплательщики.

Охватить всех налогоплательщиков налоговые органы смогут только, если внедрят автоматическую рассылку писем, что скорее всего они и сделают (попытаются сделать).
В пользу автоматической рассылки так же говорят и другие положения, вводимые в налоговый кодекс с 2015. Например, налогоплательщики, на которых возложена обязанность представлять налоговые декларации (расчеты) в электронной форме, т.е. все плательщики и агенты по НДС, должны будут получать корреспонденцию от налоговых органов через ТКС и подтверждать ее получение соответствующими квитанциями в течение 6 дней со дня отправки корреспонденции. В случае ненаправления налогоплательщиком электронной квитанции по истечении 10 дней после установленного срока, счета налогоплательщика будут заблокированы.

Вообщем, налоговые органы забот налогоплательщику обещают значительно прибавить.

Но от забот налогоплательщиков перейдем к заботам налоговиков, поскольку проблемы из-за нововведений возникнут и у самих налоговых органов.

Во-первых, отсталое оборудование и программное обеспечение районных инспекций (а глядя на сегодняшний день, значительных подвижек в сторону его обновления не прослеживается) часто дает сбои, а учитывая, что объем обрабатываемой информации за счет данных по книгам продаж и покупок значительно увеличится, то, вероятно, уже при сдаче отчетности по НДС за 1 квартал 2015г. в новом формате сервера инспекций начнут вставать «на коленки».

По состоянию на текущей момент крупные городские инспекции с трудом обрабатывают поступающую к ним информацию. Например, чтобы провести перерасчет данных и обновить базы инспекциям приходится выделять специальные опердни (ночей им не хватает), которые фактически парализуют на это время текущую работу инспекторов в системе электронной обработки данных АИС «Налог». Что бы представить масштаб информационной загрузки Инспекций с 2015 года приведем небольшую аналитику.

Если только в Свердловской области в год сдается порядка 1,5 млн. деклараций по НДС, то учитывая, что в декларации с 2015г. появится раздел с данными книг продаж и покупок, каждая из которых в среднем достигает 100 листов, к общему объему обрабатываемой информации можно смело прибить два нуля. А если представить, что машина будет проводить контроль строк не только внутри каждой декларации, но и сличать их с данными других деклараций, в том числе сданных налогоплательщиками, состоящих на учете в разных инспекциях, то возведем все это в N-ную степень.

Так что все предпосылки для информационного коллапса в Инспекциях есть, потому имеются большие сомнения в том, что новая система заработает сразу с 2015г. Распространена информация, что новая форма декларации будет разработана только к середине этого года, успеют ли они за оставшиеся 6 месяцев ее подключить к своей системе обработки данных - большой вопрос.

Приведем исторический пример, как оно обычно бывает: о внедрении обновленной автоматизированной системы «Налог» третьего поколения начали активно говорить аж с 2011г., официально инспекции перешли на нее только в 2014г. По факту сейчас многие инспекции до сих пор работают на старой системе, поскольку не смогли выгрузить все базы на общий федеральный сервер.

Вторая проблема связана с человеческим фактором. Даже если первично все данные по  книгам продаж будет обрабатываться автоматически, то все равно необходимо проведение инспекторами контрольных мероприятий, направленных на фиксацию налоговых правонарушений и доначисления конкретных сумм налогов. В настоящий момент в Инспекциях сохраняется тенденция на сокращение кадров, поэтому информация по расхождениям книг покупок и продаж, объяснения налогоплательщиков по этому поводу так или иначе будут скапливаться у налоговых органов до востребования. Когда по конкретному налогоплательщику количество расхождений превысит критическую отметку, или просто так сложатся звезды, ему все это припомнят при проведении той же выездной проверки.

Все эти нововведения хорошо приживутся в Инспекциях, занимающихся администрированием исключительно крупнейших налогоплательщиков.  Скорее всего в 2015г. с них внедрение и начнется.

Начинать с небольших Инспекций, в глубинках, где тоже зарегистрировано незначительное количество «абонентов» теоретически возможно, но есть большие сомнения относительно того, что Инспектора, работающие в них, из-за недостаточной квалификации освоят техническую новинку. Плюс, в таких инспекциях, как правило, проблемы с оснащением.

А вот крупные городские инспекции безусловно столкнуться с серьезными проблемами технического характера, вызванные громадным потоком информации, поступающим от налогоплательщиков.

Так что, мы бы приплюсовали к 2015 году еще минимум года два для полного внедрения «цифровой» налоговой декларации по НДС.

Но задуматься о корректировке своей деятельности сообразно все более расширяющейся сферы налогового контроля, и даже делать в этом направлении какие-то телодвижения необходимо уже сейчас. Время летит быстро.

Обсудить материал с автором...


ООО "Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности"

Екатеринбург, ул. Первомайская, 15, оф. 614

(343) 342-02-02, 283-05-37


В избранное