Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

taxCOACH: рассылка о налогах и налоговой безопасности: О 'специальном' законе об отмене ЕНВД


Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности

О «специальном» налоговом спецрежиме и специальном законе об отмене ЕНВД

Уже практически две недели СМИ рапортуют о принятии закона, направленного на совершенство механизмов налогообложения субъектов малого предпринимательства, а именно о Федеральном законе от 25.06.2012 г. № 94-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». 

За судьбой этого закона мы следили еще с прошлого года. Законопроект № 499566-5 изначально был известен как законопроект об отмене ЕНВД. Предлагалась поэтапная отмена режима: с 2013 - исключение его применения для предприятий розницы и общественного питания;   с 2014 года - полная отмена. Законопроект встретил бурные протесты среди представителей малого и среднего бизнеса и больше года с момента принятия в первом чтении находился без движения.

В итоге всего за прошедший июнь законопроект об отмене ЕНВД превратился в закон, совершенствующий налогообложение для среднего бизнеса и об отмене ЕНВД не говорящий абсолютно ничего. Но об этом чуть позже.

Из ключевых изменений и новинок следующее:

УСН

Начало применения УСН будет носить уведомительный характер. Для применения «упрощенки» со следующего календарного года (а также смены объекта налогообложения) необходимо подать соответствующее уведомление до 31 декабря предшествующего (действующие нормы - до 30 ноября и 20 декабря соответственно). Вновь созданные юридические лица и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе уведомить о переходе на УСН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет (сейчас 5 дней). При этом пропуск этого срока является основанием для отказа в применении режима (п.п. 19 п.3 ст. 346.12 НК РФ).   Действующие ограничения по доходам для перехода на УСН (45 млн. руб.) и для сохранения права на её применение (60 млн. руб.) будут закреплены на постоянной основе. Эти ограничительные величины будут ежегодно индексироваться на коэффициент-дифлятор.

При переходе на УСН ограничение по остаточной стоимости в размере 100 млн. рублей будет определяться только в отношении основных средств. Остаточная стоимость нематериальных активов не будет учитываться.

Установлен порядок для:

- представления налоговой декларации при прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась УСН, - не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному в налоговый орган, прекращена предпринимательская деятельность;

- представления налоговой декларации в случае утраты права на применение УСН - не позднее 25 числа месяца, следующего за кварталом, в котором утрачено право.

Патентная система

Как изначально и предполагалось законопроектом, упрощенная система на основе патента стала отдельным специальным режимом - глава 26.5 НК РФ «Патентная система налогообложения». Эту систему, как и ранее, могут применять лишь индивидуальные предприниматели наряду с другими режимами. Переход на нее остался добровольным. Перечень подпадающих видов деятельности по количеству уменьшен с 69 до 47 за счет укрупнения их характеристик. Из новых:

- оказание  автотранспортных  услуг  по   перевозке   грузов автомобильным транспортом;

- оказание автотранспортных услуг  по  перевозке  пассажиров автомобильным транспортом;

- сдача в аренду (наем)  жилых  и  нежилых  помещений,  дач, земельных  участков,  принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности;

- розничная   торговля,   осуществляемая    через    объекты стационарной  торговой  сети  с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли;

- розничная    торговля,    осуществляемая   через   объекты стационарной торговой сети,  не имеющие  торговых  залов,  а  также через объекты нестационарной торговой сети;

- услуги общественного питания, оказываемые  через  объекты организации  общественного  питания  с  площадью  зала обслуживания посетителей не  более  50  квадратных  метров  по  каждому  объекту организации общественного питания. При этом субъектам РФ предоставлено право увеличивать количество видов деятельности, относящихся к бытовым услугам в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению.

Налоговая ставка - 6% от потенциального возможного годового дохода, который устанавливается субъектом РФ и не  может быть меньше 100 тыс. и больше 1 млн.  рублей. То есть стоимость патента может составлять от 6000 до 60000 рублей в год.

Увеличено количество работников с 5 до 15 человек. Налоговая декларация, как и сейчас, в налоговый орган не предоставляется. Также сохранена обязанность по ведению налогового учета в книге учета доходов (а, следовательно, не возникнет обязанности по ведению бухгалтерского учета).

ЕНВД

В соответствии с этим законом внесены небольшие, но существенные изменения, касающиеся применения Единого налога на вмененный доход. Применение ЕНВД с 1 января 2013 года станет добровольным и будет носить уведомительный характер. Для индивидуальных предпринимателей, не производящих выплаты и вознаграждениям физическим лицам, сумма налога уменьшается на уплаченные страховые взносы, чего нельзя будет сделать «на патенте». Перечень видов деятельности практически не изменен.

Безусловно, зная, что этот законопроект изначально предполагал отмену ЕНВД, его прочтение в финальном варианте вызвало небольшое недоумение, в первую очередь касательно мелкой розницы и общепита. Опасения субъектов этих сфер, что их вытесняют с рынка крупные торговые сети, исключаются появлением параллельного существования сразу двух льготных режимов - УСН на патенте и ЕНВД. Но не так все просто.

ЕНВД будет отменен в 2018 году. И хоть об этом нет ни слова в этом законе, строчка об этом закралась в закон №97-ФЗ от 29.06.2012 года, посвященный исключительно вопросам электронного документооборота. Причина того, что норма об отмене «вмененки» попала в другой «по теме» закон, может иметь следующие объяснения:

-либо просто забыли указать об этом в законе от 25 июня и приписали это 29 числа;

 -либо не хотелось портить общее позитивное впечатление проявления поддержки малого предпринимательства.

Безусловно, продолжительное параллельное существование двух схожих спецрежимов установлено для обеспечения безболезненности переходного периода для индивидуальных предпринимателей. Но почему отмена ЕНВД прошла в другом законе? Чтобы не акцентировать на этом внимание и не породить новую волну недовольств юридических лиц - собственников магазинов и ресторанов с площадью залов более 50 квадратных метров? Может быть, и не стоило обращать на это внимание. Но не в обстоятельствах сегодняшнего дня. Очевидно, решение об отмене ЕНВД принято весьма тихим способом. И что-то подсказывает, что так же тихо и незаметно могут быть приняты многие решения, ужесточающие как положение налогоплательщиков, так и порядок налогового администрирования, чего, безусловно, стоит ожидать в условиях обещаемой новой волны экономического кризиса. И то обстоятельство, что ЕНВД отменят только через 6 лет, никак не должно снижать бдительность... Вдруг в какой-то новый законопроект закралась еще какая-нибудь приписочка об отмене его с завтрашнего дня?

 

Обсудить материал с автором...

Коллектив Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности - taxCOACH

 


В избранное