Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

В помощь бухгалтеру и юристу

  Все выпуски  

МКПЦН - в помощь бухгалтеру и юристу


МКПЦН - в помощь бухгалтеру и юристу

N 249 от 2010-03-26

 

 

 

В ЭТОМ ВЫПУСКЕ

 

 

Новости МКПЦН

Семинары

22 апреля в Санкт-Петербурге состоится бесплатный семинар на тему "Налоговые проверки: правила проведения и способы защиты"

БЕСПЛАТНЫЙ курс повышения квалификации по направлению: "Кадровая служба предприятия малого и среднего бизнеса: организация, законодательство, документооборот"

Предложения МКПЦН

Разработка учетной политики

Вопрос-ответ

Может ли организация зарегистрировать иностранных сотрудников, приезжающих по рабочей визе, по адресу местонахождения организации?

 

 

НОВОСТИ  МКПЦН

МКПЦН в рейтинге «Эксперта». Что влияло на рынок аудита и какие прогнозы можно сделать на будущее?

Интервью Натальи Малофеевой, заместителя генерального директора компании МКПЦН

 


Рейтинговое агентство «Эксперт РА» в очередной раз подвело итоги работы представителей российского рынка аудиторско-консалтинговых услуг. Согласно данным рейтингового агентства, по итогам 2009 года аудиторская компания МКПЦН занимает:

∙ 17 место среди крупнейших аудиторско-консалтинговых групп России,

∙ 14 место среди лидеров в предоставлении аудиторских услуг,

∙ 9 место по страховому аудиту,

∙ 10 место по инвестиционному аудиту,

∙ 4 место по налоговому консалтингу,

∙ 9 место по юридическому консалтингу,

∙ 14 место по оказанию услуг в области МСФО


Какие факторы влияли на аудиторско-консалтинговый рынок в 2009 году и какие прогнозы можно сделать на будущее? Подробности в интервью Натальи Малофеевой, заместителя генерального директора компании МКПЦН журналу «Финанс.» (октябрь 2009 года).


Наталья Анатольевна, какие основные особенности имеет рынок аудита в России, как на него повлиял кризис?

– Аудиторские компании работают на рынке не сами по себе, а целиком и полностью зависят от своих клиентов. Поэтому из-за общей ситуации в экономике, конечно, у нас есть потери в клиентской базе по разным видам услуг, за исключением, может быть, юридических – здесь даже наблюдается увеличение спроса.


С чем это связано?

– Во-первых, во многих компаниях идет сокращение персонала, а этот процесс требует грамотного юридического оформления и нередко вызывает судебные споры с бывшими сотрудниками. А во-вторых, возросло число обращений в арбитражные суды, что объясняется снижением платежеспособности компаний, ростом дебиторской задолженности. Все это увеличивает потребность в правовых услугах.
Значимой тенденцией является также переориентация клиентов с крупных аудиторских компаний на средние и мелкие, которые более мобильны и имеют меньшую стоимость услуг. Переделом рынка этот процесс назвать нельзя, но, тем не менее, ротация идет.


То есть происходит разукрупнение рынка?

– Да. В частности, для нашей компании положительным моментом кризиса стало заключение договоров с несколькими крупными имиджевыми клиентами, которые перешли к нам на обслуживание из «Большой четверки».


И чем был аргументирован этот переход?

– Стоимостью. Кроме того, за последние несколько лет российские фирмы существенно улучшили качество своих услуг. И это еще одна причина перемещения клиентов внутри рынка.
Кстати, совсем от консалтинга и аудита отказалось не так много компаний. Большинство, не отказываясь от услуг, пытаются договариваться по цене или перейти на обслуживание туда, где стоимость ниже.


А у вашей компании были потери клиентов из-за того, что кому-то услуги показались дороговатыми?

– Да, конечно, мы не исключение. Но если мы можем пойти клиенту навстречу, то, безусловно, это делаем.


Насколько сегодня востребованы юридические услуги, предоставляемые по аутсорсингу?

– Аутсорсинг выгоден компаниям по нескольким позициям. Стоимость юридического абонемента зависит от того, какой набор услуг в него включен. Если у клиента однотипный бизнес и он работает по стандартным, однажды составленным договорам, которые не требуют особых корректировок, если нет никаких споров в судах, то цена такого пакета будет очень низкой.
Но если даже брать средний набор услуг, включающий консультации, составление и экспертизу договоров, то такой юридический абонемент обойдется в такую же сумму, что и зарплата хорошего юриста. Даже немного дешевле, так как с заработной платы требуется платить ЕСН. К тому же очень важен тот факт, что любой специалист имеет определенную специализацию и она не может быть безграничной. А при аутсорсинге вы фактически имеете дело с группой юристов, которые сообща решают ваши проблемы.


Но возможности компании также не безграничны. Значит ли это, что в случае необходимости вы привлекаете специалистов со стороны? И как это отражается на стоимости?

– Наши отношения с клиентами регулируются договорами, где описан круг вопросов, которые мы обязаны решать. Однако это не значит, что мы бросим партнера на произвол судьбы, если его потребности выходят за рамки нашей компетенции – нам проще, чем ему, найти необходимого эксперта в области, где мы не специализируемся. Как правило, подобные услуги оплачиваются дополнительно.
Кстати, еще одним преимуществом аутсорсинга юридических услуг является то, что от них в любой момент можно отказаться. А вот уволить работающего в компании юриста будет очень затруднительно: увольнять людей вообще тяжело, а юристов – втройне.
Кроме того, существенным является вопрос ответственности – договор с юридической компанией подразумевает ее полную материальную ответственность. А если ошибся штатный сотрудник – неважно, юрист он или нет – то компенсация в лучшем случае не превысит среднемесячный заработок провинившегося. То есть, можно сказать, что ответственности, к сожалению, никакой.

Страхуете ли вы свои риски? Если – да, то на какую сумму?

– Ответственность нашей компании застрахована на сумму 1 млн евро. Могу похвастаться – ни разу этой страховкой не пользовались в связи с отсутствием претензий.

Вы – заседатель Арбитражного суда Московской области. Насколько увеличилось число обращений за последнее время?

– Если основываться на моем личном опыте, то оценка может быть неточной – нас, заседателей, привлекают к участию в процессах только по желанию спорящих сторон. Лучше воспользоваться статистикой Высшего арбитражного суда России, согласно которой в 2009 году по сравнению с 2008 количество исковых заявлений выросло почти вполовину (на 45%).

Вернемся к аутсорсингу. Сегодня по этой схеме выгодно предоставлять только юридические услуги?

– Если говорить об управленческих функциях, то на аутсорсинг чаще всего отдается ведение бухгалтерского учета, юридическое сопровождение и услуги в области МСФО.

Кому сегодня нужна отчетность по МСФО? Насколько я понимаю, потребность в ней сократилась…

– Желающих трансформировать свою отчетность из РСБУ в МФСО действительно стало меньше. И это, наверное, правильно с точки зрения расходов фирмы. Но жизнь не стоит на месте, и любой менеджер понимает, что кризис рано или поздно закончится и возникнет потребность и возможность привлечения инвестиций, получения кредитов и пр. И тогда отчетность по МСФО станет необходима. Поэтому многие компании, пользуясь низкими ценами, продолжают вести учет не только по РСБУ, но и по МСФО – это некий кирпичик в будущее здание международных инвестиций.

Для тех компаний, которые планируют рано или поздно выйти на западные рынки инвестиций и заимствований, очень выгоден аутсорсинг подготовки финансовой отчетности внешними консультантами, у которых имеется обширный опыт правильного формирования структуры отчетности в том или ином бизнесе, а также большой навык в смысле скорости подготовки необходимой документации. Кроме того, в ходе проведения консультаций у наших клиентов есть возможность готовить своих специалистов – ранжирование данных, запрашиваемых нашими консультантами, позволяет заранее готовить необходимый для построения отчетности материал.

Конечно, таким образом от консалтинга до подготовки собственных специалистов проходит порой более длительный период, но он более комфортный с точки зрения финансовых затрат, качества отчетности и ее аудита.


А что происходит в области аудита по РСБУ?

– Ряд компаний просто обязаны проводить аудиторские проверки, кроме того, к ним привыкли менеджеры и бухгалтеры. С одной стороны, это некая процедура контроля на предприятии, а с другой – получение менеджерами уверенности в том, что у них все нормально, либо выявление болезненных точек, которые необходимо устранить.

Очень важным явлением для рынка в целом стало вступление в действие нового закона об аудите, согласно которому с 1 января 2010 года отменяется лицензирование и вводится обязательное членство в СРО, к которым от Минфина переходит контроль за качеством проверок. Нас это очень радует.

 

 

СЕМИНАРЫ

22 апреля в Санкт-Петербурге состоится бесплатный семинар на тему "Налоговые проверки: правила проведения и способы защиты"

 

Филиал аудиторской компании МКПЦН в Санкт-Петербурге приглашает Вас принять участие в семинаре на тему "Налоговые проверки: правила проведения и способы защиты". Семинар состоится 22 апреля 2010 года. Слушатели обеспечиваются раздаточным материалом.

Участие в семинаре бесплатное.

На семинаре вы узнаете о порядке и особенностях проведения налоговых проверок, правах налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля, возможностях налогоплательщика в рамках проводимых мероприятий, порядок и подробную процедуру обжалования действий налоговых органов, а также получите практические рекомендации по борьбе со злоупотреблениями и неправомерными действиями налоговых органов при проверках, сможете выстроить стратегию защиты в суде.

Семинар основан на актуальных и наиболее показательных примерах из материалов арбитражной практики. Семинар адресован генеральным директорам, финансовым директорам, специалистам по налогообложению, главным бухгалтерам, юристам, налоговым консультантам, аудиторам.

Программа семинара

1. Камеральные проверки. Порядок, сроки проведения проверки. Права и обязанности сторон. Оформление ответов на требования налоговых органов о представлении документов. Злоупотребления в практике налоговых органов. Арбитражная практика.

2. Выездные налоговые проверки. Порядок проведения, продления и приостановления. Привлечение правоохранительных органов. Арбитражная практика и злоупотребления в практике налоговых органов.

3. Истребование документов. Запрос документов у налогоплательщика. Встречные проверки. Способы защиты от обвинений в необоснованной налоговой выгоде. Злоупотребления. Арбитражная практика.

4. Особенности составления возражений на акты налоговых проверок и их представление.

5. Порядок вынесения акта и решения: порядок оформления, обжалование досудебное (рассмотрение возражений), судебное. Обеспечительные меры. Передача материалов в органы МВД.

6. Порядок взыскания налога, пени, штрафа. Способы защиты от инкассовых поручений.

7. Основные особенности ведения налоговых споров в суде.

Семинар ведет Анна Кулакова, руководитель сектора арбитражной практики компании МКПЦН.

Регистрация в семинаре обязательна. Зарегистрироваться можно по телефону (812) 407-80-47 или по электронной почте spb@mkpcn.ru.

Семинар состоится 22.04.2010 в 10-00 по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Ефимова, д.3, офисный центр ТК "Сенная", конференц зал (4 этаж).

***

БЕСПЛАТНЫЙ курс повышения квалификации по направлению: "Кадровая служба предприятия малого и среднего бизнеса:

 организация, законодательство, документооборот"

 

В рамках Комплексной целевой программы развития и поддержки малого предпринимательства г. Москвы на 2007-2009 гг. Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы, Московский Фонд подготовки кадров и содействия развитию инновационной деятельности, АНО "Учебный центр МОАП" проводят в апреле-мае 2010 г. курс повышения квалификации по направлению: "Кадровая служба предприятия малого и среднего бизнеса: организация, законодательство, документооборот"

Оплата обучения производится за счет бюджетных средств.

В программе: актуальные вопросы трудового законодательства: оформление трудовых отношений с работниками, кадровых перемещений, увольнений по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом; формирование навыков составления локальных нормативных актов, заполнения унифицированных форм кадровых документов; изучение новых нормативных актов, регламентирующих работу с трудовыми книжками и освоение на практике правил их заполнения и ведения; разбор сложных случаев деятельности кадровых служб и типичных ошибок кадровиков; рекомендации по подготовке к проверкам Государственной инспекции труда. Решение практических задач. Ответы на вопросы, индивидуальные консультации.

В программах могут принимать участие:

  • учащиеся школ/колледжей/ВУЗов г. Москвы в возрасте от 14 до 30 лет;
  • женщины, осуществляющие уход за ребенком до 14 лет или лица, фактически осуществляющих уход за ребенком и находящихся в отпуске по уходу за ребенком;
  • военнослужащие, увольняемые в запас и члены их семей;
  • инвалиды.

Место проведения: г. Москва, ст. метро Лубянка, Кривоколенный пер., д. 3, стр. 1 (выход на ул. Мясницкая к магазину "Библио-Глобус").

Контактная информация и регистрация по телефонам: (495) 628-01-79, 628-91-51.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ МКПЦН

Разработка учетной политики

В настоящий момент законодательство ориентировано на определение принципов и общего подхода к порядку построения бухгалтерского и налогового учета и не в состоянии учесть специфику деятельности каждой конкретной организации. При этом ряд нормативных актов прямо позволяет предприятиям самостоятельно регламентировать те или иные учетные вопросы. Основным документом, отражающим выбранные организацией конкретные способы ведения бухгалтерского и налогового учета, является учетная политика.

Аудиторская компания МКПЦН предлагает свою помощь в разработке индивидуальной учетной политики на 2010 год для целей бухгалтерского учета и исчисления налогов.

Ответственным со стороны МКПЦН за проведение переговоров по вышеуказанным услуг является
руководитель консультационного отдела Афонина Татьяна Юрьевна (621-10-15, 628-55-60).

Зачем нужна учетная политика?

Наличие учетной политики, являясь важным условием полноценной и четкой работы бухгалтерской службы, в ряде случаев способствует снижению трудозатрат на отражение хозяйственных операций в учете. Кроме того, благодаря отражению в учетной политике некоторых аспектов бухгалтерского или налогового учета, организации могут избежать спорных ситуаций с контролирующими органами.

Так, например:

  • согласно ПБУ 15/2008 расходы в виде процентов по займам и кредитам признаются прочими расходами, но за исключением той их части, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива - объекта имущества, подготовка которого к использованию требует длительного времени и существенных расходов на приобретение, сооружение и (или) изготовление. Установление в учетной политике определенного временного интервала и уровня существенности расходов позволит организации часть приобретаемых (сооружаемых, изготавливаемых) активов не относить к инвестиционным и признавать проценты по займам и кредитам, используемым на их приобретение (сооружение, изготовление) имущества, в составе прочих расходов. Кроме того, это позволяет организации сблизить бухгалтерский учет с налоговым (поскольку в целях исчисления налога на прибыль проценты по займам и кредитам признаются внереализационным расходом), а значит, сократить трудозатраты на ведение учета,
  • ПБУ 14/2007 не содержит порядка отражения и признания расхода, связанного с приобретением исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности в случае, если срок их полезного использования, устанавливаемый организацией, не превышает 12 месяцев. Поэтому организация в случае приобретения таких прав должна самостоятельно установить, например, способ их признания.

Правила формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета регламентированы Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации ПБУ 1/2008", утвержденным Приказом Минфина России от 06.10.2008г. № 106н. В то же время, при выборе способа отражения в бухгалтерском учете конкретной хозяйственной операции организация должна руководствоваться и специальными положениями по бухгалтерскому учету, например:

  • Положением по бухгалтерскому учету "Учет договоров строительного подряда" (ПБУ 2/2008) для отражения доходов и расходов организаций, выступающих подрядчиками в некоторых договорах строительного подряда,
  • Положением по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008) для отражения расходов, связанных с обязательствами по полученным займам и кредитам,
  • Положением по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008) для отражения корректировки стоимости актива или обязательства, обусловленной появлением новой информации, которая производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности.

В 2010 году в вопросах налогообложения произошли изменения, которые необходимо учесть в учетной политике для целей исчисления налогов, например:

  • в связи с тем, что переуступка прав требования, вытекающих из договора займа или кредита, освобождается от налогообложения НДС, следует отразить порядок ведения раздельного учета входного НДС по указанным операциям,
  • так как организациям предоставлено право применять повышающий коэффициент при амортизации некоторых основных средств, надо определить размер этого коэффициента.

Ряд внесенных изменений, позволяющих сблизить налоговый учет с бухгалтерским, также необходимо проработать, если ранее в учетной политике приводился текст норм законодательства, изменившихся с 2010г., например, это касается:

  • стоимости МПЗ, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разработке выводимых из эксплуатации основных средств, а также при ремонте основных средств;
  • доходов (расходов) в виде курсовой разницы от переоценки валютных ценностей и требований (обязательств) в иностранной валюте.

Одной из основных составляющих налоговой учетной политики является определение порядка признания доходов и расходов. Ведь именно от него зависит величина налогового обязательства за отчетный или налоговый период. Этот элемент содержит в себе не только определение метода признания доходов (расходов) организации, но и способ распределения расходов, учет прямых и косвенных расходов.

По-прежнему в налоговой учетной политике:

  • если организация имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ, можно минимизировать трудозатраты на уплату налога на прибыль;
  • можно выбрать наиболее приемлемый метод начисления амортизации;
  • организация самостоятельно определяет перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг) в случае определения доходов и расходов по методу начисления.

 

ВОПРОС-ОТВЕТ

 

Может ли организация зарегистрировать иностранных сотрудников, приезжающих по рабочей визе, по адресу местонахождения организации?

 

Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"  (далее - Закон N 109-ФЗ). Этот нормативный акт определяет миграционный учет как деятельность по фиксации и обобщению сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства.

Ведут миграционный учет ФМС России и ее территориальные подразделения.

Миграционный учет имеет уведомительный характер.

В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 7 Закона N 109-ФЗ:

- постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания (в случае нахождения вне места жительства);

- временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.

В свою очередь, местом жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации является жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы, а местом пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации признается жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находятся и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежат постановке на учет по месту пребывания (ст. 2 Закона N 109-ФЗ).

В данном случае, под местом пребывания понимается не только жилое помещение, но и иное помещение, учреждение или организация. Таким образом, регистрация иностранного гражданина может быть произведена, например, по месту нахождения конкретной организации (подп. 4 п. 1 ст. 2 Закона N 109-ФЗ).

Сделать это необходимо по истечении 3 рабочих дней со дня прибытия.

Факт выезда иностранного гражданина из Российской Федерации на любой срок (в том числе с последующим возвращением) является основанием для снятия с миграционного учета. При новом въезде процедура регистрации повторяется.

Форма уведомления о прибытии иностранца в место временного пребывания (образец заполнения 1), а также форма заявления для регистрации по месту временного проживания (образец заполнения 2) издана вместе с Правилами осуществления миграционного учета, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9

 

 Отвечали эксперты компании МКПЦН

 

Ведущая рассылки Емельянова Ольга  

 

На сегодняшний день у нашей рассылки 10062 подписчиков.

Порекомендуйте нас своим друзьям и коллегам!

Архив Рассылки


В избранное