Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

taxCOACH: рассылка о налогах и налоговой безопасности № 65 (269) от 02.11.2010 г.


Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности

Обзор судебной практики
по вопросу порядка определения размера необоснованной налоговой выгоды по делам, связанным  с «проблемными» поставщиками.

При судебном оспаривании решений налоговых органов о доначислении налогоплательщику налога на прибыль и НДС по причине признания инспекцией налоговой выгоды, полученной при взаимоотношениях с «проблемными»[i] поставщиками, необоснованной, возникает вопрос о правомерности заявленного инспекцией размера этой самой необоснованной выгоды.

Признавая неправомерность заявленных налогоплательщиком расходов по налогу на прибыль и/или вычетов по НДС по договорам поставки, в которых фигурируют «проблемные» поставщики, купившие поставленный товар в свою очередь от других, как правило, реальных поставщиков (изготовителей), налоговые органы, определяя величину необоснованной налоговой выгоды, не принимают к учету всю сумму заявленных расходов. Однако, как правило, купленный товар имеется в наличии, оприходован, возможно, уже реализован либо использован в производстве.

Иными словами, доход от последующей реализации (использования) поставленного товара налоговый орган принимает к учету, а расходы на приобретение этого товара, которые все равно есть, не принимает.

Подобный порядок определения величины необоснованной выгоды характерен, как показал проведенный анализ,  для большинства федеральных судебных округов, за исключением единичных случаев, в основном имеющих место в Западно-сибирском федеральном округе. 

Для ясности момента, рассмотрим конкретный пример.

По результатам выездной налоговой проверки ООО «Минерал Экспресс», налоговым органом  доначислен обществу, в том числе, налог на прибыль, уменьшен предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС.

Согласно обстоятельствам дела, ООО «Минерал Экспресс» приобрело товар у ООО «Химснаб», который в свою очередь  купил его у ООО «Торговый дом «Интер-Борд».

 

По мнению Инспекции ФНС, фактически товар приобретался налогоплательщиком по завышенным ценам; учредителем и руководителем ООО "Химснаб" значится лицо, которое фактически никакого отношения к деятельности организации-поставщика не имеет; реальным поставщиком общества являлось ООО "Торговый дом "Интер-Борд", а ООО "Химснаб" было привлечено к участию в сделке с целью получения необоснованной налоговой выгоды.

При этом налоговый орган, определяя величину необоснованной выгоды, исходил из того, что общество необоснованно приняло к вычету НДС и неправомерно включило в расходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль разницу в ценах между ценой, по которой был приобретен товар у ООО "Химснаб" и ценой по которой товар приобретался обществом "Химснаб" у общества "Торговый дом "Интер-Борд" (См. Постановление Федерального арбитражного суда Западно-сибирского округа от 9 сентября 2009 г. N Ф04-5482/2009(19397-А45-42)).

Таким образом, налоговый орган принял к учету расходы налогоплательщика и вычеты по НДС исходя из стоимости этого товара у первоначального поставщика.

 

            Аналогичным образом размер необоснованной выгоды определялся изначально налоговыми органами в единичных случаях (См. Постановления ФАС Центрального округа от 2 июля 2010 г. по делу N А09-3061/2009; ФАС Северо-западного округа от 09.02.2010 по делу №А42-5222/2008; ФАС Западно - сибирского округа от 17.08.2010 №Ф04-4895/2009; ФАС Западно - сибирского округа от 26.10.2009 по делу №А56-15244/2007; ФАС Северо-Кавказского округа от 29.10.2009 по делу №А53-2486/2000; ФАС Центрального округа от 19.11.2009 по делу №А48-2694/08-6).

Однако судебные акты по данным делам приняты в пользу налогоплательщиков. То есть решения налоговых органов, в которых доначислены налоги с учетом разницы между ценами поставщиков, отменены, поэтому утверждать, что в этих постановлениях Федеральных арбитражных судов описанный порядок определения величины необоснованной налоговой выгоды признан судебными органами правомерным, не приходится.

            Проведенный обзор, охвативший период с 01.07.2009 по октябрь 2010 года, показал, что в основной своей массе вопрос о порядке определения налоговым органом величины необоснованной выгоды с достаточной аргументацией не принятия расходов и вычетов по реально существующему товару, судебными постановлениями не отражен.

Вместе с тем примером судебного подтверждения правомерности доначисления налогов на разницу цен между реальным и «проблемным» поставщиками может служить Постановление ФАС Западно - сибирского округа от 09.06.2010 по делу №А27-14428/2008, в котором суд указал, что «…Учитывая отсутствие реальных операций по приобретению обществом товаров у ООО "Инстра", налоговым органом правомерно доначислен НДС на разницу между ценой, указанной в договоре общества с ООО "Инстра", и ценой производителя товара - ООО "Урал-Гипс", от которого фактически получена продукция. Также из расходов общества при исчислении налога на прибыль обоснованно исключена вышеуказанная разница в ценах…».

            Анализируя причины непринятия всей суммы расходов (вычетов) по реально приобретенному товару Инспекциями ФНС, в том числе и в Уральском Федеральном округе, мы пришли к предположению об отсутствии, по мнению арбитражных судов, соответствующих полномочий у налоговых органов, прямо позволяющих им осуществлять принятие заявленных сумм в части. Иными словами, действующее законодательство не позволяет налоговикам проявлять инициативу в данном вопросе: если не принимать, так не принимать все.

Для примера, Постановление ФАС Западно - сибирского округа от 17.08.2010 №Ф04-4895/2009: «…не принимая понесенные затраты и вычеты по НДС, Инспекция, проанализировав разницу между ценой посредника (ООО "Редут") и отпускной ценой производителя (ООО "Группа Магнезит"), пришла к выводу о неправомерности заявленных расходов в сумме 1 597 403 рублей, поскольку при отсутствии документального подтверждения на расходы от реализации за 2005 год отнесены стоимости запчастей в сумме 1 060 876 рублей, которые фактически не поставлялись ООО "Редут".

Отклоняя указанные доводы, арбитражные суды правомерно указали, что согласно пункту 1 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки, пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

Возможность установления цены на товар по соглашению сторон (как необходимого условия договора) установлена статьей 485 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Между тем из решения налогового органа следует, что несоответствие примененной сторонами цены договора поставки продукции в порядке статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации не использовалось налоговым органом в качестве фактора для контроля за формированием цен. Материалы выездной налоговой проверки не содержат выводов о несоответствии предъявленных к оплате по договорам поставки огнеупорной продукции сумм фактически поставленным товарам с учетом дальнейшего их использования в производстве сырья и материалов, приходящихся на произведенные товары, либо о несоответствии примененных цен условиям договора.

Кроме того, сама по себе разница между ценой посредника и ценой производителя товара, при неустановлении отклонений в сторону повышения или понижения от уровня рыночных цен, неустановления уровня рыночных цен на идентичные товары, не является основанием для применения иной цены сделки, чем определена соглашением сторон».

Аналогичная позиция изложена и в Постановлении Федерального арбитражного суда Западно-сибирского округа от 9 сентября 2009 г. N Ф04-5482/2009(19397-А45-42).

  Заявляя о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, налоговый орган в первую очередь должен привести мотивированный расчет размера этой выгоды.

При этом налогоплательщику следует в усиление логичности своей позиции представлять все возможные доказательства не только несения расходов на приобретение товара от «проблемного» поставщика, но и доказательства дальнейшего использования этого товара и, как следствие, получения дохода. Дохода, который, в нарушение всякой логики, налоговый орган принимает к учету, не принимая расходы на этот товар.

Утверждение, что доходы не возможны без расходов, должно быть основополагающим при построении позиции по делу.

Отсутствие полномочий у налоговых органов на определение величины необоснованной налоговой выгоды на разницу в ценах «проблемного» и реального поставщиков, не исключает права налогоплательщика заявлять о необходимости такого определения в суде и в обязательном порядке требовать судебного обоснования не принятия его доводов.

О правомерности утверждения об обязательном определении величины необоснованной выгоды с учетом разницы цен между реальным поставщиком и «проблемным» свидетельствуют не только мнения судов и изначальные позиции по данному вопросу налоговых органов в приведенных выше судебных актах, но и аналогичный подход к определению размера необоснованной налоговой выгоды по делам, связанным с применением схем «аутсорсинга», исследование и анализ которых станет следующей темой нашего обзора.

Обсудить материал с автором…

Коллектив
Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности
taxCOACH


ХИТ! Обновленная на 30% программа 2-дневного мастер-класса Ярослава Савина!

Руководителям, собственникам бизнеса, бухгалтерам, юристам, финансистам - не упустите возможность - посетите:

18-19 ноября - "Практика построение системы налоговой безопасности для руководителя"

Ключевые особенности программы:

- универсальный язык изложения, понятный одновременно руководителям, юристам и бухгалтерам;
- сочетание системного изложения материала с решением сквозных кейсов, разработанных на примерах из практики автора;
- работа в малых группах для лучшего усвоения услышанного,
- адаптация программы под специфику отраслей слушателей,
- сразу после регистрации на программу у каждого слушателя есть возможность поделиться идеями, набросками или проблемными ситуациями с автором программы, написав об этом на mail@taxcoach.ru.

Участие платное. Зарегистрировавшимся до 8 ноября - скидки!!!

Зарегистрироваться на программу и отправить заявку...

Вы хотели посетить мастер-класс «Построение системы налоговой безопасности» Я.Г. Савина, но не смогли в силу географической удаленности или нескончаемого потока дел, не позволяющего выделить два дня на обучение?

Прислушавшись к этому, taxCOACH выпустил Видео-версию мастер-класса!

Не дайте пространству и времени отключить вас от мира налоговой безопасности.

Уникальные проекты от ШКОЛЫ taxCOACH:

NEW!

24 ноября -

"Как выиграть налоговую войну" (однодневный семинар).

Авторы-ведущие:

Сергей Бахтов, эксперт по налогообложению и управлению налоговыми рисками Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности; в недавнем прошлом куратор отдела выездных налоговых проверок ИФНС.

Вадим Ягудин, эксперт по налогообложению и управлению налоговыми рисками Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности; аттестованный налоговый консультант; автор десятков статей и публикаций по вопросам обеспечения налоговой безопасности.

Вы узнаете то, о чем не говорят на семинарах по налоговой тематике!

Зарегистрироваться на программу и отправить заявку...

НОВИНКА СЕЗОНА!

25 ноября -

"Ответственность за налоговые преступления: тенденции, тактика, практика защиты" Остросюжетный детектив в форме однодневного семинара.

Автор-ведущий: Прокопив Сергей Владимирович, адвокат, член Президиума Свердловской Областной Гильдии Адвокатов; опыт работы в Главном следственном управлении при ГУВД Свердловской области; адвокатский стаж - 10 лет.

Зарегистрироваться на программу и отправить заявку...

10 декабря - долгожданный Уральский налоговый форум, отель Хаятт Ридженси Екатеринбург:

«Архитектура налоговой безопасности - 2011»

Россия - силовая страна. Вести бизнес здесь можно, только если Вы готовы отстаивать созданное своими руками. Угодить под пристальное внимание налоговых «силовых» структур может каждый руководитель или собственник бизнеса. Причиной может быть все что угодно: завистливые партнеры, агрессивные конкуренты, недобросовестные поставщики и подрядчики, и даже бывший супруг.

Мы предлагаем Вам побывать на импровизированном «боксерском ринге». Настоящее шоу в мире налогов!

Участие в проектах - платное. Действуют скидки!!!

Зарегистрироваться на мероприятия Школы taxCOACH, запросить подробные программы семинаров, можно, позвонив нам прямо сейчас:

(343) 342-02-02, +7-929-212-99-19 - Ольга Рокина.

rokina@taxcoach.ru, www.taxcoach.ru



1) «проблемные» поставщики – юридические лица, обладающие признаками анонимных структур: имеют номинальных директоров, по адресу регистрации не находятся, налоговую отчетность не сдают, необходимыми производственными ресурсами для выполнения договорных обязательств не обладают, и т.д., и т.п.


В избранное