Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Остаться в живых! Все об оптимизации среднего бизнеса. Агентский договор: просто о сложном


Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности

Сегодня в выпуске:

1. Сведения о нашем новом бизнес-курсе "Остаться в живых! Все об оптимизации среднего бизнеса", который пройдет в Екатеринбурге уже на следующей неделе с 15 по 17 ноября 2012 года.

2. Традиционная аналитическая рассылка от экспертов Центра taxCOACH®. На этот раз мы расскажем Вам о наших наблюдениях, связанных с заключением агентского договора. Будьте бдительны!

3. Информация об авторском семинаре руководителя Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности - taxCOACH® Ярослава Савина "Правовые методы налоговой оптимизации", который пройдет в Милане (Италия) с 16 по 22 декабря 2012 года.

 

 

 


Бизнес-курс

15 - 17 ноября 2012 года

ОСТАТЬСЯ В ЖИВЫХ! ВСЕ ОБ ОПТИМИЗАЦИИ СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

налоговая нагрузка, имущественная безопасность и эффективность управления 

 

3-х дневное погружение в проверенные методики,

лучшая практика 5 авторов - консультантов Центра taxCOACH®, а также эксперта в области кадровой безопасности бизнеса

 

Для кого этот бизнес-курс?

Вы собственник или руководитель среднего бизнеса. Возможно финансовый директор, бухгалтер или юрист.

 

В чем проблема?

Вам нравится ваша компания. Она обладает уже тем масштабом, чтобы оказывать влияние на рынок. Может иметь приличный кредитный портфель. Возможно ведет собственные разработки. Клиенты есть и выручка растет...

...но откуда тогда, скажите, у вас смутное беспокойство и почему не покидает тревога за завтрашний день бизнеса?

 

Что не так?

Что вам чаще всего рассказывают, например, о налоговой оптимизации? Обычно все сводится к одному и тому же. К якобы существующим волшебным пилюлям типа «полностью легального бизнеса, который почти не платит налогов». Или пытаются навязать вам «пятое колесо к телеге», вроде искусственного дробления бизнеса. Совершенно очевидно - бизнес от этого быстрее не поедет.

Подход к налоговой нагрузке только как к управляемым издержкам дает лишь краткосрочный эффект, увеличивая риски в управленческой сфере и ставит под угрозу целостность бизнеса. В итоге ваша тревожность только растет. 

 

Ответы на какие вопросы мы планируем дать в рамках бизнес-курса?

1. Как безопасно снизить налоговую нагрузку, чтобы она не мешала развитию бизнеса? Важно? Несомненно.

2. Как следствие. Если оптимизируем, значит растут налоговые риски, ими надо управлять и пресечь уголовное преследование. Особенно если ваш бизнес завязан на откаты.

3. Какими способами удовлетворить интересы и потребности собственников бизнеса? Что называется, в нужное время и в нужной форме.

4. Есть два десятка причин, почему бизнесом надо владеть скрыто. Вопрос: как и когда это реализовать? Как анонимно управлять финансами отдельных компаний?

5. Надо уметь фиксировать договоренности между со-собственниками не только «по-пацански», но и обеспечить защиту интересов каждого из них?

6. Из чего складывается надежная защита имущества и целостности бизнеса? Это принципиально важно. Особенно в разрезе необходимости передачи полномочий наемному менеджменту без ущерба интересов собственников.

7. Один из самых болезненных вопросов: как построить оптимальную внутреннюю структуру для достижения выдающихся результатов? Но мало того. Как к этому прикрутить систему мотивации и соединить все это с юридической структурой?

8. Как инструменты IT-безопасности помогут вам реализовать налоговую оптимизацию.

9. Как недорого и быстро выявлять «крыс на корабле» - сотрудников, способных  на нелояльные поступки или уже их совершившие.

Причем это все вопросы взаимоувязанные. Решать их надо комплексно.

 

А что на выходе? Каков результат?

Конечно, решиться на системные изменения в бизнесе даже сложнее, чем разобрать хлам на балконе или бросить курить. Но, разгрузив бизнес, вы добавите ему эффективности до 2 раз больше.

 

Откуда у нас такая уверенность?

Мы ежегодно вкладываем не менее 25 000 часов труда в развитие, в налоговую безопасность и защиту собственности среднего бизнеса. Только с проверенными на опыте методиками и примерами лучшей практики реализации вы и познакомитесь на 3-х дневном бизнес-курсе.

 

Бизнес-курс "Остаться в живых! Все об оптимизации среднего бизнеса" состоится 15 - 17 ноября.

Место проведения: Екатеринбург, ул. Первомайская, 15, 6 этаж, конференц-зал 601 (бизнес-центр "Вознесенский")

 

Зарегистрироваться прямо сейчас и получить более подробную информацию Вы можете, позвонив нам

(343) 342-02-02

Ксения Козинская, +7 (922) 02-50-661

Алексей Охлопков, +7 (922) 21-36-077

Подробности читайте на нашем сайте: www.taxcoach.ru


Данный выпуск рассылки пополнит наш ТаксБук

Агентский договор: просто о сложном

Для расширения территории представленности своей продукции торговые и производственные компании нередко используют агентский договор.

На практике возникают вопросы не только в связи распределением прав и обязанностей сторон по договору, определением размера вознаграждения, но и такие, не связанные с предпринимательским характером отношений сторон вопросы как деловая цель выбора агентской модели взаимоотношений, особенности налогообложения и документальное подтверждение отношений. Именно в них мы и попробуем разобраться.

В соответствии со ст.1005 ГК РФ  по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

В случае, если агент действует от своего имени, к отношениям применяются правила о договоре комиссии.  Агент самостоятельно, от своего имени, ведет переговоры, заключает договоры с третьими лицами. При этом из содержания этих договоров может не следовать, что он действует как агент.

Если же агент действует от имени принципала, то к отношениям применяются правила о договоре поручения. В этом случае агент действует по доверенности.

Исходя из формулировки ст.1005 ГК РФ возникают вопросы к определению понятия «за счет принципала». Означает ли это, что все расходы, понесенные агентом, подлежат в обязательном порядке отражению в отчете агента и компенсации со стороны принципала (сверх агентского вознаграждения)?

Полагаем, что ответ кроется в принципе свободы договора, а также в целях заключения договора в каждом случае.

Прежде всего, формулировка ГК РФ о совершении сделок в рамках агентского договора «за счет комитента» означает, что принципал предоставляет собственное имущество для реализации. Поэтому предпринимательский риск, т. е. вероятность получения прибыли или получения убытков, ложится на него как на собственника реализуемого товара (имущества).

Конечно, в агентском договоре может быть предусмотрена компенсация некоторых видов затрат агента, на которые он не может влиять. Например, на аренду склада или рекламу. С другой стороны, осуществление этих затрат агентом из своего вознаграждения отвечает рисковому (предпринимательскому) характеру и его деятельности: он сам определяет количество своих сотрудников, способы продвижения и рекламы, площадь и расположение склада и т.п. факторы, которые объективно влияют на финансовые показатели сотрудничества.

По сравнению с договором поставки использование агентского договора (по модели договора комиссии) может иметь следующие преимущества:

1) Товар остается в собственности Принципала до момента его реализации конечным покупателям. Вся выручка также является собственностью Принципала и подлежит перечислению на его расчетный счет в сроки, согласованные сторонами в договоре, агент же получает только вознаграждение.

Это является достаточно важным обстоятельством с точки зрения имущественной безопасности Принципала, который не может быть на 100 % уверен в своем агенте. Например, одновременно с реализацией продукции Принципала агент может заниматься реализацией собственной продукции. В этом случае на имущество нашего Принципала не может быть обращено взыскание по собственным долгам Агента, Принципал может забрать свой товар (имущество) в любой момент. Соответственно, предъявление претензий к Агенту не будет иметь имущественных последствий для основной компании.

2) Учитывая, что товарные остатки являются собственностью Принципала, он может нарабатывать «кредитную историю», брать кредиты под эти товарные запасы.

3) В рамках договора можно полностью прописать стандарты продвижения, рекламы, обслуживания клиентов (начиная от оформления офиса и внешнего вида сотрудников и до сроков реагирования на запросы покупателей, обязанности проведения предпродажной подготовки и т.п.).

4) Агентский договор позволяет варьировать вознаграждение за счет того, что можно возлагать различные функции на его стороны, определять условия увеличения и уменьшения размера вознаграждения в зависимости от показателей деятельности, выполнения отдельных ключевых задач.

Следует иметь в виду, что есть ограничения на использование агентского договора в некоторых сферах деятельности. Например, ФЗ «Об ограничении монополистической деятельности и конкуренции на товарных рынках» содержит запрет на использование в секторе торговли продуктами питания договора комиссии, а именно не допускается, чтобы магазины выступали комиссионерами, то есть брали товар на реализацию с возможностью в любое время его вернуть. Видимо, тем самым защищаются интересы производителей, однако равнозначные по смыслу положения по соглашению сторон могут быть включены в договор поставки (например, о возможности возврата продукции поставщику по истечении срока реализации).

Также есть запрет на использование агентского договора в сферах с ограниченным перечнем «игроков» (газоснабжение и энергоснабжение). Это выглядит обоснованным, поскольку зачастую потребители лишены права выбирать ресурсоснабжающую организацию в конкретном месте, поэтому наличие агента в этих отношениях необоснованно.

Особенности налогообложения и документооборота при заключении агентского договора

По смыслу Гражданского кодекса РФ, принципал, передавая товар на реализацию агенту (посреднику), остается его собственником до момента реализации конечному покупателю. Агент, принимая товар на реализацию, действует от своего имени, но в интересах и за счет принципала. В связи с этим на Агента возложена обязанность выставления покупателям счетов-фактур в случае, если принципал применяет ОСН. Применяемая самим агентом система налогообложения не изменяет этой обязанности и влияет только на налогообложение доходов самого агента (которое состоит из вознаграждения за оказанные услуги).

Передача товара от Принципала Агенту не является реализацией, соответственно счет-фактура при этом не составляется.

Учитывая, что продажа товара осуществляется все-таки принципалом с привлечением посредника, вся выручка от реализации должна быть учтена им при исчислении налога на прибыль и НДС. Агент вознаграждается из доходов принципала. Таким образом, если агент применяет УСН, для принципала его вознаграждение будет безНДС-ным расходом. Агент при налогообложении учитывает только свое вознаграждение и произведенные некомпенсируемые принципалом расходы.

Счета-фактуры, выставленные Агентом своим покупателям, указываются только в Журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, не регистрируются им в своей Книге продаж (абз.6 п.20 Правил ведения книги продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137), а передаются Принципалу вместе с Отчетом Агента и учитываются принципалом.

Если агент применяет общую систему налогообложения, на сумму своего вознаграждения он составляет счет-фактуру.

Обращаем внимание на следующий момент. Принципал вправе установить цену, не ниже которой товар должен быть реализован конечным покупателям. В случае, если товар продается на более выгодных условиях, дополнительная выгода делится поровну между Принципалом и Агентом, если иное не предусмотрено договором. Это относится к правилам определения вознаграждения агента, но не отражается на налоговом  учете сторон договора! В любом случае вся сумма, полученная агентом от покупателей товара, учитывается принципалом в составе своей выручки. Однако на практике встречаются случаи, когда сумма превышения цены реализации товара над стоимостью, указанной принципалом при передаче товара (назовем ее рекомендуемой ценой для реализации), не учитывается принципалом в составе налоговой базы для исчисления налога на прибыль и НДС.

Агентский договор глазами налогового органа

Наряду с перечисленными выше преимуществами использования агентского договора в деловой практике, он также хорошо известен контролирующим органам (в т.ч. налоговым) как инструмент оптимизации, при котором разделение функций принципала (собственника товара) и агента носит искусственный характер, единственной целью которого является только оптимизация налогов с доходов.

Внимание налоговых органов, как правило, привлекают следующие случаи:

- Применение агентом специального налогового режима;

- Наличие у агента признаков фирмы - «однодневки»;

- В качестве агента выступает иностранная организация.

 

Основные требования к подтверждению реальности агентский отношений:

1) Подтверждение деловой цели заключения договора, например:

- Расширение территории присутствия Принципала;

- Работа с отдельными категориями покупателей (или поставщиков), которые не могут быть охвачены Принципалом самостоятельно.

2) Самостоятельное ведение агентом своей деятельности, наличие необходимых ресурсов, компетенции. У налогового органа не должны возникнуть сомнения, что переданные агенту функции выполняются Принципалом самостоятельно.

3) Своевременное оформление актов и отчетов агента об исполнении договора, из которых должно следовать, какие юридические и иные действия совершал агент в рамках агентского договора.

На необходимость наличия отчетов указано в ст.1008 ГК РФ: в ходе исполнения агентского договора агент обязан представить принципалу отчеты в порядке и в сроки, предусмотренные договором; при отсутствии в договоре соответствующих условий агентом представляются отчеты по мере исполнения им договора или по окончании действия договора.

При этом особенно важно, чтобы содержание отчета соответствовало фактическим взаимоотношениям сторон! Например, заключение через агента договора с покупателем/поставщиком, с которым и ранее существовали деловые взаимоотношения, а также активное участие в переговорах сотрудников Принципала, наверняка вызовет вопросы инспекторов о деловой цели привлечения агента.

Достаточно красноречиво по этому поводу высказался Президиум ВАС РФ  в постановлении от 14.02.2012 по делу № А68-3288/09: «Инспекцией представлены доказательства, опровергающие участие иностранной компании в качестве агента общества в отношениях по поставке продукции украинскому предприятию. Так... между украинским предприятием и обществом существовали взаимоотношения до 2005 года, инициатива заключения контракта на поставку путевых машин исходила от украинского предприятия. Контракт... на поставку продукции заключен при участии должностных лиц общества и украинского предприятия, которые непосредственно вели переговоры об условиях поставки. Для решения технических вопросов при подготовке контракта должностные лица общества (директор по экономике и директор по маркетингу)... неоднократно направлялись в командировки в город Киев. Отчеты о результатах этих командировок свидетельствуют о том, что указанный контракт заключен обществом без участия иностранной компании...

Каких-либо отчетов, из содержания которых усматривалось бы участие иностранной компании в поисках покупателей продукции общества, ведении переговоров и заключении договоров на реализацию этой продукции, раскрывалась бы ее роль в содействии обществу по реализации продукции либо в осуществлении иных действий в интересах общества, не представлено.»

4) Наличие у агентов признаков фирм - «однодневок» также может стать поводом для исключения агентского вознаграждения из состава расходов по налогу на прибыль. Агенты должны нести расходы в рамках исполнения договора, иметь необходимые организационные условия для работы, вести переписку с покупателями (поставщиками) и пр. На это в частности обращает внимание ФАС Уральского округа в постановлении от 16.10.2012 по делу Ф09-9412/12.

Таким образом, агентский договор, как и другие имеющиеся в ГК РФ договорные конструкции, перед их применением должен быть проанализирован как с точки зрения «удобства» в деятельности конкретного бизнеса, так и с точки зрения возможных вопросов контролирующих органов.

Обсудить материал с автором...

Коллектив Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности - taxCOACH

 


 

16 – 22 декабря 2012 года

ПРАВОВЫЕ МЕТОДЫ НАЛОГОВОЙ ОПТИМИЗАЦИИ

+ незабываемое путешествие в Милан!

 

Авторский семинар Ярослава Савина,

руководителя Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности - taxCOACH®,

Председателя Управляющего совета Свердловского регионального отделения Палаты налоговых консультантов России.

 

Уникальная возможность глубокого профессионального общения в непринужденной обстановке на «интимные» темы: налоговой оптимизации, защиты собственности и управленческой эффективности.

 

  • Авторская концепция Безопасной Бизнес-Платформы® (ББП), сочетающая систему управления, мотивации, защищенную юридическую структуру, максимум подходящих инструментов налоговой оптимизации!
  • Раздел «Налоговый контроль» проиллюстрирован реальными примерами предпроверочного анализа и работы служебных информационных комплексов с грифом «ДСП».
  • Демонстрация инструментов налоговой оптимизации на примерах из практики автора (более 10 клиентских моделей).
  • Универсальный язык изложения, легко воспринимаемый как руководителями и собственниками, так и профессионалами в области налогообложения и управления финансами.
  • Практические советы по внедрению инструментов Безопасной Бизнес-Платформы®.

 

По итогам 2-х дней бизнес-семинара Вы:

- сможете определять реальные угрозы и точечно оценивать, чем и где рискует бизнес;

- познакомитесь с нестандартными решениями ваших проблем в сфере налоговой оптимизации, защиты собственности и управленческой безопасности;

- убедитесь в их эффективности на примерах из лучшей консалтинговой практики.

 

Программа бизнес-курса

 

Раздел 1. Точечно оцените, когда и чем рискует бизнес

1. Налоговыий контроль: как в действительности работает система отбора на выездные налоговые проверки (на примерах внутренних документов). Служебные базы данных и поисково-информационные комплексы. Наиболее эффективные инструменты выявления налоговых правонарушений.

2. Налоговые проверки: как вести себя до, во время и после. Принцип убегающей и догоняющей толпы. Как минимизировать налоговые риски при выборе контрагента / сервисной компании?

3. Полицейские проверки: тактика и методы работы, мифы и действительные возможности.

4. Уголовная ответственность за налоговые преступления. Порядок возбуждения и расследования уголовных дел по налоговым преступлениям с 2012 года и новый регламент взаимодействия Полиции, ФНС и Следственного комитета.

5. IT-безопасность в целях налоговой оптимизации и имущественной безопасности. Иллюстрированная версия для руководителя.

6. Судебные концепции и последние тенденции в рассмотрении административных и налоговых споров.

7. Краткая юридическая справка: деловая цель, взаимозависимость. Контроль цен (с учетом  вступившей в силу редакции НК РФ с 2012 года).

8. Имущественная безопасность - классификация типичных внутренних и внешних угроз.

9. Управленческая безопасность и ее связь с налоговой оптимизацией. Отношения между партнерами по бизнесу: причины и виды конфликтов.

10. Люди в организации: несколько слов об инструментах кадровой безопасности.

 

Раздел 2. Как построить выдающуюся и безопасную бизнес-платформу

1. Исходная ситуация для моделирования вашего бизнеса: ваши клиенты и их потребности, организация и ее структура, система управления, организационно-правовые формы, товарно-денежные потоки, договорные конструкции, режимы налогообложения. 

2. Понятие «Бизнес-платформа». Принципы и стили Безопасной Бизнес-Платформы® (ББП) и прототип будущей группы компаний.

3. Управляющая компания: функции, возможности и инструменты (на практических примерах). Как с помощью УК можно отрегулировать отношения со-собственников: по поводу имущества, дивидендов, степени участия в бизнесе и осуществления контроля.

4. Владельческий контроль при передаче полномочий наемным управленцам.

 

Раздел 3. Как «выжать» максимум возможности комплексной налоговой оптимизации

1. Настоящее и будущее режимов налогообложение: тотальный апгрейд.

2. Практическое применение договорных инструментов налоговой оптимизации и их нетривиальные комбинаций (на примерах готовых моделей бизнесов).

3. Детали применения особо сложных конструкций: доверительное управление имуществом, простое товарищество, производственный кооператив. Разбор практических ситуаций.

 

Раздел 4. Мастерская нестандартных решений

1. О чем и как могут договариваться между собой собственники, чтобы не допускать конфликтов, и как это закрепить. Примеры и комбинации.

2. Скрытое владение бизнесом или частью бизнеса. Когда это необходимо? Способы реализации. Возможности применения иностранных компаний. Практические советы по использованию.

3. Вексель как регулятор финансовых потоков и налоговой нагрузки. Несколько примеров нестандартного использования.

 

Раздел 5. В одном шаге от цели! Как перевести бизнес на новые рельсы

1. Программируем возможное развитие вашей Безопасной Бизнес-Платформы® (ББП).

2. «zen-структура»® - как связать управленческую и юридическую структуру. Определение количества необходимых субъектов. «Сценарий четырех действий»® - подгонка бизнес-платформы «по фигуре». Как наложить систему мотивации? Перераспределение персонала и зон ответственности.

3. Реорганизационные процедуры существующего бизнеса для разделения или слияния бизнесов, а также для перераспределения имущества (в зависимости от того ООО это или АО).

 

Профессиональным бухгалтерам/аудиторам выдается сертификат ИПБР/СРО о повышении квалификации (40 часов).

 

Стоимость участия в семинаре – от 65000 рублей при двухместном размещении, доплата за одноместное размещение  – от 10000 рублей.

Расходы на поездку принимаются на себестоимость в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ.

 

В стоимость семинара входит:

● обучение;

● сертификат центра образования «ЭЛКОД»

● профессиональным бухгалтерам – сертификат о повышении квалификации (40 ч.);

● перелет авиакомпанией Трансаэро: Москва – Милан – Москва;

● проживание в отеле 4* с завтраком 6 ночей;

● приветственный ужин;

● трансфер аэропорт – отель – аэропорт;

● медицинская страховка;

● экскурсии по программе.


Регистрация на мероприятие и дополнительная информация по телефонам:

(495) 799-57-22, (495) 956-06-95

www.eduel.ru             

seminar@eduel.ru

 

 


Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности - taxCOACH®

Россия, 620075, Екатеринбург, ул. Первомайская, 15, офис 614, 6 этаж (бизнес-центр "Вознесенский")

Телефон/факс: (343) 342-02-02, 283-05-37


В избранное