Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

TaxCOACH: рассылка о налогах и налоговой безопасности № 18 (222) от 10.11.2009 г.


 

Консалтинговая группа "Ардашев и партнеры"

Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности

 

taxCOACH: рассылка о налогах и налоговой безопасности
под чутким руководством персонального тренера

 

 

 

12 ноября 2009 г. Екатеринбург!

XV ЮБИЛЕЙНЫЙ УРАЛЬСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ ФОРУМ!

«Налоговая безопасность и тенденции налогового контроля в посткризисном пространстве»

Форум будет построен на ОТКРОВЕННОМ РАЗГОВОРЕ между выступающими и участниками. ВПЕРВЫЕ мы сознательно отказались от приглашения представителей государственной власти. Что они могут сказать нам нового, кроме того, что налоги платить надо, и что налоговый закон в России и так слишком либерален?

Успевайте зарегистрироваться! >>


Бизнес-интервью руководителя Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности Ярослава Савина для деловой газеты «Капитал» (опубликовано 28.10.2009 г., № 49 (1313))

Ярослав САВИН: «Налоговое преступление? Нет, налоговый спор»

В октябре 2009 г. на заседании Госдумы в первом чтении был принят законопроект «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ» в части изменения условий привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления. В преддверии проведения 12 ноября 15-го юбилейного Уральского профессионального Налогового форума «Капитал» обратился за комментариями законопроекта к постоянному ведущему мероприятия – Ярославу Савину, партнеру, руководителю Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности Консалтинговой группы «Ардашев и партнеры», известному в регионе эксперту в вопросах налогообложения, члену Учебно-методического совета Палаты налоговых консультантов РФ.

- Ярослав Геннадьевич, многие профильные специалисты в вопросах налогообложения дают оценки законопроекту от положительных до крайне положительных. Вы согласны с мнением коллег?

- Вы знаете, я не склонен впадать в эйфорию. Скорее, появился отличный повод задуматься и расставить заново акценты. Объясню почему. Самое принципиальное из того, что предлагает проект закона, состоит в следующем.

Во-первых, возможность освобождения лица, впервые привлекаемого к уголовной ответственности за совершение налогового преступления, от уголовной ответственности, если оно полностью погасило начисленные решением налогового органа налоги и пени, а также штрафы.

Во-вторых, повышение размера налога, при неуплате которого наступает уголовная ответственность. Так, в несколько раз планируется повысить минимальный порог неуплаты налога, при превышении которого деятельность налогоплательщика начинает приобретать уголовно-правовую окраску.

Наконец, подтверждение размера неуплаченного налога только решением налогового органа. И не просто решением, а решением, вступившим в законную силу, то есть таким, которое прошло проверку по жалобе налогоплательщика в вышестоящем налоговом органе и не было признано недействительным в судебном порядке.

- В чем принципиальная значимость закона для налогоплательщиков?

- Для начала, давайте оглядимся вокруг. Нет смысла еще раз останавливаться на характеристике текущих финансовых условий, в которых сейчас находится бизнес. Замечу лишь, что сохраняется тенденция сокращения предприятиями издержек, в том числе и за счет налогов. Напомню также и о снижении собираемости налогов в бюджет примерно на 40% и усилении налогового контроля в связи с этим.

Теперь о самом налоговом контроле. В настоящее время арбитражное разбирательство по налоговому спору и уголовное расследование налогового преступления представляют собой два самостоятельных процесса, нередко идущих параллельно друг другу. Так, согласно сов местному приказу Федеральной налоговой службы РФ и МВД РФ в случаях, когда сумма налоговых доначислений по решению налогового органа может указывать на совершение налогового преступления, последний обязан передать материалы проверки в органы внутренних дел для дополнительной проверки и принятия решения в возбуждении уголовного дела. При этом любой следователь, занятый расследованием налоговых преступлений, подтвердит, что решение налогового органа, признанное незаконным арбитражным судом, никак не препятствует уголовному разбирательству в отношении должностных лиц организации.

Учитывая, что исход рассмотрения налогового спора в арбитражном суде не влияет на ход уголовного преследования, многие руководители и собственники бизнеса полагают, что нет необходимости и в построении квалифицированной судебной защиты с привлечением налоговых экспертов, и довольствуются своими штатными юристами, поскольку это существенно снижает затраты компании. И это, отчасти, оправданно. Ведь победа в налоговом споре ничего не добавляет в «копилку» предприятия. Зачем тратить, если ничего не зарабатываешь? А, на крайний случай, если размер налоговых санкций велик, есть еще одно средство – банкротство. Про самостоятельные милицейские проверки на налоговую тему, запрет на которые якобы сейчас действует, и говорить не приходится. Мало того, что этот запрет не более, чем миф, практически каждый, кто работает в производственном, торговом или строительном бизнесе, рискует получить требование от подразделения по налоговым преступлениям о предоставлении информации относительно его хозяйственной деятельности. Со всеми вытекающими последствиями.

- Что изменится сейчас?

- Учитывая, что привлечь к уголовной ответственности за налоговое преступление можно будет только при наличии вступившего в силу решения налогового органа, вынесенного по результатам налоговой (а не милицейской) проверки, - очень многое. Фактически налоговый спор (сначала на уровне разногласий в инспекции, а затем и в арбитражном суде) становится той линией обороны, за которую отступать уже нельзя, поскольку победа в нем гарантирует и личную безопасность собственника, руководителя и бухгалтера в части привлечения к уголовной ответственности. Это принципиально. Появится и крайний вариант, на случай, если ничего не помогло. Исполнить решение налогового органа и уплатить недоимку, пени и штраф. Это тоже исключит уголовную ответственность.

- Как вы полагаете, насколько вероятно быстрое принятие закона?

- Я думаю, это произойдет не быстро, а очень быстро. Этому несколько причин. Авторы законопроекта не скрывают, что в условиях бюджетного дефицита разумнее стимулировать предпринимателей вносить налоговые платежи, чем назначать наказание в виде лишения свободы (тоже не бесплатное мероприятие для государства). Другая причина – все профильные инстанции, включая Верховный суд, дали положительные отзывы о законопроекте. Есть и еще одна причина, но о ней мы поговорим с участниками Уральского профессионального Налогового форума. Напомню, он пройдет 12 ноября в бизнес-отеле «Московская горка».

- Почему именно на форуме? Там для этого особые условия?

- Точно. Именно особые условия. Во-первых, форум – это не традиционное мероприятие вроде  конференции, на которой собираются умные дяди «себя показать». Это площадка для обсуждений. За пять лет проведения мероприятия мы постепенно добились этого. Формат до 100-120 участников позволяет. Слушатели стали активными: спорят, делают реплики с мест и даже становятся докладчиками. Форум не для избранных, а для каждого. Кроме того, в этот раз мы отказались от участия государственных органов, чтобы не тратить время на «официальную позицию». Наоборот, мы создали условия для того, чтобы разговор состоялся максимально откровенным. Да и каждому докладчику поставлено условие: выступление должно быть не только острым (от «страшилок» на налоговую тему уже все устали), но и открывать участникам, по меньшей мере, 1-2 профессиональных секрета.

Обсудить материал с автором >>

Коллектив
Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности
Группы компаний «Ардашев и партнеры»


В избранное