Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

TaxCOACH: рассылка о налогах и налоговой безопасности № 23 (227) от 15.12.2009 г.


 

Консалтинговая группа "Ардашев и партнеры"

Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности

 

taxCOACH: рассылка о налогах и налоговой безопасности
под чутким руководством персонального тренера

 

 

 

Новость

Налог на имущество физических лиц. Участники общей собственности смогут спать  спокойнее.

Кому надо знать: юристу, бухгалтеру.

Физические лица – участники долевой собственности на имущество наконец-то смогут спать спокойнее. Заплатив налоги, конечно. К такому выводу нам позволяют прийти положения опубликованного 30 ноября 2009 г. Федерального закона Российской Федерации от 28 ноября 2009 г. N 283-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Указанным законом был изменен порядок определения инвентаризационной стоимости имущества, с которой физическими лицами уплачивается налог на имущество физических лиц, в том случае, если гражданин владеет имуществом на праве собственности не единолично, а совместно с иными участниками общей совместной или долевой собственности.

Поясним, в чем принципиальное отличие нового порядка определения инвентаризационной стоимости от ранее действовавшего на следующем примере.

В собственности гражданина А. имеется ½ доли в праве на квартиру, инвентаризационная стоимость которой в целом составляет 600 000,00 руб. Решением представительного органа местной власти установлено, что имущество, стоимость которого превышает 500 000,00 руб., облагается по ставке 2%, а если находится в диапазоне от 300 000,00 руб. до 500 000,00 руб., то – 0,3%. На основании ранее действовавшей редакции ст.2 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-I "О налогах на имущество физических лиц" налогоплательщику А. следовало уплатить налог в размере 6 000,00 руб. (600 000,00 х 2%/100%/2). После принятых изменений расчет налога будет происходить следующим образом: 600 000,00/2х0,3/100% и поэтому сумма налога составит только 900,00 руб.

Принципиальная разница подхода к расчету инвентаризационной стоимости заключается в том, что если до принятия указанных изменений  инвентаризационную стоимость имело только имущество в целом и  инвентаризационная стоимость никак не зависела от числа собственников данного имущества, и поэтому налог первоначально исчислялся со стоимости всего объекта, а потом уже распределялся между всеми сособственниками пропорционального их доле в праве на данное имущество.  Сейчас же, а если точнее, то с 1 января 2009 г. (законодателем закону придана обратная сила и описываемые нами изменения будут подлежать применению налоговыми органами, начиная с налогового периода 2009 г.), инвентаризационную стоимость имеет именно доля в праве на имущество (жилой дом, квартиру, комнату, гараж и т.п.), которая определяется как стоимость объекта в целом, умноженная на долю налогоплательщика в данном объекте.

Кроме нового порядка определения стоимости, Федеральный закон Российской Федерации от 28 ноября 2009 г. N 283-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установил еще и максимальный период, за который налоговый орган может привлечь налогоплательщика к уплате налога в случае, когда это не было сделано или сделано не в полном объеме. Так, налоговое уведомление, которое содержит расчет суммы налога к уплате, может быть направлено налогоплательщику только за три года, предшествующие календарному году направления такого требования.

Следует отметить, что тем налогоплательщикам, которым был произведен расчет налога за 2009 г. по старым правилам, налоговым органам будет произведен перерасчет, после чего излишне уплаченную сумму налога модно будет вернуть или зачесть в счет недоимки или задолженности по пеням по иным местным налогам.

Плохая новость для перерегистраторов: высокие заработки отменяются.

Кому надо знать: юристу, бухгалтеру.

Ажиотаж, сложившийся вокруг приведения учредительных документов ООО в соответствие с редакцией, действующей с 01 июля 2009 г., наконец спадет – на заседании 11 декабря 2009 г. Госдума приняла сразу в трех чтениях проект ФЗ «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона от 30.12.2008 года №312-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым слова «не позднее 01 января 2010 года» заменены словами «при первом изменении уставов таких обществ».

Таким образом, к «дате Х» - 01 января 2009 г., - упомянутый законопроект будет утвержден Федеральным собранием и подписан Президентом, после чего в ИФНС очереди из лиц, желающих подать документы о внесении изменений в устав ООО, существенно сократятся.

Напомним, что в момент вступления в силу ФЗ от 31.12.08 г. №312-ФЗ, устанавливающего обязанность по приведению учредительных документов ООО в соответствие с новыми нормативными положениями закона «Об Обществах с ограниченной ответственностью» сразу же возникло множество слухов и версий относительно неблагоприятных последствий для обществ, чьи уставы не успеют измениться к новому, 2010, году.

Самой устрашающей карательной мерой называлась принудительная ликвидация по заявлению налогового органа.

Однако наиболее любознательные налогоплательщики очень скоро убедились, что подобные опасения не имеют под собой никаких оснований, поскольку действующим законодательством не предусмотрено не принятие мер по принудительной ликвидации компаний, чьи уставы противоречат закону «Об ООО», ни даже наложение штрафных санкций на само общество, его участников либо должностных лиц.

Даже выход информационного сообщения ФНС от 29.10.09 г. «О федеральном законе от 30.12.08 г. №312-ФЗ», которым налоговое ведомство заверило налогоплательщиков, что «…прохождение или непрохождение процедуры приведения устава в соответствие с законодательством об обществах с ограниченной ответственностью, действующего с 1 июля 2009 года, никоим образом не может отразиться на правоспособности общества», а «исключение из ЕГРЮЛ обществ, не исполнивших обязанность по внесению в свои уставы предусмотренных законодательством изменений, по решению регистрирующего органа не предусмотрено», существенно не изменил размеры очередей в ИФНС.

По-видимому, именно существенное увеличение нагрузки на сотрудников налоговых органов (происходящее на фоне одновременного сокращения их численности) и повлекло за собой осознание законодателями необходимости урегулирования нормативных вопросов, связанных с порядком внесения изменений в уставы ООО.

В итоге, как нам представляется, больше всего от этой ситуации выиграли наиболее «ленивые» и инертные общества, которые не спешили с инспекцией устава своего ООО и с подачей документов в ИФНС.

Обсудить материал с авторами >>

Коллектив
Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности
Группы компаний «Ардашев и партнеры»


В избранное